UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новое поколение выбирает Лемурию?..

По решению ЮНЕСКО Международный день философа начали отмечать совсем недавно. В феврале 2005 года н...

Авторы: Олесь Манюк, Петр Гнатенко

По решению ЮНЕСКО Международный день философа начали отмечать совсем недавно. В феврале 2005 года на заседании исполнительного совета ЮНЕСКО выступил с докладом «О межсекторальной стратегии в области философии» генеральный директор этой организации Коитиро Мацуура. В докладе подчеркивалось, что философия является «школой свободы». В принятом документе отмечается, что ЮНЕСКО рассматривает философию в широком смысле как науку, касающуюся универсальных проблем человеческой жизни и существования и наделяющую людей независимым мышлением. Философия — сердцевина человеческих знаний, а сфера ее охвата столь же широка, как и области компетенции самой ЮНЕСКО. Основные вопросы, рассматриваемые этой организацией, в частности образование для всех, культурное разнообразие, этика науки, права человека, демократия, культурный диалог между цивилизациями, нуждаются в прочной философской основе, аналитической и концептуальной точности.

В наше время ни о чем, пожалуй, не говорят так много, как о духовности. Говорят о том, что без духовного возрождения нечего даже и мечтать об экономическом благополучии; о том, что вне духовного расцвета неосуществим идеал национального возрождения… Под этими словами можно только подписаться. Но вот какая вырисовывается закономерность: в разговорах о духовности можно услышать много хороших, правильных слов о морали, религии (особенно о религии!), педагогике — только не о философии. О философии почему-то говорят с неохотой, нередко разговоры о ней приобретают, мягко говоря, странную окраску. За примерами далеко ходить не надо. На радио «Эра», в программе «Тинейджер-клуб» одному из авторов статьи довелось услышать любопытную сентенцию: оказывается, современная молодежь отдает предпочтение мифологическому мировоззрению, поскольку оно намного комфортней философии. Поневоле вспомнилась тут древняя легенда о материке Лемурия, где людей, для которых человеческий удел был слишком тяжел (некомфортен!), превращали в животных.

Когда-то в Российской империи преподавание философии в университетах было запрещено и это негативно отразилось на развитии общества. Государство, входящее в мир новых капиталистических отношений, споткнулось об инертное тело патриархальной общины. Эмигрировавший из СССР философ Дмитрий Зильберман (которого знаменитый философ Юрген Хабермас назвал «новым Максом Вебером») написал книгу с симптоматичным названием «Православный дух и материя коммунизма». В ней он достаточно убедительно (на большом массиве фактов) демонстрирует, что религиозный дух, господствующий в эпоху Средневековья, неизбежно «стягивает» общество к общинной форме, где каждому с рождения предопределено свое место и личностное самовыражение находится под запретом.

В эпоху Средневековья религия действительно служила оплотом морали в неизменном мире патриархальной общины. Бесспорно, религия играет большую роль в формировании духовного мира личности. Однако мы не можем согласиться с утверждениями, нередко встречающимися в литературе, когда духовность сводится лишь к религиозности, отождествляется с нею.

Человек, движущийся по жизни на костылях внешних догматических авторитетов, неизбежно породит зло в ситуации, требующей от него самостоятельного решения. Великий Иммануил Кант писал (в конце XVIII столетия!) о том, что безоговорочная вера во внешний авторитет делает человека послушной марионеткой слепых, фанатичных сил. Опыт Германии и СССР (опыт гитлеровского и сталинского террора) полностью подтвердил горькое прозрение кенигсбергского мыслителя. Не философы, а общинный дух, страшащийся свободы и личной ответственности, породил все тоталитарные режимы ХХ века. А потому духовность без философии — это действительно прямой путь… к разгулу суеверий, к вечным поискам внешних врагов. Согласитесь, перед нами как раз тот случай, о котором говорят: иное лекарство хуже болезни.

Волна духовных фантазмов (многочисленные «духовные целители», предсказатели всех мастей, «контактеры с космосом»), захлестнувшая наше общество, вот образ «долгожданной» «внефилософской» духовности. Бороться с этой волной репрессивными методами, как оказалось, невозможно. И уж тем более невозможно остановить эту волну суеверий директивным введением «единственно верного» вероучения. Ничего кроме раздора на таком пути ждать не приходится. Ведь это мы уже проходили и прекрасно знаем, чем оно завершилось и какие плоды принесло — заклинания марксизма-ленинизма у слишком многих отбили вкус к настоящей философии.

