UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАДЕЖДА ТОЛЬКО НА ГЛОБАЛЬНЫЙ РАЗУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Буквально за несколько дней до юбилея Н.М.Амосова увидела свет его новая книга «Мое мировоззрение»...

Автор: Николай Амосов

Буквально за несколько дней до юбилея Н.М.Амосова увидела свет его новая книга «Мое мировоззрение». Будучи постоянным читателем, а также всегда желанным автором «Зеркала недели», Николай Михайлович презентовал редакции один из первых экземпляров книги. С благодарностью приняв подарок с авторским автографом, мы решили опубликовать (с небольшими сокращениями) один из ее разделов (заключительный), названный «Основные идеи моего мировоззрения».

«Эта книга - личная философия, - пишет автор. - Попытка понять окружающий мир и себя, чтобы не поддаться иллюзиям и не ослабеть при конце жизни. (Остановись, Амосов! Может, как раз лучше бы поддаться? Знаю, но не могу).

Существуют инстинкты жизни: поесть, покрасоваться, переспать. Еще - любопытство и самовыражение. Мне скоро 84, я хорошо пожил, теперь почти все интересы отпали и осталось это, последнее: информация.

...Скажу так: у меня есть своя позиция в философии. Такая: самоорганизация определила биологическую эволюцию, в ходе ее сформировались элементы Общего Алгоритма Разума. Дальше эволюция привела к человеку творческому. Добавьте к этому его стадное существование и получим первобытное общество. С него началась эволюция социальная и НТП. Он обещает новый этап развития разума, возможно уже Вселенского, оторвавшегося от биологии, от человека, а может быть, и от земли. Но это может и не состояться. Попытаться выяснить».

Понятия: Истина, Разум, Человек, Общество, а также Судьба человечества всегда тревожили умы людей. Я тоже думаю о них со студенческих лет, а последние три десятилетия даже пытаюсь исследовать с помощью моделей. Не скажу, что достиг многого, но сложились некоторые убеждения, которые и представляю здесь с предельной краткостью, но, к сожалению, с потерей «научности».

Самое главное, биология человека определяет «коридор вариантов» его поведения, а также и развития общества.

Мир материален и построен по системному принципу: есть структуры из атомов и молекул, и связи, по которым они взаимодействуют, обмениваясь энергией и частицами. Этими связями и обменами и определяется взаимозависимость систем от полной «отдельности» до «слитности».

Частицы и атомы неустойчивы, способны соединяться в конгломераты и распадаться. Это свойство породило процессы самоорганизации, которые вылились в биологическую эволюцию, когда возникли сложные системы типа «живых», использующих энергию солнца. Уже в первых клетках появился новый этаж усложнения материи модели, представленный молекулами ДНК и РНК.

Модели - это структуры, с упрощением и искажением отражающие другие системы.

Истина об объекте - это комплекс его моделей разной обобщенности и детальности, от словесных описаний до математических формул.

Сложные системы взаимодействуют между собой не только через обмен энергией и частицами, но и через сигналы, несущие информацию и представляющие собой более или менее сложные структурные или энергетические комплексы.

Высший этап самоорганизации материи выразился в биологической эволюции и появлении функции управления - элементов разума с Целевыми Функциями (ЦФ) выживания, размножения, совершенствования.

Разум: аппарат управления через действия с моделями, по критериям оптимальности, воплощающим ЦФ субъекта разума. Простейший разум есть уже в клетке в виде ее генома. Следующим уровнем стал мозг животных. Атрибутами разума служат: «Моделирующая установка» - мозг, рецепторы, органы исполнения, источник энергии («тело»).

Эволюция выработала Общий Алгоритм Разума (ОАР), воплощаемый в последовательной активации моделей по программам, реализующим «порции управления» от простого рефлекса до сложных Функциональных Актов (ФА). Они состоят из таких этапов: восприятие, распознавание, оценка, прогнозирование, целеполагание, планирование, решение и действия.

Сознание

Одновременно разум прорабатывает много ФА разной направленности, важности и продолжительности. Чтобы доводить ФА до конца, должна существовать система приоритетов, которая в каждый данный момент дополнительно усиливает самую активную модель, притормаживая все остальные. В наших моделях Искусственного Интеллекта (ИИ) для этого задействована Система Усиления Торможения (СУТ). Она, в частности, позволяет воспроизводить элементы психики. Например, «мысль» - усиленная в данный момент модель. «Сознание» - обеспечение выделения и активации наиболее значимых моделей, отражающих положение «Я» в пространстве, времени и в системе отношений. «Подсознание» - движение активности по приторможенным моделям, готовящее «кандидатов» в сознание, осуществляющих слежение за объектами мира и выполнение простейших ФА.

