UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАУЧНЫЙ КУРЬЕР «ЗН»

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЗГОВ В течение последних десятилетий интеллектуальная элита Индии испытывала те же проблемы, что и наша...

Автор: Оксана Приходько

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЗГОВ

В течение последних десятилетий интеллектуальная элита Индии испытывала те же проблемы, что и наша. Поэтому неудивительно, что десятки тысяч индийских специалистов в области высоких технологий оказались за рубежом. И прежде всего в знаменитой Силиконовой Долине. Там ко многим из них пришел успех, как профессиональный, так и коммерческий. И теперь многие бывшие эмигранты из Индии возвращаются домой, прежде всего для того, чтобы инвестировать свои капиталы в возрождение индийской экономики.

С конца 60-х годов из Индии в Америку выехало более 25 тысяч выпускников самых престижных высших учебных заведений. В течение нескольких десятилетий они играли весьма важную роль в обеспечении технологического прорыва Соединенных Штатов, и сейчас в одной только Силиконовой Долине они возглавляют не менее 750 преуспевающих компаний. При этом личный капитал многих из них превышает сотни миллионов долларов. Обращение индийского правительства с просьбой собрать миллиард долларов прямых инвестиций в развитие науки и технологии Индии встретило среди них самый активный интерес. Тем более, что политическая и экономическая ситуация в стране за последние годы заметно изменилась в лучшую сторону.

Многие разбогатевшие в Америке и обогатившие американскую экономику выпускники индийских университетов и других учебных заведений и раньшеохотно жертвовали значительные суммы своим альма матер. Однако сейчас речь идет уже не только о филантропии, а о бизнес- проектах, которые могут принести неплохую прибыль. Причем, если еще несколько лет назад тесные связи между бывшими и нынешними выпускниками индийских университетов использовались для того, чтобы вывозить наиболее способных студентов в Америку, то теперь ставка делается на тех студентов, которые предпочитают остаться в Индии.

Экспорт программного обеспечения из Индии с 1990 года вырос на 50 процентов, и эта отрасль народного хозяйства, в которой ныне занято 280 тысяч человек, принесла за прошлый год 4 миллиарда долларов прибыли, большей частью за счет продаж ПО американским компаниям. Правда, и Америка все еще не потеряла притягательность для индийских специалистов: ведь там бывший выпускник может рассчитывать на зарплату, которая в семь раз превышает ту, которую он может получить у себя на родине. В США по-прежнему с удовольствием принимают индийских специалистов: из 115 тысяч рабочих виз, выданных Америкой в прошлом году, треть досталась именно индийцам. Однако термин «утечки мозгов» в индийской прессе в последнее время используется все реже. Теперь предпочитают говорить о «циркуляции мозгов».

ИНВЕСТИЦИИ В НАУКУ

В абстрактной теории прямые инвестиции в науку выглядят более чем привлекательно и с точки зрения инвесторов, и с точки зрения самих ученых. Однако на практике результатами сотрудничества обычно недовольны как те, так и другие. Статистика показывает, что лучше и быстрее всего окупаются вложения в небольшие малораскрученные проекты, которые могут привести к настоящим прорывам в любых отраслях экономики. Однако и риск таких инвестиций достаточно высок. И не только потому, что оценить перспективность научных разработок не всегда под силу даже узкому специалисту. Гораздо более важным оказывается тот факт, что ограничиться выделением определенной суммы денег на сами исследования не получится: ведь даже в случае успешного завершения программы полученный продукт необходимо подвергнуть коммерциализации. Иными словами, провести его маркетинговую обработку. Причем грамотно проведенная коммерциализация обычно играет даже более важную роль, чем научная ценность самого продукта.

Тем не менее привлекательность таких инвестиций во всем мире растет достаточно быстрыми темпами. Так, если в Америке в разгар Второй мировой войны научные разработки на две трети финансировались государством, и только одна треть — частными инвесторами, то сейчас это соотношение изменилось с точностью до наоборот. В Западной Европе на долю частных инвестиций сейчас приходится 52 процента, тогда как в Японии — все 79 процентов. Правда, большая часть этих огромных сумм выделяется крупными компаниями, для которых такие инвестиции являются не столько средством получения прибыли, сколько показателем своей надежности и экономического благополучия. Такие «киты», как General Motors, могут позволить себе тратить на науку и до пяти процентов от всей суммы своих расходов. Правда, отдача там намного ниже, чем в маленьких юрких компаниях, для которых и полпроцента — непозволительная роскошь.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы