UA / RU
Поддержать ZN.ua

На биодизеле — в Европу

Производство биодизеля на основе подсолнечника мощностью 10 тысяч тонн в год планируется организовать в Дергачевском районе Харьковской области на базе предприятия «Колос»...

Автор: Валентина Гаташ

Производство биодизеля на основе подсолнечника мощностью 10 тысяч тонн в год планируется организовать в Дергачевском районе Харьковской области на базе предприятия «Колос». По словам начальника ГУ агропромышленного развития облгосадминистрации Михаила Жорника, оно располагает всеми необходимыми производственными мощностями, железнодорожной колеей, дорогой и элеватором, поэтому средства пойдут в основном на переоснащение технической базы. Первые литры горючего планируют получить через полтора года.

Харьковские первопроходцы

В области существует еще несколько проектов по производству биотоплива, рассчитанных на иностранных, в основном немецких, инвесторов. Планируется использовать также рапс, который является основным сырьем для производства биодизеля в Европе. Харьковские фермеры уже начали выращивать эту культуру на свой страх и риск, не дожидаясь, пока проекты строительства предприятий по выпуску биотоплива станут реальностью.

— Рапс — хорошая масличная культура, — говорит руководитель фермерского хозяйства «Морозовское» (с. Андреевка Кегичевский район) Сергей Караптан, который выращивает рапс уже не один год. — Да, он требует пунктуальности при сборе урожая, зато не истощает почву, как подсолнечник, и является прекрасным предшественником для любой сельскохозяйственной культуры. Яровой рапс дает 20 тонн с гектара, а озимый — и все 30. Проблем с реализацией урожая у меня нет — семена скупают оптом одесситы, чтобы вывезти потом за рубеж. Если бы в области работали заводы по производству биодизеля, я бы засевал этой культурой большую часть своих полей. Масло пускал бы на топливо, жмых — на корм скоту, а соломой можно было бы топить. За границей в селах я видел теплогенераторы, которые отлично работают на такой соломе, — в домах фермеров есть тепло и горячая вода.

К сеющим рапс фермерам приезжают также гонцы из Литвы, Латвии, Польши, Германии. В этих странах дефицит рапса, поскольку посевные площади ограничены и достигнут предел урожайности этой культуры. Бывает, что покупатели появляются весной, перед севом, дают аграриям задаток, а иногда и собственный качественный посевной материал, а в августе приезжают и вывозят выращенные масличные семена. Выгодно обеим сторонам.

В Украине промышленный выпуск биодизеля еще не налажен, однако мелкие аграрные предприятия и фермеры для собственных нужд его уже изготавливают, благо установки для его производства из подсолнечного, соевого и рапсового масла любого размера и на любой кошелек производят в Днепропетровске и Киеве. Это как раз тот случай, когда не нужно доказывать необходимость инноваций — увидев выгоду, аграрии сами готовы использовать новшество после консультации со специалистами.

— Если не вдаваться в детали, схема простая, — говорит один из фермеров, — из семян отжимается масло, фильтруется, к нему добавляются метанол и щелочь. Смесь отстаивается, после чего на дне остается глицерин, а сверху собирается биодизель. Сливаешь его — и установку можно загружать опять. Основная проблема — метанол, который так просто не купишь. Из тонны рапса можно получить около 270—300 килограммов биодизеля. В чистом виде для использования в существующих дизельных двигателях он, правда, не годится — быстро разъедает детали из резины. Я использую его в своей технике в соотношении: 30% биодизеля на 70% солярки. Горючее получается дешевле, а выхлоп чище.

Одним из самых активных пропагандистов биотоплива в Харькове по праву может считаться доцент Национального технического университета «Харьковский политехнический институт», кандидат технических наук Владимир Семенов. Ученый начал заниматься исследованиями в области альтернативного горючего еще в 70-х годах. На его счету более полусотни публикаций, патенты, доклады на научных конференциях, пособие по производству и применению биодизеля, изданное в соавторстве в России, выступления перед специалистами сельского хозяйства и собственный сайт, посвященный биотопливу. Даже визитку Владимира Григорьевича украшает снимок, на котором изображены золотые цветки рапса.

Ученый до сих пор хранит копии своих писем о необходимости производства альтернативного биотоплива, которые все эти годы направлялись в различные министерства и ведомства, включая канцелярии президентов и премьер-министров. Ответ был один, как под копирку: «Денег нет, творческого вам вдохновения!». Разработками заинтересовались только после роста цен на нефть и газового кризиса. Кафедра двигателей внутреннего сгорания НТУ «ХПИ» получила грант для определения эксплуатационных характеристик дизелей украинского производства при их работе на биотопливе и его смесях с дизтопливом.

Нужна политика кнута и пряника

— Владимир Григорьевич, как вы относитесь к производству биодизеля фермерами для собственных нужд?

