UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИР, ИННОВАЦИИ И МЫ

Характерная особенность XXI века — увеличение разрыва между странами, накопившими научно-производственный потенциал для глобальной конкуренции, и теми, которые его еще не имеют...

Автор: Владимир Рыжов
Владимир Рыжов

Характерная особенность XXI века — увеличение разрыва между странами, накопившими научно-производственный потенциал для глобальной конкуренции, и теми, которые его еще не имеют. В ведущих странах мира до 60% предприятий ежегодно внедряют продукцию, несущую в себе новые знания и технологические решения, а затраты на науку и проектные работы в гражданской сфере превышают 3% ВВП.

Что отличает страны-лидеры от остальных? Главное — новое предпринимательское сознание, появившееся у многих граждан за три последних десятилетия. Инновационная психология гармонично объединяет деятельность правительственных структур, предпринимателей, ученых и финансистов.

Государства-лидеры пришли к инновационной модели экономики эволюционным путем, лидируя еще на индустриальном этапе развития. Украине же необходимо осуществить своеобразный прыжок, как это сделали в свое время Япония и Южная Корея. Они уже вышли на передовые мировые позиции и во многом обогнали США и Европу. Стремительно выходит в лидеры Китай.

Следует отметить: такие страны, как Таиланд, Малайзия, Индонезия, Турция, создавшие за последние годы индустрию массового производства современной продукции, в значительной степени технологически зависят от государств-лидеров в связи с недостаточностью собственного научно-технического потенциала. В таких условиях Украина, имея значительные достижения в этой сфере, не может себе позволить, чтобы состояние экономики и недостаточная или некачественная нормативная база остановили ее дальнейшее развитие.

Интеллектуальный барьер

Наибольшим интеллектуальным потенциалом обладает академический научный комплекс нашего государства. В силу присущего подобным структурам традиционализма и даже консерватизма, в них сохранились не только перспективные разработки, но и научные школы. И хотя продолжаются отток умов из научной сферы в Украине и «свертывание» исследований из-за их хронического недофинансирования, мы все еще владеем довольно приличным научным потенциалом.

Отраслевой научно-технический и проектный комплекс Украины оказался невостребованным — промышленность почти не реализует отечественных разработок. Сегодня предприятия предпочитают закупать действующие, испытанные технологии и оборудование, чем с риском финансировать разработку новых технологий и изготовление необходимого оборудования.

Советский научный комплекс строился по принципу использования ученых в качестве мыслящих станков. Для этого создавались своеобразные цеха — научно-исследовательские и проектные институты. Ученые-личности — были исключением, а не правилом. Ученый обслуживался (если обслуживался вообще) конвейерно, а не персонально. К примеру, за каждым более-менее популярным певцом, танцором, моделью стоит антрепренер, умеющий продать способности и талант патрона. А вот групп предпринимателей-менеджеров, стоящих за такими яркими личностями, как ученые, исследователи, конструкторы, технологи, в Украине до сих пор нет.

Немало проблем у отечественного производственного комплекса. Он создан в советские времена по индустриальному типу и потому не очень восприимчив к инновациям. Происходит уменьшение производства наукоемких видов продукции и замена их более простыми и дешевыми. В то время как на рынке наукоемкой продукции доля стран «большой семерки» составляет 80%, доля Украины в сотни, если не в тысячи раз меньше.

Для выхода на инновационный путь развития экономики нашей стране не хватает кредитно-финансового капитала. Условия же использования даже имеющегося потенциала банков блокируют финансирование более-менее продолжительного инновационного проекта, поэтому у нас поддерживаются лишь краткосрочные сверхприбыльные программы. Частное финансирование научных работ не ведется. Правовые условия разработки и использования новаций примитивны и несовершенны.

Нет прогнозно-маркетинговой структуры, а незнание текущих и перспективных потребностей и требований мирового рынка не позволяет разработчикам и производителям инноваций оперативно на них реагировать. В результате предлагается не то, что нужно, а то, что имеется.

В Украине нет отраслевых инновационных компаний. Между тем США и страны ЕС выделяют значительные суммы на создание малых специализированных инновационных компаний (четыре-пять ученых и 8 —12 менеджеров) как наиболее продуктивных и оперативных. У нас же их необходимость еще надлежащим образом не осознана.

Правительства наших соседей — Польши и России — провозгласили равноправное партнерство государства, частных инвесторов, групп ученых и ведущих менеджеров с целью быстрой «переквалификации» экономик своих стран на инновационный путь развития. У нас же государство пытается доминировать и контролировать весь инновационный процесс через исполнительные структуры и создаваемые ими кредитно-финансовые учреждения. Более того, подобная политика даже законом предусмотрена.

