UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ КУСАЙ ЯБЛОКО, АДАМ!

«Тугодуму думать безопасно. Зато ему опасно жить: если грозит опасность, глупому Я не дано придумать, как спастись...

Автор: Александр Рожен
Ваше первое задание — несколько рядов палочек
- Для чего вы все это создали?- Если тебя об этом спросят, отвечай, что не знаешь...

«Тугодуму думать безопасно. Зато ему опасно жить: если грозит опасность, глупому Я не дано придумать, как спастись. В согласии с законом Дарвина, будущее принадлежит умным.

Будущее принадлежит Бездне, — хочется сказать».

Олег Крышталь. К пению птиц.

В канун Нового года не могу не вспомнить о том, что в редакции «ЗН» (как и во многих других коллективах газет, журналов, ТВ-студий и прочих организаций) есть правило — третий тост всегда поднимать «за женщин!». Оказывается, это огромное заблуждение, атавизм. С этим согласится каждый, кто прочитает нашумевшую книгу профессора Всеволода Зубакова «Дом Земля». Она буквально переворачивает многое в наших привычных представлениях. И вдруг осознаешь: «за женщин» необходимо поднимать первый, от силы — второй тост.

Убежденный сторонник и последователь Владимира Вернадского санкт-петербургский профессор попытался ответить на вопрос: что ждет обитателей Земли в ближайшей перспективе? Найденный им ответ заставляет посмотреть на мир иными глазами. Заключительные слова книги призывают людей отдать правление женщинам. Мол, только это спасет человечество от ожидающих его в будущем больших неприятностей. Впрочем, абсолютной гарантии спасения после многих тысячелетий безраздельного мужского господства ученый не обещает и в этом случае.

Зачем Ева сорвала яблоко?

Библейская история про изобретательную Еву, которая сорвала в Эдемском саду яблоко и протянула наивному Адаму, известна всем. Вот только зря мы не попытались повнимательнее приглядеться к этому сюжету. Ученые утверждают, что цивилизация началась с... появления первой настоящей женщины. В отличие от своих непривередливых предшественниц, живших по правилам животной страсти, она открыла людям непреходящее значение грамотного секса.

Вот что утверждает по этому поводу профессор В.Зубаков: «Точкой возникновения ствола культурной информации стало появление в одном из стад наших обезьяноподобных предков самки с постоянным половым влечением — первой женщины (Евы). Эта мутация — сексуальная революция — сделала социальные отношения в стаде более значимыми, чем отношения биологического доминирования, и явилась отправной точкой для возникновения у потомков Евы социальной организации — человеческого общества».

Итак, все началось с того, что Ева протянула яблоко Адаму. Справедливости ради нельзя не отметить, что мужчины от этого жеста выиграли немало. Антропологами действительно установлено, что во времена австралопитеков (около двух миллионов лет назад) в одном из африканских ущелий с высокой радиоактивностью банальная цепочка смены поколений была нарушена из ряда вон выходящим явлением — появилась самка, переставшая считать, что любовью необходимо заниматься в считанные дни весной. На ее взгляд, этим нужно заниматься круглый год...

Мелочь, не стоящая внимания? Как бы не так! Сие счастливое племя моментально получило огромные преимущества перед остальными. Дело в том, что все животные существуют по закону биологического доминирования сильнейшего самца. Он выгоняет всех набирающих силу молодых конкурентов, из-за чего стадо не имеет возможности расти численно.

«Чапаевский синдром»

С тех пор люди стали одобрительно относиться ко всяким изобретениям и техническим нововведениям. А поскольку все это на Земле продолжается уже давно, то именно с научно-техническим прогрессом принято связывать всякое улучшение в нашей жизни.

Увы! Не открою ничего нового, если замечу, что все имеет оборотную сторону. Когда до создания абсолютного изобилия и рая на Земле, казалось, было уже рукой подать, возник вопрос о самом существовании жизни на Земле. Новомодное слово «экология» сильно подмочило репутацию столь согревающего душу многим слова «прогресс». Теперь все чаще звучит вопрос: в какой экологической ситуации мы находимся сегодня и как в этих условиях выжить?

Однозначного ответа нет. Есть экологическая программа, разработанная ООН. Она дает очень противоречивый анализ происходящего, всячески избегая конкретной оценки. Много в программе говорится о дефиците времени, но сколько его осталось у человечества, в официальных отчетах, кроме общих рассуждений, — ни слова.

Это слабая позиция, считает Всеволод Зубаков, и предлагает ее усилить. Прежде всего, на его взгляд, следует признать: наличие сегодня глобального экологического кризиса. Многие сторонники сильной позиции придерживаются точки зрения, что человечество на половине пути — от глобального экокризиса к тотальной катастрофе. И времени у нас на все про все не более 50 лет. Налицо повсеместное прекращение биохимических круговоротов, истощение важнейшего минерального ресурса — чистой воды, исчезновение природных биогеоценозов. Поддержание кислородного режима уже становится проблемным: идет повсеместная вырубка лесов. И хотя 70% кислорода в атмосферу выделяет планктон океана, однако нефть, которая разливается на его поверхности, не дает водным организмам развиваться...

