UA / RU
Поддержать ZN.ua

«НАУКА И ЖИЗНЬ»: ОТ БЛЕСКА ДО НИЩЕТЫ — ОДИН ШАГ

Об отношении нашего общества к науке сказано достаточно. И все же гораздо нагляднее оно проявилось в судьбе научно-популярных журналов...

Автор: Александр Рожен

Об отношении нашего общества к науке сказано достаточно. И все же гораздо нагляднее оно проявилось в судьбе научно-популярных журналов. Еще десять-пятнадцать лет назад они выходили миллионными тиражами. Из них общество черпало наиболее достоверную информацию, и вдруг в одночасье все перевернулось. Один за другим перестали выходить украинские журналы просветительского плана. Почти не подает признаков жизни когда-то знаменитый «Киевнаучфильм». Не видно в киосках таких грандов, как «Наука и жизнь», «Знание - сила» и прочие.

Побывав недавно в Москве, я первым делом спросил в газетном киоске с детства знакомые журналы: «Техника - молодежи», «Химия и жизнь»… Юная продавщица посмотрела на меня с подозрением: «А где вы видели такие журналы? Их в природе не существует!»

Я не поверил своим ушам и зашел в редакцию журнала «Наука и жизнь». Благо, она в самом центре. О том, как сегодня живут журналы, пишущие о науке в России, рассказал главный редактор Игорь Лаговский. Естественно, первый мой вопрос был о гигантских тиражах, превышавших 3,5 миллиона экземпляров, которыми славился когда-то этот журнал.

- Сегодня у нас только 33 тысячи экземпляров. Из них 1500 разными путями уходят в Украину. Смешно сказать - когда-то в Украине расходилось 400 тысяч экземпляров! Но сейчас розница наш журнал не берет. Он продается в Москве только в двух киосках, с которыми у нас специальное соглашение - отдаем журнал по себестоимости. В основном, он распространяется по подписке.

Очень трудно на знании делать бизнес. Порой хочется все бросить или поднять цену на журнал, но понимаем, что людям, которых еще интересует знание, тоже трудно - стоит лишь немного повысить цену журнала и они откажутся от него. Им это не по карману!..

- Неужели у вас нет рекламы?

- Можно сказать, нет. Выживаем только благодаря читателям. Рекламу в ежемесячный, не особенно тиражный журнал привлечь трудно.

- А спонсоры, почитатели чистого знания не приходят на помощь?

- Ни Российская академия наук, ни фонд Сороса, ни кто иной не помогает. После августовского экономического обвала у наших сотрудников уменьшилась зарплата на 70 процентов. Журнал сильно «похудел»: было 160 полос, а стало 128.

И это еще хорошо! Другие журналы: «Техника - молодежи», «Знание - сила», «Химия и жизнь», «Энергия», даже «Крестьянка» перенесли это время еще тяжелее. Они сдваивали, страивали выпуски. Мы пошли на то, чтобы самим сжаться, но читателя не обидеть.

- Вы не пробовали приспособиться к рынку?

- Мы издаем журнал ради популяризации знаний. Это не просто информация, а и распространение знаний. Наше кредо: знания фундаментальные, техника и чисто практические знания, которые интересны всем. Поэтому журнал состоит из двух половин: наука сама по себе и вторая - сад, огород, домашнее хозяйство, внедрение науки и техники в быт, повседневную жизнь. Собственно характер журнала сохраняется с 1890 года, когда он был основан. Кстати, тогда уже к нему было приложение, которое называлось «Дело».

- И все же в киосках полно дорогих журналов, которые покупают люди. Вы не пробовали выяснить секрет их популярности?

- Некоторые наши работники ушли в такие журналы. Но там другая аудитория, другая подача, рассчитанная на то, чтобы развлечь, привлечь. Там не считаются с тем, что это может быть лженаука: астрология, парапсихология, скандальчики всякие. Читатель хочет - пожалуйста.

- В последнее время даже серьезные западные научно-популярные журналы изменили свое содержание - в них больше места посвящается генетическим, медицинским, экологическим проблемам. Зато уменьшилась доля физики, техники. А как у вас?

- Биологии и у нас стало больше. Это веяние времени. Но я хотел бы обратить внимание еще вот на что - с учеными в последнее время стало труднее работать. Они не хотят писать о своих достижениях. Прошел интерес у ученого люда ознакомить других с наукой, а наш журнал всегда старался подавать материал из первых рук. Так как вытащить из ученого материал очень трудно, большей частью работаем с посредниками - научными журналистами.

Один из членов нашей редколлегии Владимир Губарев затеял в РАН даже чаепития по средам, где ученые выступают с докладами о том, чем они занимаются. На эти встречи охотно приходит молодежь из университета, из газет, журналов.

- Вы когда-то печатали в своем журнале рейтинги научных тем. Какие темы сегодня пользуются наибольшей популярностью?

- Практические знания, которые отвечают на вопрос: как выжить, что сделать, как самому что-то построить. Популярны по-прежнему занимательные разделы: через игру к знаниям, через забавы к науке. Такая тенденция характерна для многих - даже в Политехническом музее работу построили аналогичным образом. Там много всяких игр, головоломок…

- У нас в киевском планетарии ставят даже пьесы на астрономические темы. Они пользуются немалым успехом. Ну а уроки по космический биологии, которые вел наш космонавт Леонид Каденюк с орбиты по ТВ для украинских и американских школьников, а те принимали в них непосредственное участие - это, я думаю, прорыв на совершенно новый уровень популяризации науки.

Не исключено, что Интернет позволит включить школьника и студента в живой научный эксперимент. Может быть, на смену привычным формам рассказа о науке идут более активные, или, как сейчас говорят, интерактивные формы соучастия…

- Да, видимо, сейчас во всем мире поиск идет в этом направлении. Во Всероссийском выставочном центре (бывшем ВДНХ) ставятся занимательные опыты, проводятся научные шоу, викторины, игровые семинары. Мы тоже в своем журнале стараемся активизировать отношения с читателями - устраиваем конкурсы, психологические практикумы, головоломки. Главный поток писем к нам идет именно по этим разделам. Возможно, все это в сочетании и является признаками возрождения интереса к научному знанию.