Элементарный разум животных обеспечивает реализацию инстинктов. Усложнение Общего Алгоритма Разума (ОАР) у человека выражается в программах речи, творчества и высших уровнях сознания, когда предметом слежения служит не только внешний мир, но и собственные мысли. Таким образом они получают возможность автономной жизни и саморазвития. (Гипотезы, творчество - наука, искусство).

ОАР можно воспроизвести в Искусственном Интеллекте (ИИ) разной сложности. Правда, до достижения уровня человеческого разума еще очень далеко, если учесть, что природа сконцентрировала в нем сложности трех уровней «живого» разума клетки, организма и общества, и каждый с колоссальным числом элементов. Тем не менее это возможно и несомненно будет, хотя и не в виде повторения биологических структур.

Любому разуму присущи недостатки: ограниченность (модели проще объектов), субъективность (оценки и решения зависят от чувств), увлекаемость (самоорганизация).

В связи с этим - о чудесах, что не поддаются объяснениям физики. Сам - ни разу не видел, но так много пишут, что опасаюсь сказать. «Не может быть никогда». Мой покойный друг, физик, академик Вадим Евгеньевич Лашкарев говорил: «Существует другая физика. Иногда она замыкается на нашу и тогда происходят чудеса». Не берусь комментировать, но уверен, что их значение в материальной жизни ничтожно.

Человек является продуктом эволюции мозга, обеспечившей его Разум удлинением памяти и программой творчества. В сочетании со стадностью существования предков гоминидов, эти свойства породили общество, и оно, в свою очередь, добавив речевое мышление к образному, вывело человека на современный уровень разума. Он воплотился в творчестве, в знаках, вещах, религии, науке, искусстве. Однако биологическая природа, выраженная в ЦФ, осталась и постоянно проявляется в поведении.

Человек сформировался на Земле, а не за ее пределами, о чем говорит почти полное совпадение (на 95%) его генов с шимпанзе, а так же вся гамма его ископаемых предков.

Совершенствование человека проявляется в повышении уровня сознания и умножении его «координат»: возрастают знания и расширяются объекты слежения и управления от внешних предметов до собственных мыслей, до перевоплощения и действий с заведомо нереальными моделями (искусство, игры). Этим несколько смягчается эгоизм поведения, и уменьшаются недостатки разума.

Я попытался прояснить количественные характеристики психики людей путем опроса психологов, социологов, философов, педагогов, врачей через «Литературную газету» (июнь 1990г.). Получил свыше пяти тысяч ответов, и вот что они дали после обработки. Различия людей по силе характера, соответствующие их трудоспособности и лидерству, составили отношение 3:1 между сильными и слабыми. Воспитанием (образованием, религией, идеологией) можно изменить врожденные потребности на 25%. Среди чувств-потребностей эксперты отметили такую последовательность уменьшения значимости от сильных к слабым: страх, голод, секс, собственность, общение, лидерство, интерес, свобода, игра. Существуют биологические корни этики: потребность в любви, в вере, авторитетах, справедливости, правде. Наряду с этим существуют жестокость, агрессивность, а главное - эгоизм. Он в 20 раз превышает альтруизм.

Психологию мы пытались воплотить в модели личности.

Модели «обобщенной личности» нужны нам для моделирования общества. Данные для них мы получили из газетных анкет. Я не переоцениваю ни анкеты, ни модели, ни экспертов, знаю, что нужна более солидная работа. Однако развитие общественных наук без моделей мне кажется невозможным.

Общество

Развитие его идет через творчество вещей и идей, но ограничено биологическими качествами человека. При этом сообщества воспроизводят ЦФ и черты индивидов в части самоутверждения, отграничения от других и даже экспансии. Этому способствует формирование собственных языков, разделяющих народы больше, чем расовые признаки.

Разум общества воплощен в разуме его членов с разной степенью участия, зависящей от идеологии, государственного устройства, уровня НТП и экономики. В первую очередь он направлен на управление гражданами и только через них воздействует на природу и другие сообщества.

Код моделей в Коллективном Разуме общества представлен словами и знаками, действия выражаются ФА, а критерии - биологическими потребностями и идеологиями. В той же степени, как индивидам, ему присущи недостатки: ограниченность, субъективность, но особенно выражена самоорганизация как результат творчества многих людей в сферах вещей и идей.

