Так называлась прошедшая в Харькове II Международная ярмарка технологий, посвященная как предотвращению угрозы, так и устранению последствий террористических актов. Она была организована Академией технологических наук Украины при участии Академии прикладной радиоэлектроники, Харьковского национального университета радиоэлектроники, Национального университета внутренних дел и Национального научного центра «Институт метрологии» при поддержке силовых ведомств страны. Вниманию участников был предложен целый комплекс разработок ученых на любой стадии готовности — от идеи до законченного изделия.
Корреспонденту «Зеркала недели» удалось обезвредить опасного террориста прямо на ярмарке. С пятого выстрела я серьезно ранила в плечо зловещего вида человека в камуфляже, показавшегося в окне одного из домов. Из раны полилась кровь, преступник застонал и выронил оружие.
И хотя в этом случае полем битвы выступал универсальный мультимедийный тир (УМТ), все выглядело максимально приближенно к реальности. Отчасти похоже на компьютерную игру, только нажимать нужно было не на клавиши, а на курок реального пистолета, и террористы были не на мониторе, а на расположенном в нескольких метрах экране, да еще и в натуральную величину. По сути дела, стрелок становится действующим лицом фильма, в котором сюжет развивался в зависимости от результатов его действий. Если бы я попала террористу в жизненно важный орган, он бы упал и перестал двигаться. А если бы «промазала», то он бы убежал с экрана, чтобы дальше творить свои «черные дела». Причем каждый из видов стрельб сопровождается адекватными звуковыми и видеоэффектами, а их результаты выводятся на экран в виде текстовой и цифровой информации.
Стрелковому тренажеру с обратной связью, созданному учеными Харьковского национального университета радиоэлектроники, в мире нет равных. На нем можно одинаково успешно упражняться в стрельбе из боевого, пневматического и лазерного оружия по самым разным мишеням — как подвижным, так и перемещающимся. Инфракрасная видеокамера высокого разрешения регистрирует любые пробоины, ПК определяет их координаты и в соответствии с результатами мгновенно включает нужный вариант развития видеофильма. Эффективность новинки в течение двух лет отрабатывалась и проверялась на экземпляре, установленном в одном из стрелковых тиров Харькова. Дело в том, что УМТ снабжен легкосъемным экраном, который дает возможность быстро переоборудовать обычный тир в мультимедийный.
Специалисты — представители МВД, пограничники и военные — были в восторге от новинки. При использовании УМТ процесс обучения первичным стрелковым навыкам ускоряется на треть и на столько же улучшаются показатели в стрельбе, в то время как расходы патронов на учебные стрельбы сокращаются в несколько раз.
На ярмарке были представлены и другие интереснейшие антитеррористические разработки. Например, радиолокационная система обнаружения взрывоопасных предметов, в частности мин. Причем любых — пластиковых, металлических или без оболочки. Разработчики, специалисты Харьковского университета воздушных сил, не исключают, что такая система, основанная на математическом моделировании, может быть использована и для выявления взрывоопасных вещей на человеке, например, в «поясе шахида».
Большой интерес вызвала разработка донецкого отделения Академии технологических наук Украины — системы для защиты дыхания. Это и противогазы новейшего поколения, и автономные воздушные аппараты, по сути, акваланги для суши. Все устройства уже опробованы в условиях, приближенных к реальным, — на шахтах Донбасса. Национальный аэрокосмический университет «ХАИ» предложил концепцию миниатюрных беспилотных летательных аппаратов, которые могут использоваться для зондирования мест загрязнения радиоактивными и химическими агентами, а одно из харьковских предприятий — аппаратные и программные средства выявления незаконных вложений при таможенном контроле людей и грузов.
— Николай Михайлович, на ярмарке было представлено немало интересного «товара». Нашлись на него покупатели или это была обычная научная конференция по обмену идеями? — спрашиваю председателя харьковского отделения Академии технологических наук Украины Н.Кирюхина.
— Нет, это была ярмарка в полном смысле слова. После сбора всех технических предложений, а их оказалось около 40, экспертная комиссия отобрала лучшие, которые будут опубликованы в виде отдельного сборника. Каждая статья будет сопровождаться специальной заявкой — упрощенным инвестиционным меморандумом, в котором будет изложена сущность идеи (разумеется, без раскрытия ноу-хау), приведены мировые изобретения-аналоги, если они есть, указана предполагаемая сфера применения и объем финансирования, необходимый на доведение новинки до промышленного образца.
Хотелось бы обратить внимание на одну принципиальную проблему. Традиционные научно-технические конференции собирают специалистов в одной, как правило, достаточно узкой области. Поэтому оценить хорошие идеи легко, и оргкомитеты без значительных усилий отсекают информационный шум уже на стадии подготовки. В нашем случае предложения охватывают очень широкий круг специализаций. Поэтому мы пошли по принципиально иному пути — отбор производился по признаку их необходимости потенциальным заказчикам. Так, по просьбе нашего оргкомитета в экспертную комиссию были делегированы полномочные представители силовых ведомств Украины, которые вместе с ведущими учеными и произвели первичную селекцию предложений. Приятно отметить, что целый ряд проектов сразу же заинтересовал потенциальных заказчиков в Украине.
— Разработки наших ученых вызвали большой интерес и у присутствующих на ярмарке представителей Украинского научно-технологического центра (УНТЦ), программ TACIS-BISTRO, BIZPRO-USAID, Британского совета и российского консульства.
