UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАРСИАНСКИЕ НЕУДАЧИ: СЛУЧАЙНЫ ЛИ ОНИ

Странное происшествие с посланным на Марс космическим зондом «Обсервер» может привести к тому, что запланированную на начало XXI века высадку человека на Красную планету придется на некоторое время отложить...

Автор: Гарий Бурганский

Странное происшествие с посланным на Марс космическим зондом «Обсервер» может привести к тому, что запланированную на начало XXI века высадку человека на Красную планету придется на некоторое время отложить. Эта авария привела к очередной волне всяческих спекуляций и домыслов по поводу марсианских пирамид, марсианского Сфинкса и вообще наличия жизни на Марсе.

Предполагалось, что миссия «Обсервера» будет продолжаться до конца 1995 года; зонд соберет информацию, которая позволит составить подробную карту поверхности Марса и ответить на ряд принципиальных вопросов, связанных с этой планетой. Но при этом НАСА надеялось, что зонд будет функционировать гораздо дольше, благодаря чему удастся обнаружить места скоплений замерзшей воды. А при наличии на Марсе воды удалось бы «посеять» жизнь (если таковой еще нет). Ученые собирались осуществить этот проект в два этапа: на первом — «утеплить» Марс, создав полную атмосферу из двуокиси углерода и водных паров, а на втором — «высеять» культуры микроорганизмов.

Вполне возможно, что двуокись углерода содержится в полярной шапке на полюсах Красной планеты; не исключено также и наличие подпочвенных вод. Путем добавления фреонов можно было бы создать слой, который подобно земному озоновому поглощал бы ультрафиолетовое излучение (избыток его, как мы знаем, смертелен для организма).

Лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Крик, прославившийся тем, что вместе с Оргелом открыл пространственную структуру ДНК, несколько лет назад выдвинул гипотезу «направленной панспермии», согласно которой жизнь на Земле «поcеяла» более высокоразвитая цивилизация. Любопытно, что гипотезу эту опровергнуть пока не в состоянии (особенно, если учесть авторитет автора). А «высеять» жизнь на Марсе предложил (в шутку) Роберт Хейнес на заседании одного из комитетов НАСА еще в 1967 году. Юмор приняли всерьез: ученые провели множество исследований, истратив на это немалые деньги и бросив смелый вызов религии и философии. Одновременно у этого проекта появилось немало оппонентов, задававших принципиальный вопрос: этично ли брать на себя роль Бога?

В наши дни Марс является единственной планетой, где можно «посеять» жизнь. Человечество, похоже, уже располагает для этого технической возможностью. Но вот проблема: а что, если на этой планете уже есть какая-либо форма жизни?

То, что эту жизнь до сих пор не обнаружили, можно объяснить отсутствием должной аппаратуры и методов исследования. К тому же искали только формы жизни, подобные земным (и такой подход совершенно понятен, ибо другие формы просто трудно себе представить). Но ведь выражение «органическая жизнь» наталкивает на мысль о том, что, быть может, существует другая, неорганическая форма? Вспомним, ученые не раз выдвигали гипотезы о возможности жизни на углеродной или кремниевой основе. И тогда сбор информации о Марсе нужен и для того, чтобы либо развивать подобные гипотезы и приступить к действиям, либо категорически отвергнуть.

Но, увы, почти все попытки заполучить сведения о Красной планете завершаются неудачами. Вот как выглядит невеселая хронология.

1 ноября 1962 года запустили первый исследовательский зонд «Марс-1». Он был оснащен cпектрометрами для обнаружения малейших следов органической материи. Связь с зондом поддерживалась до 21 марта 1963 года, после чего прервалась (возможно, из-за столкновения с метеоритом).

5 ноября 1964 года стартовал «Маринер-3» и в результате аварии замолк.

Спустя 23 дня ушел «Маринер»-4. В июле 1965 года он пролетел вблизи цели, первым передав на Землю снимки марсианской поверхности.

30 ноября 1964 года с космодрома Байконур поднялся «Зонд-2». В мае 1965 года батареи питания отказали, и он тоже замолчал.

В июле 1969 года «Маринеру-6» и «Маринеру-7» все-таки удалось сделать достаточно подробные и качественные снимки марсианской поверхности с 30-кратным увеличением. А вот «Марс-2» и «Марс-3» стали спутниками Красной планеты, сбросив в ноябре и декабре 1971 года на нее съемочно-передающую аппаратуру. Но затем спутники уничтожила разыгравшаяся буря.

«Маринер-8» потерпел аварию сразу после старта.

31 мая 1971 года стартовал усовершенствованный зонд «Маринер-9».

К Марсу он добрался 14 ноября 1971 года. Из-за сильных ураганов его сначала использовали для съемки марсианских спутников Фобосы и Деймоса (после чего возникли новые загадки). Зонд должен еще был исследовать загадочные «свечения атмосферы и поверхности на ночной стороне».

В июле и августе 1973 года проводили сразу четыре зонда. В результате аварии «Марс-4», не сумев стать спутником, унесся в космическое пространство. Но это удалось «Марсу-5». «Марс-6» перед самой посадкой утратил связь с Землей. «Марс-7» из-за аварии сесть не смог, разделив судьбу «Марса-4».

Удачными оказались запуски зондов «Вайкинг» («Viking») 20 августа и 9 сентября 1975 года. Оба вышли на марсианскую орбиту и сбросили контейнеры с аппаратурой, которые уже во время спуска вели исследования атмосферы. Спутниковые модули передали на Землю 300 000 снимков (в их числе — «марсианских пирамид» и «марсианского Сфинкса», облетевшие позднее весь мир и вызвавшие множество домыслов). Модуль «Вайкинг-2» перестал работать в марте 1980 года, а «Вайкинг-1» еженедельно передавал на Землю информацию до середины ноября 1982 года.