Можно говорить о различной ступени «централизации» общественного разума, зависящей от идеологии и ее воплощения в государственном устройстве. При тоталитарном режиме вершина сознания сосредоточена в мозге главного правителя, управляющего обществом как своим руками, руководствуясь собственными чувствами и идеями. Подобные же идеи заложены в умах граждан, признающих право вождя.

При плюралистической демократии «Я» общественного разума размыто в коллективном правлении, действующем через дискуссии и компромиссы. При этом в умах граждан могут соседствовать различные модели общества со своими понятиями справедливости и критериями, побуждающими общественные группы к противоречивым действиям, зачастую нарушающим устойчивость государства. В этом проявляется самоорганизация.

По мере НТП сильно возрастает значение информационной базы общественного разума. Сначала - это книги и газеты, потом - радио и телевидение, дальше - банки данных и компьютерные сети. Еще позднее присоединится ИИ, воспроизводящий алгоритм управления обществом, который дополняет правительство. Возможно, что в более отдаленном будущем ИИ возьмет на себя основные функции разума общества, обеспечивая потребности «живых» граждан и прививая им новые, призванные смягчить эгоизм.

Как уже упоминалось, основу общественного разума составляют идеологии. Они являются предметом творчества, как вещи, но всегда имеют под собой биологическую базу. Авторы идеологий выбирают точку на шкалах, опирающихся на противоречивые биологические потребности и свойства разума, формулируют идею словами и распространяют среди граждан, создавая убеждения. Могу перечислить такие основные шкалы для компромиссного выбора координат идеологии:

а) свобода-равенство;

б) материальное-духовное;

в) труд-развлечения;

г) общественное-личное (или эгоизм-альтруизм);

д) терпимость-непримиримость,

е) настоящее-будущее;

ж) Бог-материя или вера-знания;

з) Ценности общечеловеческие или групповые (нация, религия, класс, идеология).

Оптимальность идеологии традиционно определяют «счастьем народа», а также устойчивостью и прогрессом. Теперь добавляют еще сохранение природы.

В связи с этим стоит остановиться на вопросе о Материальности Идеи. Мы привыкли так: есть вещи и есть идеи, одни - постоянные, реальные, другие - нечто эфемерное, призрачное: сегодня есть, завтра нет. Так вот: эти представления неверны. Идеи, выраженные словами, если они запечатлены в нейронах мозга большого количества людей, напечатаны во множестве книг, становятся столь же реальными, как и вещи, как объекты природы. Потому что они управляют реальными действиями масс людей, меняют ход истории куда больше, чем землетрясения или наводнения. Идеи - это гены общества. Другое дело, что они менее стойки в историческом времени, чем гены. Есть у них специфическое качество: распространяются только те идеи, которые созвучны каким-нибудь из гаммы противоречивых биологических потребностей. Более того, сама способность идеи к распространению подчеркивает степень значимости той потребности, на которую опирается. Возьмем для примера идею Доброго Бога. Она больше всех распространилась в лице мировых религий и оказалась самой стойкой. Для исследования идеологий мы используем модели общества. В основу положены биологические качества человека, выраженные в модели личности социальных групп, их изменения от убеждений и НТП. Само общество, вернее государство, представлялось точкой в системе трех главных координат его модели: «X» - распределение собственности между общественной и личной (одновременно это экономическое неравенство граждан), «У» - система власти от тоталитаризма до плюралистической демократии. Важнейшей координатой, однако, оказалась третья, «2» - отражающая технологию и экономику в виде показателя Валового Внутреннего Продукта на душу населения (ВВП/д). Именно экономика определяет образование и культуру «Человека общественного». Кроме главных координат существуют вспомогательные (военная мощь, традиции, религии и пр.), но они коррелируют с сочетанием главных. Этим же сочетанием определяется распределение граждан по социальным группам, их статус, удовлетворение потребностей, интенсивность труда, вероятность высказываний в адрес правительства.

В результате исследования моделей получилось то, что можно было ожидать, исходя из природы человека. Вспомним цепочку убывающих приоритетов мотивов труда и высказываний: боль, страх, голод, секс, дети, собственность, лидерство, свобода, сопереживание, интерес и, наконец, убеждения. От степени удовлетворения потребностей меняется последовательность в цепочке: у богатого, свободного и образованного - одна, у бедного и замученного - другая. Соответственно разное и предвидение дальнего будущего, планирование. Экология, например.