— Вторая задача, которую решала экспертная комиссия, это отбор предложений для международного сотрудничества. Вы ведь прекрасно знаете, что тема недостаточного финансирования отечественной науки уже набила оскомину. В результате перспективнейшие разработки годами «пылятся на полках» без движения. Совместные проекты с зарубежными коллегами могут существенно ускорить этот процесс, поэтому мы представили отобранные предложения на круглом столе, который был приурочен к проходившему в Харькове Международному форуму по прикладной радиоэлектронике. Представители мировой научной общественности проявили интерес к нашим разработкам, что подтвердило правильность отбора.
— Как именно этот интерес будет воплощаться в конкретные действия?
— Первой наградой победителям будет сотрудничество с американской программой BIZPRO. Эксперты этой программы планируют превратить наши «доморощенные» инвестиционные предложения в нечто, способное привлечь зарубежного инвестора. Причем обещают сделать это бесплатно. Эксперты европейского проекта TACIS «Коммерциализация космических технологий» обеспечат победителей пакетом рекомендаций по защите интеллектуальной собственности. Оргкомитет планирует также привлечь инфраструктуру деловых связей УНТЦ, британской программы Global Watch и других международных программ в Украине для поиска европейских и североамериканских партнеров для наших разработок.
Те из наших разработчиков, которые найдут заинтересованного партнера в дальнем зарубежье, получат возможность непосредственного общения с ним — УНТЦ планирует выделить им до пяти целевых грантов на командировки в США, Канаду и Западную Европу. Мы планируем, что финальный этап ярмарки реализуется в виде нескольких партнерских проектов. Кстати, в 2002 году на подобном семинаре два предложения получили финансовую поддержку в виде зарубежных научных грантов.
— Есть такая пословица: «Гладко было на бумаге, позабыли про овраги»…
— Конечно, есть проблемы, с которыми разработчики обязательно столкнутся при продвижении своих технологий.
Проблема номер один — это схема реализации будущего проекта. Наиболее простой вариант для западного партнера — приглашение ключевого украинского разработчика в качестве временного сотрудника к себе в страну. Ориентировочная плата за приобретение предложения или технологии в этом случае составит для Запада около 20 тысяч долларов США. Более сложный вариант — грант УНТЦ — «весит» уже около 100 тысяч долларов. Партнерский проект может принести Украине те же 100 тысяч плюс дополнительные средства в виде роялти. И, наконец, «высший пилотаж» — производство высокотехнологичных изделий непосредственно в нашей стране и продажа их западному заказчику. В этом случае доход может превысить предыдущие случаи в десятки раз.
Безусловно, для Украины наиболее привлекательным выглядит последний вариант, но его невозможно реализовать без поддержки со стороны государства. До тех пор, пока наши чиновники не перестанут просто говорить о «бездонном резервуаре» технологий и не начнут на практике помогать разработчикам, увы, будет преобладать первый вариант.
Проблема номер два — защита интеллектуальной собственности. Разрешение клубка возможных противоречий, связанных с этой проблемой, сложная задача даже для хорошо регламентированного западного мира. У нас же противоречия усугубляются, как минимум, обоснованными претензиями на эту собственность со стороны государства (практически все значимые идеи имеют корни в ВПК бывшего СССР) и отсутствием количественных ориентиров.
В качестве примера могу привести практику программы коммерциализации в национальных лабораториях Министерства энергетики США. Весь доход, полученный от продажи технологии, делится здесь на три части. 15% от него получают авторы, 50% остается в распоряжении руководства национальной лаборатории для использования исключительно в целях финансирования новых разработок. Наконец, оставшиеся 35% дохода выделяются отделу коммерциализации и используются для оплаты юристов, командировок к покупателям, при представлении продукции на выставках, словом для всего того, что называется модным словом «promotion».
— А как у нас распределяются доходы?
— Верховная Рада приняла чрезвычайно важный закон о госрегулировании деятельности в сфере трансфера технологий. Он предполагает отчисления 50% НДС от продажи технологий научно-исследовательскими организациями в специальный фонд госбюджета с дальнейшим использованием этих средств для выплаты вознаграждения авторам технологий и разработку новых проектов. В соответствии с законом, в спецфонд госбюджета отчисляется 50% налога на прибыль предприятий, использующих технологии, с дальнейшим направлением этих средств на приобретение и освоение новых разработок. Заковыка состоит в том, что порядок отчисления средств в спецфонд есть, а какая именно часть дохода поступит авторам и предприятию-разработчику — об этом не говорится.
Перечень проблем можно продолжать до бесконечности. Приведу еще одну. Это сертификация продукции по тематике нашей ярмарки. Всплеск потребностей в технических средствах борьбы с терроризмом наблюдался после событий 11 сентября 2001 года. Соответственно, начался выпуск большого количества приборов и оборудования, которые основаны на новых принципах. Изготовителями большинства из них, а многие приборы закупаются и будут поставляться в будущем для оснащения соответствующих структур в Украине, являются западные компании. В то же время нормативная база для такого оборудования — стандарты, технические условия и т.д. — не создана пока даже в США, не говоря уже о других странах. Мы обязательно должны работать в этом направлении — без разработки национальной нормативной документации Украина рискует стать складом «мусора», то есть тупиковых технических решений.