Мероприятия конверсии так и не превратили высокотехнологический ВПК в столь же высокотехнологические предприятия по изготовлению мирной продукции. Следовательно, говорить сегодня о возможности создания современного качественного оборудования под новые технологии можно лишь условно. Межотраслевого обмена технологиями и конструкциями у нас нет, хотя в мире до 60% новаций порождает именно он.

Квалифицированных управленческих кадров нам тоже не хватает, особенно инновационно грамотных. Информационное обеспечение по научно-техническим предложениям не налажено. Имеем дело со всеобщей предубежденностью, устаревшим мышлением и непониманием логики событий — так называемым «интеллектуальным барьером». Между тем критическая масса ожидания движения вперед в обществе столь велика, что уже сама по себе является ощутимым двигателем прогресса.

Стратегия лидерства

Разумеется, кредитно-финансового потенциала банков Украины в одночасье не повысить. Единственное возможное решение — интенсификация притока капитала извне. Рассчитывать на зарубежные инвестиции под отечественные научно-производственные проекты трудно. Мы должны разработать стратегию «заимствования» на определенные виды продукции — то есть должны организовать производство в Украине тех товаров ведущих иностранных фирм, которые пользуются спросом у населения. Правительство должно определиться с видами продукции иностранных моделей, которые желательно производить в Украине. Стратегия «заимствования» может осуществляться с зарубежными инвестициями.

К сожалению, у нас господствует пренебрежительное отношение к вышеупомянутой стратегии, хотя страны «большой семерки» абсолютно прагматично относятся к заимствованию иноземных достижений. Подобная ничем не обоснованная наша пренебрежительность серьезно ограничивает приток зарубежных инвестиций в развитие экономики Украины.

«Лидерская» стратегия, то есть обеспечение передовых позиций на мировых рынках продуктов и технологий, может поддерживаться преимущественно отечественными финансовыми ресурсами. Однако Украина имеет ограниченное количество действительно ведущих товаров и технологий. Поэтому для осуществления первой или второй стратегии мы должны создать благоприятные кредитно-финансовые механизмы.

Правовые условия являются также чисто внутренним делом. Насколько прагматично и перспективно будут мыслить сотрудники правительства и народные депутаты, настолько качественно и быстро мы будем обеспечены нормативными документами по инновационному делу в Украине. Пока закон «Об инновационной деятельности» отвечает лишь на вопрос, каким образом и через какие структуры «осуществлять финансовую поддержку» предприятий, желающих внедрить новацию, и ни единым пунктом не разъясняет, как заработать средства на «финансовую поддержку» и кто эти деньги будет зарабатывать. Льготы же, в соответствии с законом, предоставляются тем, кто потребляет интеллектуальную собственность в виде инновационного проекта, то есть промышленным предприятиям, а не тем, кто эту собственность создал, — ученым, конструкторам, менеджерам. Подобную искусственную «приоритетизацию» промышленных предприятий Украины можно считать своеобразным осовремененным воплощением в жизнь пресловутого постулата гегемонии пролетариата и второсортности интеллигенции.

Хотя инновационной инфраструктуры в Украине почти нет, ее можно быстро развернуть, используя многочисленные частные структуры — маркетинговые компании, научно-исследовательские организации, консалтинговые и экспертные, технические и экономические структуры, банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, монтажные и пусконаладочные предприятия, региональные и отраслевые инжиниринговые компании и т.п. Особое значение приобретает создание новых производств научными учреждениями — выступать бизнес-инкубаторами для них совершенно естественно.

Начиная со следующего учебного года, необходимо ввести в высших учебных заведениях экономического и технического профиля курс инновационного дела для подготовки соответствующих специалистов. В Украине имеется много грамотных и опытных специалистов, способных создать отечественное инновационное дело.

Никто, кроме нас самих, не сделает из Украины еще один центр научно-технического, экономического и интеллектуального лидерства. Если начнем с дошкольного воспитания, через образование, культуру сможем утвердить в сознании каждого гражданина естественное стремление к прогрессу ради благосостояния. Инновационный спрос в стране должен стать не только экономической рыночной категорией, но и чертой характера человека.

Стремление Украины к европейской интеграции обязывает нас наработать соответствующий экономический потенциал. Поскольку ведущие государства вышли на уровень постиндустриальной экономики, а мы боремся с кризисом экономики индустриального типа, иного пути приблизиться к уровню европейских стран, кроме инновационного, для нас не существует.

Попытки избежать широкой модернизации отечественной экономики приведут лишь к уничтожению нашего индустриального потенциала, росту социальной напряженности в обществе при необязательно положительном конечном результате. А вот начать осовременивание украинской экономики на инновационных принципах мы просто обязаны. Тем более что в мире подобный опыт есть — Германия (при воссоединении), Испания, Чехия, Венгрия, Китай.

