UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАНУ по принципу «снизу вверх»

На страницах «ЗН» до сих пор высказывались только общие предложения о том, как преобразовать НАНУ....

Автор: Игорь Шевченко

На страницах «ЗН» до сих пор высказывались только общие предложения о том, как преобразовать НАНУ. Я предлагаю обсудить конкретные рецепты трансформации этого учреждения, чтобы сделать его реальным инструментом развития науки в Украине. В основу представленных предложений положен многолетний опыт работы автора этой публикации в разных научных лабораториях мира.

1. Деятельность существующей в Украине Национальной академии наук малоэффективна. Основная причина этого — чрезмерно централизованная структура управления и непрозрачный характер распределения средств, выделяемых государством на развитие науки. Членами НАНУ согласно уставу могут быть только академики и члены-корреспонденты, которые сами себя оценивают, сами себя назначают, они же занимаются распределением средств, выделяемых на научные исследования. Подавляющее большинство ученых лишены какого-либо влияния. Тем самым верхушка академии поставила себя над научным сообществом.

Основная концепция реформы НАНУ заключается в децентрализации управления и распределения средств. Для этого необходимо изменить структуру институтов, а также центрального органа — президиума, что должно быть отражено в новом уставе академии.

2. Основной структурной единицей НИИ должна стать лаборатория, возглавляемая квалифицированным специалистом (профессором). В его подчинении могут находиться аспиранты, сотрудники, имеющие ученую степень PhD, и технические помощники (инженеры). Деятельность аспирантов ограничена сроком аспирантуры. Сотрудники со степенью и инженеры работают на контрактной основе (срок контракта — не более пяти лет).

3. Занятие вакантной должности заведующего научной лабораторией осуществляется на конкурсной основе с участием как украинских, так и иностранных претендентов. Конкурс проводится ученым советом института, который оценивает научные биографии претендентов, опыт работы в области предполагаемых исследований, количество и качество публикаций, а также преподавательские способности (в случае вовлечения в процесс преподавания). На проведение конкурса из специального фонда при НАНУ выделяется целевой грант.

4. Победитель конкурса получает статус профессора с испытательным сроком на шесть лет. По истечении этого времени ученый совет института на основании достигнутых результатов тайным голосованием решает вопрос об адекватности занимаемой должности. В случае положительного решения претендент получает должность ассоциированного профессора и переходит в постоянный штат института. При отрицательном решении объявляется новый конкурс.

5. Ученый совет формируется из профессоров института и принимает решения по всем стратегическим вопросам. Профессора, проходящие испытательный срок, имеют совещательный голос.

6. Директор института избирается ученым советом из числа ассоциированных профессоров на срок не более пяти лет. Директор института таким образом выражает интересы научного сообщества института. Он осуществляет руководство службами института, подписывает финансовые документы общего назначения, а также представляет институт в центральном совете директоров.

7. Совет директоров заменяет существующий президиум НАНУ. Он обсуждает вопросы, имеющие отношение к академии в целом, и выражает интересы научного сообщества как самоуправляемой организации перед исполнительной и законодательной ветвями государственной власти.

8. Независимым и самостоятельным получателем научного финансирования является руководитель научной лаборатории. Персональная заработная плата начисляется руководителю лаборатории как постоянному сотруднику института. Для реализации научной деятельности, включающей оплату научного персонала и расходуемых материалов, руководитель лаборатории получает финансирование двух видов — базовое и грантовое.

Базовое финансирование представляет собой некую стандартную для всех лабораторий сумму, достаточную для оплаты деятельности определенного количества сотрудников. Базовое финансирование перечисляется непосредственно в распоряжение заведующего по одинаковой для всех лабораторий процедуре, не зависящей от субъективного влияния кого-либо. Для научных дисциплин, требующих использования материалов и оборудования, эта сумма должна быть адекватно откорректирована.

Грантовое финансирование распределяется через Фонд фундаментальных исследований (ФФИ) для реализации индивидуальных научных программ.

Лаборатории могут иметь и другие источники финансирования, например, по международным грантам или для проведения исследований по конкретному государственному заказу.

9. Для стимулирования молодых ученых необходимо ввести именные гранты на проведение научных исследований для выпускников вузов, с которыми они могли бы приходить в ту или иную лабораторию для работы над диссертацией.

На начальном этапе максимально возможному количеству ныне действующих ученых, способных генерировать научные идеи и желающих проводить самостоятельные исследования, необходимо предоставить возможность возглавить лаборатории. В это число должны быть включены также те, кто сейчас пытается реализовать себя в научном плане за границей. Очевидно, для этого потребуется некоторое разукрупнение существующих структурных продразделений. Претендовать на самостоятельные исследования могут люди, имеющие степень PhD и стаж работы после защиты не менее пяти лет. Оценка претендентов должна осуществляться на основании достигнутых научных результатов, по существующим публикациям, участию в научных конференциях, но индексам цитируемости и пр.

Заведующим лабораториями необходимо дать возможность самим включить в состав своих групп остальных сотрудников.

Предлагаемые структурные изменения не потребуют существенного дополнительного финансирования, так как все участники трансформации уже включены в объем финансирования. Учитывая организационную неэффективность существующих институтов и финансовую непрозрачность верхушки нынешней НАНУ, можно рассчитывать на освобождение средств и более эффективное их использование.

Таким образом, для децентрализации НАНУ ее необходимо построить по принципу «снизу вверх». Научное сообщество должно быть организовано в самостоятельные и равноправно финансируемые научные лаборатории. Интересы, проблемы и потребности этого сообщества представлены в государстве через систему двухуровневого делегирования прав. На нижнем уровне профессора в пределах равных научных дисциплин выбирают директоров институтов на ограниченный период. На более высоком уровне директора институтов организованы в междисциплинарный совет директоров, в рамках которого могут обсуждаться проблемы всей академии с вынесением их на рассмотрение и утверждение исполнительной и законодательной ветвями власти. При такой организации академия будет представлять все научное сообщество, а не ее отдельную привилегированную часть.

Предлагаемые изменения позволят интенсифицировать также кооперацию с университетами. Часть профессоров могут быть вовлечены в процесс преподавания, а студенты привлечены к научным исследованиям.