— В смеси с обычным горючим это нормальный энергоноситель, на котором вполне может работать и сельскохозяйственная техника, и легковые автомобили. Правда, те упрощенные установки, которые сейчас производятся в Украине, не могут выдать продукт европейского стандарта. Если мы планируем развиваться в рамках ВТО и интегрироваться в мировую экономику, то должны переходить на Euro Standard EN 14214:2003 и, соответственно, на единые технологии его производства. Для выпуска украинского продукта в промышленных масштабах нужно разработать и утвердить государственные стандарты на биодизель и его смеси с дизельным топливом. Первые шаги в этом направлении уже делаются специалистами нашего университета.

— Какова сейчас ситуация в Украине с биодизелем?

— Сейчас в стране производится около 18—20 тысяч тонн биодизеля — это капля в море. В соответствии с государственной программой к 2010 году его использование должно, как и в Европе, увеличиться до 5,75% общего использования горючего, а к 2015 году — до 15%. Производство качественного биодизеля можно организовать на разных предприятиях. На мелкотоннажных установках — до 3 тысяч тонн за год, на региональных заводах — до 30 тысяч тонн и предприятиях государственного значения — до 100 тысяч тонн. Думаю, что будущее за небольшими предприятиями мощностью до десяти тысяч тонн топлива в год.

— Насколько выгодно производство и использование биогорючего?

— Сейчас себестоимость одного литра биодизельного топлива из рапса колеблется от 2,2 до 3,9 гривни и зависит от ряда факторов, в том числе урожайности рапса, эффективности использования побочных продуктов его производства, стоимости химических ингредиентов и качества технологического процесса. В Украине для производства биогорючего можно использовать также подсолнечник, сою, различные отходы — от отработанного фритюрного масла предприятий общественного питания до мультисырья мясокомбинатов.

Но есть еще важные экологические аспекты применения и производства. Как показали исследования, биодизель не причиняет вреда растениям и животным при попадании в воду или почву. Он подвергается здесь практически полному биологическому распаду — за месяц микроорганизмы перерабатывают 99% биодизеля. При его сгорании выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено из атмосферы растением, являющимся исходным сырьем для производства масла. И растительное сырье, в отличие от полезных ископаемых, является возобновляемым ресурсом.

— То есть совсем скоро выхлопы наших автомобилей, как кто-то шутил, будут пахнуть жареными семечками…

— Только в том случае, если государство будет активно и последовательно стимулировать производство и использование биотоплива. Иначе и аграрии со своим урожаем, и инвесторы будут ориентироваться на рынок ЕС. Европейские страны в этом отношении применяют политику кнута и пряника — с одной стороны, законодательно обязывают использовать биодобавки к бензину и дизелю, а с другой — предоставляют изготовителям и потребителям различные дотации и льготы. Например, продают автомобили, работающие на чистом биогорючем, по сниженным ценам. Или освобождают их от платы за парковку в центре города. В ответ на такие преференции европейские компании активно наращивают производство биотоплива. Темпы роста мощностей по переработке масличных культур превышают в ЕС темпы увеличения посевных площадей, заставляя обратить взоры на Украину.

Пока мы не предпримем соответствующие меры, включая закон об обязательном использовании добавок к бензину и дизелю, выхлопы наших автомобилей не будут пахнуть семечками. И мы рискуем попасть в ситуацию, когда, например, наши фуры, работающие на дизеле без биоприсадок, просто перестанут пускать в Европу, и нам придется завозить импортное биотопливо из нашего же рапса.

Ложка дегтя в бочке масла

Лидером по производству биотоплива в Европе является сейчас Германия. Она обеспечивает биотопливом себя, а также экспортирует его в другие страны. Здесь функционирует Союз содействия развитию альтернативных источников энергии, а количество заправок, продающих рапсовое топливо, перевалило за тысячу. Даже страны — экспортеры нефти, например Норвегия, активно занялись развитием этой отрасли.

Из чего только ни делают сейчас биогорючее в мире! Из рапса и подсолнечника — в Европе, из сои — в США, Африке, из канолы — в Канаде, пальмового масла — в Индонезии, из кокосов — на Филиппинах, горчицы, ятрофы, сорго — в Индии, свиного сала и рыбьего жира — во Вьетнаме, из касторового масла — в Бразилии, маиса — в Мексике. Перспективным сырьем считаются также маслосодержащие водоросли, гигантская слоновья трава, куриный и фритюрный жир, жмых овощей и фруктов, обрезки сыра… Совершенствованием своих дизельных двигателей под биогорючее активно занимается и мировое машиностроение. Так, «пежо», «ситроен» и «рено» сегодня гарантируют работу своих моторов при использовании биотоплива «B300» — это смесь 30% биодизеля и 70% дизельного топлива, а «фольксваген» предоставляет гарантии на «B100» — 100% биодизель.

Однако у биотоплива есть критики как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, специалисты считают, что в свете роста цен на нефть заправлять автомобили горючим из растений, возможно, и неплохая идея, но это увлечение может угрожать бедным странам нехваткой продовольствия. Мексику уже сотрясают акции протеста против скачка цен на основной для них продукт питания — маисовые лепешки, — из-за того, что часть урожая маиса идет сейчас на биотопливо. Как изменится продовольственная ситуация в Украине с переходом на биотопливо из сельскохозяйственных культур?