UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ

Встретив несколько дней назад на Владимирской своего старого знакомого, работающего в Академии наук, с которым давненько не виделись, поразилась его осунувшимся лицом...

Автор: Лидия Подолян

Встретив несколько дней назад на Владимирской своего старого знакомого, работающего в Академии наук, с которым давненько не виделись, поразилась его осунувшимся лицом. Наверное, уловив в моем взгляде беспокойство, не стал скрывать, что дела у него неважные: жена в больнице, а сам третий день сидит на китайской диете. «Ну и как тебе эта диета?» - почему-то всерьез восприняла его реплику. «Разве не знаешь? «Китайская диета» - это когда кушать хочется, но нечего. В научной среде она сейчас довольно распространена», - хмуро улыбнулся он. И добавил, что уже три месяца без зарплаты. Выручали приработки в коммерческой структуре, они-то, собственно, и составляли основной бюджет его семьи (жена в очередной раз попала под сокращение), но в последнее время в фирме тоже не платят. «Зайду к шефу, обещал немного помочь деньгами, на завтра в больницу нужны лекарства», - извинившись, он заторопился, гонимый своими тяжкими заботами. А я свернула к Дому ученых, где должна была состояться пресс-конференция в связи с резким сокращением финансирования учреждений НАН Украины, размышляя, в частности, о том, что начало моей заметки об акции протеста работников науки уже написано и переделать его у меня попросту не поднимется рука.

Многие научные сотрудники учреждений Национальной академии лишены не только возможностей продуктивно работать, но и элементарных средств к существованию. Проведя опрос среди академических знакомых, услышала, что последний раз они видели зарплату в июне. Летом еще кое-как перебивались на «подножном корме», выращивая на садовых участках и огородах картошку, овощи, собирая ягоды. Надеялись, что хотя бы в сентябре получат зарплату, но директора институтов говорят, что денег нет и неизвестно, когда будут.

Как отметил на пресс-конференции председатель ЦК профсоюза работников НАН Украины А. Широков, за восемь месяцев НАНУ профинансирована менее чем на 60% от запланированного объема, причем в июле-августе - лишь на 25% от лимита, установленного Минфином, а в сентябре Академия наук еще не получила ни гривни. Долг государства НАНУ по зарплате за два предыдущих года составляет около 20 млн. грн. На погашение этой задолженности академия не получила ни копейки. А. Широков сообщил также, что в соответствии с постановлением Кабмина штат НАНУ подлежит сокращению на 2715 человек (5,2%). И это при том, что Национальная академия наук Украины за последние годы по численности работающих сократилась на 45,3%. (В 1991 году в ее системе работало 87105 человек, а на 1.01.98 р. уже 47650 чел. Кстати, за этот же период аппарат органов государственного управления только в Киеве увеличился на 38 тыс. чел., или на 212,3 (!) процента.)

Народный депутат Олег Грачев сообщил на пресс-конференции, что за последние семь лет финансирование науки сократилось более чем в 17 раз, и если в 1991 году расходы на науку составляли 3,1% от ВВП, то в 1998 г. запланировано 0,538 от ВВП, а на 1999-й планируется и того меньше. Другой представитель Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады, член-корреспондент НАНУ С. Дорогунцов в своем эмоциональном выступлении отметил, что после секвестирования бюджета статья расходов на науку упала до катастрофической черты. Таким образом, по его мнению, программируется агония украинской науки, усугубляется процесс деинтеллектуализации страны. В подтверждение этих слов руководитель Совета по изучению продуктивных сил Украины привел, в частности, следующие данные: если в 1990 году в Украине приходилось 55 научных работников на 10000 населения, то сегодня - 40 (в США - 78).

В среду представители академической общественности провели пикетирование администрации Президента Украины с тем, чтобы «добиться нормального отношения к науке». Их требования конкретизированы в обращении собрания председателей профсоюзных комитетов НАН Украины. Нет необходимости в их изложении - они общеизвестны. Стоит разве что напомнить: за последние годы это уже восьмой пикет научных работников. Конечно, он отличался от громких шахтерских акций, никто не громыхал пустыми кастрюлями перед президентскими окнами, - публика-то собралась интеллигентная. Однако в этот раз требования научных работников звучали более категорично: в случае их невыполнения, заявил профсоюзный лидер НАНУ, ученые «будут вынуждены заниматься политикой», то есть намерены требовать отставки правительства и выразить недоверие Президенту. Предполагается также пикетирование юбилейной сессии НАНУ.

В конце ноября, как известно, грядут два громких юбилея - 80-летие Академии наук Украины и 80-летие ее бессменного в продолжение тридцати лет президента Бориса Евгеньевича Патона. Идет подготовка к предстоящим торжествам, приглашены высокие зарубежные гости. Оргкомитет по празднованию юбилея возглавил сам премьер-министр. Борис Евгеньевич недавно встречался с первыми лицами государства, и ему была обещана поддержка. Разуверившиеся же в президентских и премьерских обещаниях ученые уже ни на что не надеются, даже получить зарплату в канун юбилейной даты. Если в академии не хватает финансирования и на хлеб насущный, а в последнее время она вовсе не получала средств, то откуда они взялись на наведение предпраздничного марафета административных академических зданий? - вопрошают они. В этом вопросе, я понимаю, есть не только материальный, но - и это главное - моральный аспект. Представитель академической администрации, кажется, этого не понимает (или делает вид, что не понял) и начинает долго объяснять, что ремонт проводится по решению горгосадминистрации за выполненные по заказу столичного руководства научные разработки. Больше с вопросами не было к кому обращаться: на пресс-конференцию, посвященную жизненно важной для академии проблеме, не пожаловал ни один академик, ни один член президиума НАНУ. Как, впрочем, и на пикет. У них, говорят, другая дипломатия…

Прошедшие на этой неделе помпезные торжества по поводу 100-летия КПИ вызвали у многих академических ученых чувства плохо скрытой зависти и уныния. Они осознают, что этот юбилей НАНУ может оказаться для нее последним. Нужно уточнить: такой академии, какой она была и все еще остается на сегодняшний день.