Взяли мы богатые, средние и бедные страны и просчитали от социализма к капитализму в относительных цифрах, определили пределы координат для устойчивости общества, уровень прироста ВВП. Нет смысла приводить цифры, действительность последних лет все высветила. Частная собственность лучше общественной, она больше стимулирует труд и сбережение его продукта. Но 30% нужно государству для улучшения капитализма по части социальной помощи. Социализм проигрывает как в бедных странах, так и в средних. Богатых социалистов вообще не бывает. Социализм детренирует и разлагает общество. КПД экономики, т.е. сколько гражданин потребляет из наработанного, падает до 30-40% вместо 60-70%. Ресурсы тратятся непомерно. Однако и капитализм мало помогает, когда в стране нет капитала, низкая мораль, граждане не грамотны, не верят в Бога или рожают слишком много детей. В таких случаях очень трудно раскрутить экономику и переделать под нее граждан.

Что касается власти, то тут положение, примерно, такое: оптимум колеблется от ограниченной демократии и даже диктатуры у очень бедных к плюрализму богатых стран.

Ну, а с «благом народа» дело совсем запутано. Сильные и лидеры всегда счастливее, особенно при капитализме. Социализм не дает им развернуться, на том и проигрывает вся система. Слабым лучше при социализме: мало платят, но надежно, а работы не требуют.

Судьба человечества

Угрозы нашей гибели и «Глобальные проблемы» обсуждаются уже четверть века. Они возникли из-за очевидной неспособности людей сбалансировать рождаемость и потребление с ресурсами и биосферой планеты. Это тем более досадно теперь, когда НТП уже позволяет обеспечить баланс при удовлетворительном уровне жизни. Я попытался заново рассмотреть перспективы человечества с учетом биологической природы людей и приращения их разумности в связи с НТП. Для этого были взяты статистические данные ООН по исходному состоянию и тенденциям бедных и богатых стран, замкнуты на потребности и построены приблизительные прогнозы на следующие 50-60 лет. При рассмотрении материалов четко выделился один фактор, вселяющий надежду. идет неуклонное повышение образования во всех развивающихся странах, даже самых бедных, и это оказывает прямое влияние на ограничение рождаемости и экономический рост.

Вот некоторые данные из прогнозов: население возрастет до 10 миллиардов, однако рождаемость уменьшится, и в XXI веке предполагается ее снижение ниже уровня смертности. Объем производства повысится в 3,3 раза, а потребление энергии - раза в полтора. В 2-3 раза увеличится суммированная нагрузка на природную среду. Однако это еще не приведет к фатальным последствиям: перегревание атмосферы сомнительно. Объем потребления на душу населения в богатых странах удвоится, в бедных - возрастет почти в шесть раз, но все равно составит лишь пятую часть от потребления богатых. Главной проблемой для них останется питание. Планета еще способна прокормить 10 миллиардов жителей, но при нормах, не превышающих уровень сегодняшнего дня. При этом около ста миллионов людей в самых бедных странах будут голодать и жить за счет благотворительности богатых.

Вред экологических сдвигов для здоровья, мне кажется, преувеличивают: человек прочнее, чем говорят врачи. Улучшение медицины и разумность поведения почти компенсируют вредность. Хотя смертность немного возрастет, но это не представит угрозы человечеству.

Широкое распространение ожидаемых достижений науки - биотехнология и генная инженерия, альтернативная энергетика, ИИ, возможность управлять психикой и многое другое будет затруднено инерцией массы населения и техники, но к концу периода можно ожидать «прорыва», способного изменить представление о человеке и обществе. Впрочем, делать дальние прогнозы бесполезно из-за непредсказуемости творчества.

Наоборот, социальная эволюция идеологии в мировом масштабе, видимо, выйдет на некоторый оптимум, он будет близок к современному положению в высокоразвитых странах, нащупавших компромиссные точки на тех шкалах, что я перечислил. Но золотого века ожидать человечеству не приходится, учитывая скудность материальных возможностей для большинства населения планеты, не соответствующих притязаниям, питаемым богатыми странами; неизбежны рецидивы «социального помешательства» в отдельных регионах. Надежда только на глобальный разум человечества, уже формирующийся на наших глазах в стенах ООН. Пока, к сожалению, - с низким уровнем сознания.

В общем, человечество не погибнет. Но для спасения нужна упорная работа.