Подписание Соглашения об участии Украины в Программе ЕС по исследованиям и инновациям "Горизонт-2020", состоявшееся 20 марта т.г., вызвало в политических и научных кругах некую эйфорию.
Правда, она быстро развеялась у тех, кто устремился подавать грантовую заявку и… натолкнулся на прежние доморощенные препятствия. Образно говоря, на украинском горизонте до сих пор не рассеялся туман, мешающий продвижению к этой глобальной программе.
Мы обратились к академику НАН Украины Борису ГРИНЕВУ, имеющему большой опыт управленческой работы и участия в международных проектах, с просьбой поделиться своим мнением о программе "Горизонт-2020".
- Борис Викторович, как вы думаете, почему до сих пор не ратифицировано Соглашение "Горизонт-2020"? По мнению руководства МОН, все необходимые документы подготовлены.
Несомненно, присоединение Украины к большому европейскому проекту - расширение возможностей в научно-техническом сотрудничестве с Евросоюзом. Но для эффективного использования преимуществ этого Соглашения (дабы членские взносы в программу Украины, как ассоциированного члена, не превратились в пустую трату бюджетных средств) необходимо срочно, до конца года, решить немало задач, причем как на законодательном уровне, так и в организационном плане.
- Какие это задачи?
- Задачи законодательного уровня в том или ином виде уже неоднократно озвучивались в процессе общественного обсуждения Соглашения. Это и решение вопроса по возврату НДС, и выработка таможенных условий ввоза уникального оборудования на временной и постоянной основе, механизмы реализации этих условий и многое другое, что кажется несущественным при политическом решении вопроса, но может стать непреодолимым препятствием в процессе практической реализации проектов.
- Например?
-Примеров множество. Если мы (украинская организация) становимся руководителями по какому-либо направлению, то получаем определенную сумму на свой счет в Украине. Согласно существующим в нашей стране правилам мы обязаны сразу же продать часть полученной валюты. А мы должны эту валюту распределить между участниками. То есть будем вынуждены ее покупать, чтобы заплатить им.
Европа таких правил понять не может. Существующая нормативно-правовая база крайне сложна. Значит, нужно вносить изменения в соответствующие документы, вписывая "кроме программы Г-2020". Эти вопросы до сих пор не урегулированы, и заняться их решением следует безотлагательно.
В организационном плане вопросов, которые необходимо решить, чтобы соглашение об ассоциации с программой "Горизонт-2020" было выгодно еще больше. Дело в том, что возврат хотя бы 50% взносов на финансирование проектов украинских ученых, о котором говорят политики, является далеко не автоматическим. Эти средства, попав в фонд программы, выделяются исключительно на конкурсной основе. И если проекты из Украины по итогам экспертных рассмотрений актуальности, уровня научно-технического решения или масштабности окажутся в рейтинге ниже проектов других стран, то Еврокомиссия, естественно, направит средства на реализацию более рейтинговых проектов. В программах научно-технического сотрудничества уже неоднократно возникали случаи, когда та или иная страна не могла вернуть даже часть средств, направленных в качестве членского взноса, из-за отсутствия конкурентоспособных предложений.
- Гипотетически подобная ситуация с украинскими проектами возможна?
- Мы рассчитываем, что до 50% взносов Украины можно будет вернуть для реализации уникальных проектов и получения т.н. технической помощи. Но это должны быть проекты высокого уровня. То есть речь идет отнюдь не об автоматическом возмещении или возврате. Вот пример Молдовы: она внесла финансовые средства в 7-ю Рамочную программу, надеясь, что все вернется, однако так и не получила этих денег.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо иметь несколько глобальных - национального, а еще лучше европейского уровня - научно-технических проектов системного характера или, если это фундаментальные работы, - то уровня мирового. Это, в свою очередь, требует организации предварительной экспертизы предложений при государственном органе, ответственном за научно-техническое сотрудничество с Евросоюзом. Такая экспертиза, естественно, необходима лишь для проектов, выдвигаемых Украиной.
Эта задача не так проста, как кажется, с учетом сегодняшних реалий, поскольку для ее решения нужны высококвалифицированные независимые эксперты, имеющие возможность и способность работать объективно и оперативно, чтобы укладываться в графики рассмотрения предложений, утверждаемые Еврокомиссией. Такие специалисты работают сейчас преимущественно в научных учреждениях НАН Украины и других национальных академиях страны.
Немаловажная роль принадлежит при этом также представителям страны в соответствующих инстанциях Еврокомиссии. Поскольку ассоциированное членство предусматривает только совещательную функцию, уполномоченный представитель нашей страны должен обладать высокой квалификацией, коммуникабельностью и неординарной способностью убеждать постоянных членов комитетов европейских органов в значимости, актуальности и высоком научном уровне предлагаемых украинскими учеными проектов.
- Наши ученые и научные организации уже вышли с предложениями таких проектов? Кто этим занимается или координирует эту работу?
- Насколько мне известно, пока таких предложений не поступало. Считаю, необходимо издать специальный приказ МОН по реализации программы "Горизонт-2020", и тогда будет ясно, кто и за что отвечает.
