UA / RU
Поддержать ZN.ua

Науку снова хотят «кинуть»?

«Наука должна подождать» — эти слова, сказанные одним из высоких должностных лиц еще на заре независимости Украины, оказались пророческими...

Автор: Лидия Суржик

«Наука должна подождать» — эти слова, сказанные одним из высоких должностных лиц еще на заре независимости Украины, оказались пророческими. С того времени руководители нашего государства так и не смогли задействовать интеллектуальный потенциал общества на благо его развития и роста благосостояния народа.

Нет ни малейших оснований надеяться, что политическая сила, уже триумфально заявившая о своей победе на выборах, сможет направить поезд с надписью «Украина» по пути инновационного развития и уже через десять лет, как это записано в программе, с которой В.Янукович шел на выборы, приведет государство к сообществу наиболее экономически развитых стран мира. И хотя донецкие ребята любят похваляться, что «Донбасс порожняк не гонит», предвыборная программа «Украина — для людей», тем не менее, вызывает в этом сомнение. Ее словно лоскутное одеяло «сшили» из популистских лозунгов, рассчитанных разве что на наивных людей. Хотелось бы знать, где тот суперскоростной экспресс, который должен стремительно доставить нас в благополучное будущее. Вдумчивых читателей весьма тешит фраза о том, что стержнем «динамических преобразований станет применение уже апробированной нами действенной инвестиционно-инновационной модели развития». Интересно, что это за модель, где ее «обкатывали» и каковы реальные результаты такой апробации?

Поражает, что в программе вообще не нашлось места для слова «наука». Где в таком случае возьмутся инновации и современные технологии, на основе которых бело-синие собираются продвинуть страну в двадцатку наиболее развитых стран (G20)? По-видимому, считают, что их можно купить, как, впрочем, и многое другое. Но кто же их продаст? Стране, которая не способна производить свой наукоемкий продукт, в мировом экономическом пространстве заведомо отводится роль потребителя технологий вчерашнего дня. Правда, в одном из выступлений кандидат в президенты В.Янукович все же вспомнил об отечественной науке, обещая привлечь наилучших ее представителей к разработке программы развития угольной отрасли, которые «будут работать на повышение производительности труда». Кажется, что после таких заявлений талантливая молодежь из лучших украинских университетов, не видя перспективы для применения своих способностей и знаний на родине, проголосует ногами, то есть поедет искать научное счастье за границей.

Очевидно, отечественной науке отныне и ждать уже нечего. Если в предыдущие годы хотя бы обсуждались намерения относительно модернизации и развития научной сферы, то сейчас речь будет идти разве что о распродаже и присвоении того, что осталось. А, надо сказать, осталось еще немало — академического имущества, зданий и земли, на которой расположены когда-то мощные научные комплексы. Придя к власти, бело-синие, очевидно, припомнят Патону благосклонность к Ю.Тимошенко (Борис Евгеньевич был ее доверенным лицом во время предвыборной кампании. Правда, президент НАНУ в свое время поддерживал и Януковича...). В недрах Национальной академии шепотом обсуждают, кто же станет преемником 91-летнего Б.Патона на посту президента главного научного учреждения государства. Тасуются старые карты (то есть кадры), и как ни кинь — всюду клин.

Из программных постулатов регионалов можно сделать вывод, что, по крайней мере, те, кто причастен к подготовке программы «Украина — для людей», очень далеки от науки, понимания ее коренных проблем. Большой вопросительный знак — как она будет финансироваться. Если ведущие государства мира вкладывают в научную сферу два-три процента от валового внутреннего продукта, то у нас показатель общего финансирования науки составляет стабильно меньше одного процента. При этом не секрет, что большинство выделенных средств проедается, то есть идет на заработную плату, покрытие затрат на жизнеобеспечение научных учреждений.

За политическими межусобицами руководителям государства не до науки и образования, хотя в любой развитой стране эти отрасли являются приоритетными в государственной политике. Мало того, у нас отсутствует политика в научной сфере. Похоже, что руководство государства, независимо от персоналий, вообще не понимает, зачем нам нужна наука. Поэтому мы так и не сподобились определиться с научными приоритетами, и уже несколько лет живем без соответствующего закона.

