Ученые скоро получат то, чего так долго ждали. Нет, речь не о задолженной зарплате, в конце концов не хлебом единым определяется существование ученого, что он и доказал, не получая жалованья в нередких случаях по полгода и более. Истинные ученые обеспокоены не столько проблемами своего физического здоровья и собственной дистрофией, сколько «атрофией мозга нации», к которой приводит финансовая и правовая незащищенность научного работника в нашем государстве.
Принятый в 1991 году Закон Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» оказался по существу мертворожденным. Большинство его статей не имело прямого действия, а отдельные, в частности, определяющие финансовые и налоговые рычаги осуществления государственной научно-технической политики, вошли в противоречие с последующими законодательными актами. В последние годы неравнодушная к судьбе украинской науки научная общественность подготовила и вынесла на широкое публичное обсуждение проект нового закона о науке, в основу которого были заложены довольно демократические принципы. Его раскритиковали за утопичность. В то же время разрабатывались и другие проекты. Такая законодательная инициатива «снизу» свидетельствует об острой необходимости «расширения и укрепления правового поля научно-технической сферы», на чем акцентировалось, в частности, на Всеукраинском совещании ученых.
В настоящее время Министерством по вопросам науки и технологий на рассмотрение Верховной Рады представлен проект новой редакции Закона «Об основах государственной политики в сфере науки...» Он претерпел существенные изменения в содержании и направленности, поэтому разработчиками предложено новое название законопроекта - «Об основах государственного регулирования и управления в сфере научной и научно-технической деятельности».
Авторский коллектив новой редакции закона особенно сосредоточил внимание на проблемах законодательного регулирования оплаты труда и пенсионного обеспечения ученых. «Оплата труда научных работников, - гласит статья 17, - должна обеспечивать достаточные материальные условия для эффективной, самостоятельной творческой их деятельности и повышения престижа профессии научного работника». Далее уже более конкретно об окладах, о доплатах, надбавках. Если доплата за научные степени и ученые звания, а также надбавки за стаж находится в зависимости от собственника научной организации или уполномоченного им органа, то средние ставки и должностные оклады сотрудникам научных организаций, финансируемых (полностью или частично) из бюджета, государство гарантирует «на уровне соответствующих средних ставок и должностных окладов преподавателей высшей школы». Научные работники, уходя на пенсию, вправе рассчитывать на 80% среднемесячного заработка без ограничения предельного размера пенсии.
Проектом предусматривается «реальное обеспечение равных организационных, правовых, экономических условий для субъектов научной и научно-технической деятельности независимо от форм собственности и подчиненности». Что касается финансирования и налогообложения в сфере научной и научно-технической деятельности, то все возможные рычаги, позволяющие создать благоприятные условия для такой деятельности, подробно изложены в статье 38 законопроекта (льготное налогообложение, дополнительные льготы и т.п.).
Предполагается внедрение принципиально новой схемы финансирования ученых. По мнению министра науки и технологий, академика В.Семиноженко, должно быть два источника финансирования ученого. Один - это базовое финансовое обеспечение, другой - финансирование по конкурсным проектам и программам. Средства на их реализацию научные работники должны получать непосредственно, минуя институты с их многочисленным админаппаратом. Эту схему планируется внедрить в практику со следующего года.
Некоторые изменения будут внесены и в закон об инновационной деятельности. 1997-й год, считает министр, должен стать поворотным на пути превращения Украины в высокотехнологическое государство.
Для этого есть у нас, говорят, и умные головы, и оригинальные новейшие технологии. Создано соответствующее министерство, вскоре появится необходимый закон. Прорвемся или, как всегда, чего-то будет не хватать?