Не мешает вспомнить и о психо-информационном шоке, и о технологической готовности государств к самоуничтожению. С появлением дешевого биологического оружия, убийственная сила которого в 400 раз превышает мощь ядерного, великие державы потеряли контроль над техническими средствами самоуничтожения человечества. Десять небольших самолетов за один раз могут распылить смерть для 50 миллионов человек. Представьте, если бы 11 сентября террористы были вооружены биотоксинным оружием...

Однако и это еще не все! Самый драматичный процесс начался 30—40 лет назад — эндоэкологическое отравление высших организмов тяжелыми металлами, радионуклидами, химическими токсинами. Живые существа не адаптированы к воздействию различных ксенобиотиков и не умеют выводить наружу подобные вредные вещества. Накапливаясь внутри организма, они приводят к тяжелейшим последствиям, в т. ч. генетическим. Например, среди волков пять процентов особей по этой причине уже мутанты, так же в большинстве своем моллюски Финского залива. Дельфины в Северном море теряют возможность рожать... Все это не прошло и мимо людей. Свинец в опасных дозах обнаруживается в костях уже всех городских жителей. Не случайно современные мужчины утратили до 40% способности к производству потомства.

В Чапаевске, где находится мощный химкомбинат, у местных детей наблюдается патология, получившая название «чапаевский синдром» — наступление одряхления уже в двадцатилетнем возрасте, потеря способности мыслить, полное слабоумие. В России уже рождается 14—16 процентов дебилов. Впору бить тревогу, потому что с точки отсчета в 18 процентов начинается деградация нации. Интересно, каковы аналогичные данные для Украины?.. Когда эндоэкологическое отравление достигнет субпланетарных размеров, начнется необратимая лавинная мутация геномов высших животных (и человека в том числе), то есть практически наступит исчезновение высшей жизни...

Многие из перечисленных выше опасностей можно задержать. У науки для этого есть средства. Но с выбросом эндоэкологических отравителей, то есть радионуклидов, тяжелых металлов, в особенности химических токсинов, бороться чрезвычайно трудно — для этого необходимо в ближайшее время изменить всю технологию промышленности и сельского хозяйства, которые выработаны за 10 тысяч лет цивилизации. В считанные годы сделать это абсолютно невозможно. Поэтому эндоэкологический кризис — это фактически биологический приговор существованию человечества и всей высшей органики на Земле.

Известные исследователи, члены Римского клуба супруги Медоузы еще в 1972 году предсказали наступление к середине XXI века коллапса цивилизации. К тому же мнению склоняются и другие авторитетные мыслители планеты.

К пению птиц

Впрочем, некоторые ученые в принципе отвергают перспективу кризисов и катастроф, утверждая: их... никогда не было в прошлом и потому они не грозят нам в будущем. Другие аналитики с не меньшим энтузиазмом доказывают, что это ерунда, так как именно катастрофы — кнут эволюции, стимул к переходу в точках бифуркации (хаоса) на более высокий уровень развития, или, как говорил В.Вернадский, в новую организованность.

Следует отметить: в прошлом уже зарегистрирован аналог современного экологического кризиса. Два миллиарда лет назад в биосфере произошла катастрофа, из-за которой жизнь на Земле совершенно изменилась. Причиной этого катаклизма стали лидеры эволюции того времени — цианобактерии. Они дышали углекислым газом и азотом (кислорода тогда еще не было) и в качестве продукта жизнедеятельности выделяли кислород — яд для всех архибактерий, покрывавших сплошным ковром тогдашнюю поверхность Земли. В результате они быстро вымерли. Об этом «великом вымирании» напоминают лишь огромные запасы нефти, газа и графитов. По одной из гипотез, опустевшая экологическая ниша на поверхности Земли в течение многих миллионов лет была заполнена мутантами. Появился новый ствол жизни. Как видим, постановка проблемы выживания дает конкретный (хотя и малоприятный) ответ: мы сейчас находимся на рубеже, когда творится последующий новый ствол жизни.

Куда он уведет человечество? Каково вообще место человека в эволюции Земли? На эти важнейшие философские вопросы уже можно дать ответ. С точки зрения логистической теории эволюции, самая главная черта жизни и разума — экспансия на соседние территории. Сейчас человек овладел Землей и вышел в Космос. Но далекий Космос человек освоить не сможет — это по силам только искусственному интеллекту. Есть основания предположить, что современное человечество представляет собой лишь раннемладенческую стадию развития Разума. Об этом свидетельствует и тот факт, что сейчас формируется коллективный Разум.