Многотрудный путь к гражданскому обществу был начат древнегреческими философами. Еще Гераклит писал, что граждане должны оберегать закон как стены своего города. Отзвуки его мысли слышны не только в работах других философов или действиях политиков. Сам ход европейской истории продемонстрировал правоту античных мыслителей. Каждый раз, когда человечество в своих социальных экспериментах опиралось не на мысль (тот самый античный «логос»), а на стихию, пусть даже праведных эмоций, итог был всегда один — кровь, хаос, «война всех против всех» (как говорил Гоббс, характеризуя состояние человечества вне гражданского общества). От Гераклита до Поппера красной нитью проходит мысль: люди, думайте, прежде чем действовать, ибо сон разума рождает чудовищ. И не будет натяжкой сказать, что гражданским миром человечество обязано именно философии, предваряющей любые социальные практики. Именно философы разрабатывали проекты государственного устройства тех стран, которые сегодня являются для нас политическими ориентирами, — так, к примеру, у истоков американской конституции стояли философы Джефферсон и Торо. Влияние философии на социальную сферу не уменьшилось с течением времени. Вот лишь несколько имен: Бьюкенен, который разработал философскую концепцию мегатрендов, оказавшую огромное влияние на современную политику; философ и политолог Френсис Фукуяма, консультирующий многих очень известных и влиятельных политических деятелей США и Европы.

Более того, в каждой клеточке человеческой культуры присутствует философия — явно или неявно. В религии — христианство не стало бы тем, чем оно есть, без опоры на неоплатоническую философию; буддизм и ислам стали мировыми религиями во многом благодаря деятельности исламских философов — факихов и буддийских мыслителей — бхикшу. В искусстве — музыка, театр, живопись корнями своими уходят в философию (достаточно вспомнить Пифагора с его гармонией небесных сфер!).

Теперь, что касается экономики. Для начала приведем признание Генри Форда, знаменитого автомобильного магната: по его словам, успеху в бизнесе он обязан духовным ориентирам, полученным из трудов Джона Дьюи, американского философа, основателя школы прагматизма. В современных экономических условиях — нестабильности и нелинейности развития — роль философии только возросла. Вице-президент концерна «Фольксваген» Кристиан Шнайдер сделал такое красноречивое признание: «Вначале мы обращались за аналитическими услугами в области маркетинговых стратегий к экспертам — экономистам и социологам. Но вскоре выяснилось, что эффективность их прогнозов и рекомендаций оказалась достаточно невысокой. Стало очевидным, что быстро меняющиеся условия современного рынка требуют более глобального, неординарного мышления. Тогда мы обратились за помощью к философам и, как подтвердилось впоследствии, не ошиблись».

Насколько глубоко вошла философия в ткань западной культуры, свидетельствует давняя традиция преподавания философии в школе. Такой опыт характерен для Франции, но в еще большей степени для США, где особое внимание уделяется созданию новых, более оригинальных методик преподавания философии для детей. И как результат — усиление значимости философского образования после кратковременного отхода (но не забвения!) философии на второй план в 80-х, начале 90-х годов прошлого века. Например, конкурс на философские факультеты таких университетов, как Кембриджский, Чикагский, Калифорнийский, Сорбонна, Коллеж де Франс, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, неуклонно растет, о чем свидетельствует информация независимых рекрутских компаний Европы и Америки. Выпускники философских факультетов никогда не пополняют ряды безработных — их охотно принимают на работу не только в бизнес-корпорации и концерны, но и такие организации, как… Пентагон, в котором работают большинство выпускников-философов Чикагского и Калифорнийского университетов.

Таково современное значение философии в западной культуре. И если мы стремимся к европейской интеграции, то нужно лишь вспомнить, что Украина — европейское в корнях своих государство. Вспомните Киево-Могилянскую академию — уникальное для своего времени высшее учебное заведение! И вспомните, насколько много значила для нее философия. Вспомните Григория Сковороду — великого воспитанника Киево-Могилянской академии, Памфила Юркевича, не менее великого преемника духа философии Сковороды, вдохнувшего новую жизнь не только в украинскую, но и в русскую философию…

Вспомните, чтобы вместе с ними, вместе с философией идти в будущее.