От заимствования к конкурентности

Одна из первоочередных задач — экономически целесообразное замещение ввоза из-за границы продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, организацией ее производства на основе отечественных научно-технических разработок на территории Украины. В основном речь идет о товарах повседневного спроса, бытовой технике, оргтехнике и современных средствах производства. Разумеется, это потребует значительных затрат внутренних финансовых ресурсов без гарантии надежного сбыта на внутреннем и тем более на внешнем рынке. Значительно выгоднее воспользоваться «стратегией заимствования» и сконцентрировать усилия на привлечении ведущих иностранных фирм к организации производства их продукции на территории Украины.

При осуществлении «стратегии заимствования» абсолютно не исключен приток иностранных инвестиций для организации производства продукции иностранных же фирм на территории Украины.

«Стратегия заимствования» на первом этапе позволит существенно уменьшить отток средств граждан и предприятий за рубеж и создаст предпосылки для использования интеллектуального отечественного потенциала для дальнейшей модернизации указанной продукции. Не секрет, что некоторые научно-технические отечественные разработки не могут «перерасти» в современную продукцию из-за отсутствия современной технологии и соответствующего оборудования в Украине. Поэтому будущее объединение интеллектуального отечественного потенциала с современными иностранными технологиями — это переход к более высокому уровню инновационной стратегии — «стратегии конкурентности».

«Стратегия конкурентности» — перманентное появление всего ассортимента новой и усовершенствованной продукции на мировых рынках. Украина, благодаря собственному интеллектуальному потенциалу, может обогатить новыми потребительскими свойствами продукцию, производимую у нас по «стратегии заимствования», и, таким образом, выйти на мировые рынки с конкурентоспособными товарами. Обеспечение положительных результатов «стратегии конкурентности» — главная задача для всех инновационных структур.

Не исключено, что какая-то продукция, произведенная в Украине, может стать приоритетной на мировых рынках. Как правило, об обеспечении и поддержке передовых позиций заботятся органы государственной власти.

Прежде всего, нужно создать интегрированное инновационное пространство с обеспечением локального привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов для оптимизации развития регионов Украины. Для этого предполагается создание отраслевых и региональных структур по поддержке инновационной деятельности во всех ее аспектах — целостной инновационной инфраструктуры.

Для оперативной концентрации интеллектуальных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов на оптимальном направлении архитектуру элементов инновационной инфраструктуры необходимо строить из многих узлов, которые будут связывать в единое инновационное пространство большинство предложений. Такими узлами станут инновационные или венчурные фонды, отраслевые и региональные инновационные компании, бизнес-инкубаторы, технопарки, банк реконструкции и развития, производственные предприятия.

Основу инновационной деятельности будут составлять информационные элементы инфраструктуры — информационно-инновационный центр и маркетинговые компании. В комплексе они будут обеспечивать информацию о рыночном спросе и научно-технических предложениях. Вся деятельность должна быть обеспечена современными видами мгновенной информационной связи между всеми элементами инфраструктуры инновационного пространства. Эта сфера деятельности должна обеспечиваться телекоммуникацией не только украинского сектора сети Интернет, но и европейского и азиатского.

Инновации — дело коммерческое

Инновации не могут быть убыточными. Государство может позволить себе отсрочку получения прибыли от профинансированной научной деятельности, но без положительного коммерческого результата финансировать научно-исследовательские работы даже богатому государству не следует, и тем более не стоит это делать Украине.

Чтобы стимулировать привлечение финансовых ресурсов коммерческих банков, разнообразных кредитно-финансовых учреждений, средств других юридических и физических лиц, государство должно страховать инновационные риски. Размер страхового возмещения должен определяться законом о государственном бюджете Украины на каждый год. Неиспользованное страховое возмещение переходит на следующий бюджетный год.

Повсюду инновационная деятельность строится на принципах частных интересов и использует бюджетное финансирование только на проекты и программы, имеющие общенациональное значение.

Инновационная деятельность предполагает финансирование не научно-исследовательских, научно-технических, конструкторско-технологических или иных организаций и учреждений, а научно-исследовательских, конструкторско-технологических и иных работ. Такой подход потребует от научно-технического комплекса структурной перестройки — перехода от традиционного затратного определения цены научно-исследовательского или конструкторско-технологического продукта к рыночному ценообразованию на этот товар.

Научно-исследовательские организации и учреждения, конструкторско-технологические бюро, другие научные и проектные организации должны получать авторское вознаграждение в оговоренных размерах от внедрения новой или усовершенствованной продукции в течение всего времени продажи на рынках данной продукции. Это — основный принцип взаимоотношений между бизнесом и наукой.