Элементы такой парадигмы впервые появились в трудах Вернадского более полувека назад. Современный мыслитель и ученый Олег Крышталь в своем романе-исследовании «К пению птиц», развивая перспективы коллективного Разума, пришел к нелегкому для современного человека выводу о неизбежной потере индивидуальности как необходимой цене за освоение новых горизонтов.

Мало радости и в перспективах, рисуемых профессором В.Зубаковым. Опираясь на выводы, вытекающие из его «сильной позиции», он уверен: «Человечество вошло в бифуркацию (полосу хаоса). Ее длительность — едва ли больше пятидесяти лет. Конечный пункт этого интервала — точка Ю.Левина, в которой произойдет полный переход биосферы в техносферу. А это значит: за счет мутации геномов состоится вымирание всех высших организмов, которые имеют клетки с ядрами. Останутся только микроорганизмы и роботы, готовые к освоению космических далей...».

Вполне предсказуемое будущее?

Все любят повторять затертое выражение Бэкона «Знание — сила», но философу принадлежит и другая мысль: «Наука — это чудовище». Иначе говоря, ученые не осознают того, что творят. Общество слишком неповоротливо, чтобы справляться с изменениями, которые выбрасывает на рынок наука. В связи с этим мы уже пережили немало неприятностей. Новое, самое страшное — будет создан мир киборгов, о котором вслед за польским писателем Станиславом Лемом так упорно многие годы твердит киевский фантаст Игорь Росоховатский.

Впрочем, эта тема беспокоит не только писателей. В 1995 году на конгрессе роботизации в Лондоне профессор Уорвик продемонстрировал гномов, имевших электронный интеллект на уровне насекомых: они обменивались друг с другом информацией с помощью инфракрасного излучения, выбирали лидера и даже подчинялись ему. Каждый из них следовал собственной программе. Уорвик делает вывод: скорость эволюции электронного мозга таких роботов в миллион раз выше скорости эволюции наших предков. У кого же выше шансы в перспективе?

Неповоротливые и медленно развивающиеся люди не могут быть полезны в стремительно эволюционирующем мире роботов. А.Болонкин — ныне главный специалист НАСА, а когда-то профессор МВТУ, пишет: когда появятся совершенные электронные роботы, они прежде всего уничтожат людей либо в лучшем случае сохранят их в зоопарках...

Итак, повторим еще раз: мы сейчас у начала интервала бифуркации. Это последний шанс человечества. ООН в качестве рецепта спасения предлагает: меньше государственного управления экономикой, больше рыночных отношений и рекомендует всем государствам разработать план поддерживаемого (или как у нас неправильно перевели и теперь повторяют везде — устойчивого) развития. Это лишь слегка подштопанная модель того, что мы уже имеем и что доказало свою неспособность избавить нас от катастрофы. Все зашло так далеко, что нас не спасет рыночная стихия — необходима сознательно регулируемая программа жестких преобразований в мире, считает профессор В.Зубаков.

Такие величайшие умы, как И.Пригожин, Н.Моисеев, писали, что прогнозировать будущее мы принципиально не можем. Однако сейчас, когда дело идет к созданию коллективного Разума, многие ученые уверены: для коллективного Разума будущее принципиально теряет свою непредсказуемость. Нынешняя бифуркация требует от человечества сознательного выбора стратегии, с помощью которой следует идти дальше.

Правда, план, предлагаемый сторонниками сильного выбора, настолько нереален, что может вызвать улыбку. Одно утешение: мы столько раз имели возможность убедиться в том, что все великое начиналось с восклицания «Этого не может быть никогда!». И лишь после долгих споров люди соглашались на более мягкую формулировку: «А в этом что-то есть». Чтобы в конце концов отреагировать фразой: «Это тривиально!»

Сторонники сильного выбора ратуют за экологическое прозрение человечества — мы должны пройти эковсеобуч, и после этого следует провести мировой референдум, чтобы впервые в истории принять совместное решение по поводу творимого нами будущего. Необходимо сообща решить: как объединиться, как остановить рост населения на планете, как уничтожить нищету или, точнее, ограничить потребности и распределить производимое. На их взгляд, первое, в чем должно определиться человечество, — убедить высокоразвитые страны выделить средства для проведения эковсеобуча...

Как не вспомнить здесь байку из научного фольклора о профессоре Вульфе, посвятившем жизнь изучению леммингов. Он узнал о них все: строение каждой косточки, смысл любого издаваемого ими звука, позы, движения. Но однажды, исследуя очередного грызуна, уважаемый профессор воскликнул в сердцах: «Ну, зачем же вы, лемминги, одним недобрым днем собираетесь вместе и гуськом идете топиться?».

Лемминг задумался и ответил: «Мы тоже, уважаемый профессор, давно наблюдаем за людьми. И не можем понять только одного: почему и вы время от времени не делаете того же?».

В общем, у истории, которая началась с того, что Ева протянула Адаму яблоко, пока нет благополучного конца. Очевидно одно — здесь есть над чем задуматься всем нам сообща и каждому в отдельности.