Несмотря на общее нищенское состояние науки, неустанно растет армия кандидатов и докторов наук. В последние годы, как известно, в ее ряды влились многие политики, в частности и регионалы. И если о том, как будет гарантироваться каждому ребенку место в дошкольном учреждении (см. программу), можно только гадать, но что касается обеспечения однопартийцев учеными степенями — никакого сомнения. Разумеется, что о трансформации системы аттестации научных кадров, адаптации ее к существующей в цивилизованном мире, то есть введении степени доктора философии (PhD) вместо существующей еще с советских времен двухступенчатой системы аттестации, можно забыть. По крайней мере, на ближайшие пять лет.

В сфере образования новая власть обещает настоящую «революцию» — отменить независимое внешнее оценивание при поступлении в высшие учебные заведения и вернуться к десятилетке (последнее было заявлено в одном из выступлений В.Януковича: «Мы не будем у наших мальчиков, у нашей молодежи забирать эти два года»). Но ведь внешнее тестирование уже признано эффективной моделью оценивания знаний выпускников школ, что — и это очень важно — дает возможность избавиться от коррупции при поступлении в вузы. Кстати, сдать тест по украинскому языку значительно проще, чем написать диктант (это признают сами школьники), главное — различать значения слов, не путая, например, генофонд с другим похожим термином.

Удивительно, каким образом три украинских университета (и почему именно три?) «должны войти в мировой рейтинг 500 лучших высших учебных заведений»? Разве что ПР составит свой собственный рейтинг? О том, что украинское образование нуждается в системных структурных изменениях, модернизации университетов и других учебных заведений, в программе — ни слова. Как и о профильном обучении, которое дало бы возможность существенным образом повысить уровень подготовки учеников общеобразовательных школ и лицеев. Не имея конкретного наполнения, раздел программы «Образование — достойная инвестиция в будущее!» воспринимается как банальная декларация.

Не может не растрогать забота претендентов на высшую власть в стране о здоровье народа. Одно из программных намерений — увеличить объемы «бюджетного финансирования системы здравоохранения, доведя их до общеевропейского уровня (10% ВВП)». В следующем пункте речь идет о решительном намерении искоренить «учрежденную властью позорную практику поборов с больных за получение медицинских услуг». Интересно, какую власть имеет в виду уважаемый Виктор Федорович? Ведь эта практика буйно процветала и во времена его руководства правительством. Как, кстати, и теневые схемы распределения финансовых потоков в желательном для клановых интересов направлении. Обещание гарантировать качественную бесплатную экстренную медицинскую помощь — также «цяцянка» для наивных. Ведь при нынешнем плачевном состоянии государственных и коммунальных лечебных учреждений, почти полной изношенности медицинского оборудования и аппаратуры даже при всем желании медиков достичь этого нереально. Или, может быть, Виктор Федорович имеет в виду исключительно больницу в Феофании, где бесплатно обслуживаются наши «слуги народа» и на переоснащение которой в бюджетных средствах недостатка нет? В целом из этого раздела можно сделать вывод, что реформы здравоохранения в интересах народа новая/старая политическая сила делать не собирается. Фраза о том, что институт семейного врача должен стать основой современной системы медпомощи, тоже не более чем популистская.

А вот относительно проблем экологии, в частности качества питьевой воды, у Виктора Федоровича намерения серьезные. Тем более что есть повод упрекнуть своих политических оппонентов. Об этом он заявил находясь в Одессе: «Я знаю, что это огромная проблема на всей территории Украины — как в малых, так и в крупных городах. И о том, что эти вопросы крайне запущены и пять лет в этом направлении практически ничего не делалось, я тоже очень хорошо знаю. Нам придется эти вопросы подтягивать (как? — ответа нет. — Ред.), впрочем, как и многое другое». Относительно другого, то здесь работы, как говорится, непочатый край. Украина скоро будет завалена эверестом отходов, в том числе очень токсичных, которые не перерабатываются и не обеззараживаются. В родном Виктору Федоровичу Донбассе ждут своего решения проблемы терриконов. Необходимо переоснащать современными очистительными системами металлургические комбинаты, накопители коксохимических комбинатов загрязняют подземные воды и т.д. и т.п. Решать эти и многие другие насущные проблемы, от которых зависит, в частности, и то, как скоро мы приблизимся к вожделенной цели — сообществу наиболее развитых стран мира, невозможно без достижений современной науки и новейших технологий. Или снова скажут, что наука должна подождать?