UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ночная бабочка на колесах.

Студент-первокурсник предложил систему освещения авто, которая во тьме не ослепляет водителей встречных машин Интересна история изобретения зеркала заднего обзора автомобиля...

Автор: Людмила Кучеренко

Студент-первокурсник предложил систему освещения авто, которая во тьме не ослепляет водителей встречных машин

Интересна история изобретения зеркала заднего обзора автомобиля. У одного из гонщиков на ралли заболел напарник, в обязанности которого входило посматривать назад (по нынешней терминологии — штурман). Оказавшись в безвыходном положении, он решил прикрепить сбоку кабины зеркало, чтобы видеть трассу позади себя. В результате не только справился сам, но и выиграл гонку. С того времени зеркало заднего обзора входит в обязательную комплектацию любого авто.

Первокурсник Киевской академии водного транспорта полтавчанин Андрей Ходурский тоже говорит, что усовершенствовать систему освещения автомобиля его вынудил дискомфорт, который испытывали его отец и дедушка — автолюбители — во время поездок в темное время суток, когда их (как, собственно, и всех водителей и пассажиров на переднем сиденьи) ослепляли фары дальнего света встречных машин. Семья Ходурских — заядлые автотуристы, для них лучший отдых — на колесах. Поначалу путешествовали по Украине.

— А когда я вышел на пенсию, — рассказывает дедушка Андрея Виктор Евгеньевич, кандидат технических наук, преподаватель Полтавского национального технического университета, — мы с женой и внуком осуществили европейское турне — от Полтавы до Парижа и обратно через Будапешт, Вену, Зальцбург, Инсбрук, Штутгарт, Страсбург, Дрезден, Краков. Андрей не только составлял маршрут путешествия, но и был за переводчика, поскольку свободно владеет английским языком, хотя его любимыми предметами в лицее были физика и алгебра.

Над идеей дополнительного освещения автомобиля Андрей Ходурский задумался еще будучи восьмиклассником.

— Когда мы с дедушкой путешествовали, нередко случалось, что не успевали засветло доехать до нужного населенного пункта, — объясняет юноша. — А в темноте встречные машины ослепляли нас фарами дальнего света и мы ослепляли ехавших нам навстречу. Так что приходилось все время переключать свет с дальнего на ближний. И тогда снижаешь скорость, поскольку уменьшается расстояние освещения, едешь как будто на ощупь, нервничаешь. Да и немало аварий случается из-за ослепления водителей. Кроме того, фары дальнего света имеют сравнительно узкий угол расхождения лучей, что не позволяет видеть обочины, а на крутых поворотах — и свою полосу движения.

Для лучшего освещения обочины решили установить впереди две дополнительные фары, разведенные в разные стороны. Андрей предложил включать их с помощью пятипозиционного переключателя. Почти синхронно родилась идея установить фару дальнего света на правом заднем крыле машины. Корпус авто закрывает ее от встречных водителей, и потому она их не ослепляет, зато хорошо освещает дорогу впереди и правую обочину дороги. Таким образом родились два изобретения.

Дед и внук воплотили идею в жизнь. Купили фары и пятипозиционный переключатель и, когда три года назад ремонтировали «Ниву» родителей Андрея, установили дополнительное освещение, хотя понимали, что больше удобств будет не у них, а у тех, кто в темноте едет им навстречу. Усовершенствование, кстати, не нуждалось в усилении мощности электрической части авто, стоило 200 гривен и было выполнено в собственном гараже.

Андрей показывает фотографии проведенного в прошлом году эксперимента. Стандартный дальний свет освещает пешехода на обочине дороги на расстоянии до 50 метров. Ближний — до 20 метров (это меньше тормозного пути даже при скорости 90 км/ч). А усовершенствованная система освещения авто хорошо высвечивает пешехода на расстоянии 40 метров, а также обочину с правой стороны и при этом не ослепляет водителей встречного транспорта.

Когда Андрей вместе с дедушкой решили запатентовать изобретение, им сначала отказали: дескать, похожий патент уже есть. Андрею пришлось перевести с английского американский патент и доказать, что он выдан только на развернутые в разные стороны дополнительные фары, которые включаются обычным трехпозиционным переключателем поворотов. А до пятипозиционного переключателя и фары дальнего освещения сзади на правом борту авто в мире еще не додумались. Хотя в Италии, например, целый научный центр занимается исключительно разработкой систем освещения автомобиля. В Германии начали производить системы, в которых фары поворачиваются вместе с рулем. В Японии предложили использовать систему ночного видения и компьютерной обработки видеосигнала и т.п. Но сколько будут стоить такие системы? Каждому ли водителю они будут по карману?

Серьезному научному подходу Андрей Ходурский научился в кружке «Физтех» при кафедре физики Полтавского национального технического университета. Его возглавляет Виктор Ходурский — дедушка Андрея. Не первый год Андрей становится победителем конкурсов Малой академии наук Украины. В прошлом году дипломом II степени была отмечена его разработка «Усовершенствование эстакад для обслуживания легковых автомобилей», кстати, защищенная двумя патентами на изобретение.

Разработка системы дополнительного освещения автомобиля стала абсолютным победителем регионального конкурса «Винахід-2006» и заняла второе место в номинации «Лучший молодой изобретатель года» в таком же всеукраинском конкурсе, который каждый год проводит департамент интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины. Победить в конкурсе, в котором участвуют научные и академические институты, действительно весомо. Всемирная организация интеллектуальной собственности признала Андрея Ходурского лучшим молодым изобретателем 2007 года.

Нынешнее лето для 17-летнего Андрея Ходурского было довольно напряженным: выпускные экзамены в лицее, вступительные экзамены в Киевскую академию водного транспорта. Но как только освоится в вузе, обещает всем отечественным и зарубежным автомобилестроительным компаниям прислать информацию о своем изобретении. Уверен, что его идея кого-то да заинтересует.

Несмотря на любовь к автомобилям, Андрей выбрал море — факультет «Морской и речной транспорт», специальность «Судовождение». Хочет быть, как и его отец Егор, капитаном дальнего плавания.