- Статус Украины в европейской программе в качестве ассоциированного члена предусматривает возможность привлечения украинских экспертов к оценке проектов?
- Это, несомненно, важный вопрос, требующий рассмотрения и решения. Для нас открывается возможность участвовать в 14 программных комитетах и тематических экспертных группах. Во всех таких комитетах и группах должны быть наши эксперты высокого уровня. Понятно, они должны быть не только признанными специалистами в своей области, но и в совершенстве владеть английским, иметь опыт работы в международных организациях и в то же время хорошо знать ситуацию в Украине. С моей точки зрения, было бы оправданным собрать форум с нашей научной диаспорой, поскольку украинские ученые, работающие на Западе, уже хорошо интегрированы в научные процессы, и именно они могли бы стать такими экспертами.
Следующий важный вопрос. Одно из направлений программы "Горизонт-2020" ставит задачу поддержки инновационных проектов для малого и среднего бизнеса. На эти цели в рамках программы выделяется свыше
17 млрд евро. У нас малый и средний бизнес живет своей жизнью. Для участия украинских предприятий в больших европейских научно-инновационных инициативах для промышленности, в первую очередь, государственно-частного партнерства, целесообразно создать в министерстве центр (или небольшое подразделение), который бы этим занимался.
На мой взгляд, под углом "Горизонта-2020" необходимо пересмотреть всю международную деятельность. В настоящее время основными получателями средств на такую деятельность в нашей стране являются академии наук и МОН. Представителям академических научных организаций и министерства следует собраться вместе и обозначить приоритеты на ближайшие годы. Чтобы не заниматься научным туризмом, как раньше, а направить усилия на сотрудничество с высокотехнологичными странами, такими как Швеция, Норвегия, Израиль - с целью подачи совместных проектов в рамках программы "Горизонт-2020".
Но самое главное, что надлежит делать безотлагательно, - законодательные изменения. Закон о ратификации договора должен быть рассмотрен в парламенте совместно с пакетом документов о соответствующих изменениях в законодательстве.
- Некоторые ученые уже участвуют в этой программе и не жалуются, что им что-то мешает…
- Наверное, находят какие-то обходные пути. Как говорится, голь на выдумки хитра. Но, боюсь, наступит момент, когда из-за того, что мы не платим взносы, к нашим проектам будут соответствующе относиться, и просто их отклонять.
На самом деле результаты участия Украины в "Горизонте-2020" пока не так уж радуют. В 2014-м в рамках этой европейской программы получили финансирование 10 украинских организаций и ведомств, среди которых - КНУ им. Т.Шевченко, НТУУ "КПИ", НАУ, Институт космических исследований НАН Украины, Государственное космическое агентство Украины, Институт экономики и прогнозирования НАНУ. Общая сумма полученного финансирования составляет около 762 тыс. евро. Тогда как в прошлом году Еврокомиссия выделила на проекты программы "Горизонт-2020" более
3,6 млрд евро. Программа действует уже два года, в ней активно участвуют десятки стран, а мы до сих пор… "запрягаємо".
- Когда и сколько Украина должна заплатить?
- Первую взнос нужно сделать уже в 2016 г. И он немаленький. За свое участие в "Горизонте-2020" Украине необходимо заплатить 35–36 млн евро. По сегодняшнему курсу это практически 1 млрд грн, которые наше государство должно внести на протяжении пяти лет. Эта сумма больше той, которую Украина получила за работы в 7-й Рамочной программе. Тогда это было около 27–28 млн евро. Конечно, в "Горизонте-2020" открываются более широкие перспективы участия. Нас допускают к таким направлениям, куда Украина раньше не имела доступа, но для этого в государстве должна быть построена слаженная система участия в программе. Этим, по-моему, никто не занимается.
- Почему? Уже созданы и работают национальные контактные пункты.
- Вышел приказ министра, создали НКП, на которые хотят сбросить всю работу. Но у этих пунктов - другое предназначение, совершенно другие функции, там можно получить консультации. Но ведь есть вопросы, которые эти НКП решить не могут.
Если государство вкладывает средства, то должно хотя бы вернуть их, не говоря уже о том, чтобы заработать. Сегодня открыли эти шлюзы, и у многих создается иллюзия, что все хлынет само собой. Так не бывает. Нам никто ничего не должен. Мы получили доступ к соревновательному процессу, причем есть многие направления деятельности, где мы можем поучаствовать. Но вряд ли стоит ожидать больших успехов, потому что там с трудом побеждают даже маститые западные ученые. Поскольку существуют такие подводные камни и айсберги обойти которые без лоцманов нельзя.
В завершение хочу подчеркнуть: если безотлагательно не решить названные и другие задачи, связанные с процессом практической реализации условий ассоциированного членства в программе "Горизонт-2020", Украина рискует вместо пользы получить одни убытки. Вместо интегрирования в европейское научно-техническое сообщество и привлечения дополнительных средств и условий для решения важных проблем наша страна будет просто терять даже те скудные финансы, которые должна выплачивать в качестве членских взносов, ничего не приобретая в области научно-технического развития, без которого в настоящее время высокоразвитым государством стать невозможно.