Человек желает иметь товар с новыми потребительскими свойствами и готов платить за это. Отсюда и возникает заказ (и, соответственно, финансирование) ученым, конструкторам и технологам. С другой стороны — изобретение является непрогнозируемым явлением. И чем выше интеллект нации и ресурсы на финансирование науки, тем чаще будут появляться изобретения и открытия. Для достижения положительного результата об этом должны заботиться как коммерческие структуры, так и государство.

Инновационное дело не может подчиняться интересам науки и техники, его интересы не могут доминировать над интересами науки. Инновации и наука — элементы экономики Украины разных категорий, отношения между ними строятся на принципах четких взаимоответственных отношений по всей цепи инновационного процесса с определением экономических связей между всеми его участниками.

Научно-прогнозный маркетинг

Для стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки он является обычным и обязательным начальным элементом инновационной деятельности. В Украине доминирует мнение, что изобретение, особенно в важной отрасли, уже само по себе заслуживает немедленного внедрения в производство. Но опыт свидетельствует, что это не так: каждое изобретение заслуживает внедрения лишь при условии прибыльной реализации изготовленного на его основе товара.

Прогнозные маркетинговые компании работают по отдельным видам товаров. Их задача — не примитивный анализ состояния спроса-предложения на рынке, а изучение будущего спроса потенциальных покупателей и их текущих замечаний к имеющимся предложениям. Это — важнейший элемент рынка. Насколько точен прогноз, настолько надежны инновационные капиталовложения.

Для изучения будущего спроса научно-прогнозные маркетинговые компании организуют выставки, постоянно действующие демонстрационные салоны, анализируют и обосновывают колебания объемов продаж идентичных моделей разных фирм, проводят опросы потребителей, сравнительные исследовательские работы, изучают покупательную способность населения и т.п. Без выводов маркетологов — сколько, какого качества и по какой цене будет продана в каждом регионе новая продукция — ни один инновационный или венчурный фонд не обратит внимания ни на одно предложение.

Маркетинговые компании не только изучают рынок — современный и будущий, но также обеспечивают продвижение новой продукции, отобранной и внедренной в производство по их же прогнозам. На этапе продвижения новой продукции на рынок маркетинговые компании тесно сотрудничают с оптовыми торговыми и рекламными «коллегами» в разных странах и регионах. Доход научно-прогнозных маркетинговых компаний зависит от взвешенности их прогноза и настойчивости в деле выведения новой продукции на рынок.

Финансирование маркетинговых исследований осуществляют инновационные и венчурные компании и фонды на договорных принципах, в соответствии с которыми научно-прогнозные маркетинговые компании несут определенную солидарную ответственность за достоверность прогноза, что отражается на их прибылях или убытках.

Инновационные и венчурные компании и фонды тесно сотрудничают с научно-техническими учреждениями, технопарками, технополисами, научно-исследовательскими институтами и небольшими научно-техническими компаниями и научными союзами, с отдельными изобретателями. Инновационные и венчурные компании и фонды финансируют научно-исследовательские работы в той отрасли, в которой они работают. Научно-исследовательские работы проводятся на договорных условиях, с определением доли в интеллектуальной собственности инновационного или венчурного фонда, — так осуществляется частное финансирование науки.

Эта работа финансируется солидарно: инновационными и венчурными компаниями и фондами, банками, специализирующимися на кредитовании определенных областей или регионов, и предприятиями, на которых внедряется инновация. Практика подобного смешанного финансирования позволяет диверсифицировать инновационный риск и заставляет всех относиться к делу ответственно.

Сегодня в Украине преобладает отношение к инновационным компаниям как к обычным банкоматам по выдаче средств под любые инновационные проекты. Создание подобных государственных и коммунальных банкоматов предусмотрено даже в недавно принятом законе «Об инновационной деятельности». Там выписана подробная инструкция по эксплуатации таких компаний и регламентированы действия тех, кто контролирует их деятельность и выдает кредитные карточки — то есть регистрирует инновационные проекты. Подчеркнуто, кто из пользователей банкоматов будет иметь от этого еще и льготы, а кто — «пролетит» мимо... Вот ученые — мимо!

В законе нет главного: кто и как выполняет научно-исследовательские работы, кто изучает рынок, кто разрабатывает проектную документацию, кто внедряет инновации и кто получает от этого заработок. То есть ни слова о тех, кто наполняет банкоматы деньгами.

Президент дважды накладывал вето на этот закон. Преодолели... Потом сами же народные депутаты на 2003 год приостановили действие наиболее одиозных статей. Теперь есть время переработать этот закон так, чтобы ни одной глупости в нем не осталось.