Оба зонда снабдили фотоэлементами, которые включили бы съемочные камеры, если бы в поле зрения что-нибудь задвигалось. Была и специализированная аппаратура для поисков следов жизни.

В октябре специалисты отметили опасное падение напряжения в аккумуляторах модуля «Вайкинг-1». Программисты немедленно разработали серию команд для подзарядки, но компьютер не отреагировал.

В декабре начались попытки любой ценой восстановить связь с «Вайкингом-1». Последний раз — 25 февраля 1983 года, после чего с зондом пришлось распрощаться.

Остались в «марсианской истории» два советcких космических зонда «Фобос-1» и «Фобос-2». Фобос, один из двух марсианских спутников, очень интересовал ученых. Дело в том, что он находится буквально на пограничье т. н. «сферы Роше» (ее называют «запрещенной зоной», ибо стоит спутнику в нее войти, как он буквально разлетается на куски). По утверждению астрономов, знаменитые кольца Сатурна тоже образовались подобным путем. К счастью, Фобосу такая участь не грозит — он слишком мал и в случае чего упадет на Марс неразрешенным.

Обе марсианские луны относятся к самым маленьким в нашей системе. Они движутся по наиболее низким орбитам с чрезвычайно коротким периодом обращения. Один оборот Фобоса меньше тамошних суток. Если наблюдать с Марса, то он восходит на западе, а заходит на востоке, подобно почти всем спутникам Земли.

Быстрые смены фаз выглядят на марсианском небе весьма необычайно. При этом, находясь очень низко, Фобос невидим с обоих полюсов. Ни у одной планеты нет лун на столь низком уровне. Интересен Фобос еще и потому, что обладает небольшой плотностью; в связи с этим возникло предположение, что он пустотелый и... искусственного происхождения. Такую гипотезу выдвинул еще в 1959 году известный советский астроном И. С. Шкловский.

Ученые задавали и чисто практический вопрос: можно ли использовать Фобос в качестве пересадочной станции во время экспедиции на Марс.

Зонды «Фобос-1» и «Фобос-2» запустили соответственно 7 и 12 июля 1988 года. Если бы оба счастливо добрались до цели, то одному предстояло бы заняться Деймосом.

Зонды несли великое множество разного оборудования. После выхода на эллиптическую и последующего перехода на круговую орбиту, один из зондов должен был зависнуть в 50 метрах от поверхности Фобоса. Тогда-то и предполагалось провести наиболее интересные эксперименты, например, исследовать почву методом обжига лазерным лучом. Предстояло сбросить два очень интересных устройства. Первое, заякорившись, месяцами передавало бы на Землю все, что датчики обнаружили бы под поверхностью. Второму же предстояло «скакать», всякий раз передавая информацию о свойствах почвы. Эхо этих «скачков» улавливало бы первое устройство, позволив проверить гипотезу о пустотелости Фобоса. Предусмотрели и экспериментальное зондирование Фобоса до глубины 200 метров с применением радара.

В полете к Марсу траектория зондов неоднократно корректировалась с Земли. Осенью 1988 года в пакет направленных «Фобосу-1» инструкций вкралась мелкая ошибка. «Разумные» компьютеры с ней не справились — отключилась система пространственной ориентации, связь прервалась, и «Фобос-1» был безвозвратно утерян. «Фобос-2» пережил его ненадолго — 27 марта 1989 года, уже после выхода на орбиту, отказал и он.

И последнее событие подобного рода — потеря «Обсервера». В августе 1993 года калифорнийский Центр управления полетами полностью потерял связь с приближающимся к Марсу американским автоматическим зондом «Mars Observer», что немедленно породило волну всяческих домыслов. Ведь уже не первый раз посланец Земли немеет именно в тот момент, когда он должен начать исследования или произвести фотосъемку другой планеты Солнечной системы. Внезапно. Странно. Необъяснимо.

Припомним: 25 сентября 1992 года стартует «Mars Observer» (впервые после 1976 года), который должен сфотографировать поверхность Марса; к моменту, когда зонд неожиданно умолк, он пролетел более 760 миллионов километров. Впервые НАСА попыталось провести фотосъемку Красной планеты еще 17 лет назад, запустив два автоматических зонда «Вайкинг» («Viking»), опустившиеся на Марс. «Обсервер» должен был осуществить вторую попытку. После почти полугодичного путешествия в космосе ему предстояло выйти на околомарсианскую орбиту, а затем на протяжении трех месяцев постепенно приближаться к поверхности, чтобы оказаться «всего» в 374 километрах от Марса. И уже только тогда зонд должен был приступить к съемкам и измерениям, на что отводилось 686 земных дней (кстати говоря, это продолжительность марсианского года).

До 21 августа 1993 года все шло по плану. Непонятное началось с того момента, как персонал Центра управления полетами в Масадине неожиданно утратил связь с зондом и, несмотря на все отчаянные попытки, не сумел восстановить. Официальное коммюнике гласило: авария центрального часового механизма, управляющего всеми компьютерами зонда. Это устройство отвечало также и за включение передатчика «Обсервера», функционирование приемно-передающих антенн, а также комплекса вспомогательных двигателей.

Внезапное молчание беспилотного аппарата вызвало в НАСА настоящую панику — экспедиция обошлась почти в миллиард долларов. И этот миллиард, минуя Красную планету, уносится в бескрайние просторы космоса. Появились и другие гипотезу, согласно которым «Обсервер» вообще больше никуда не полетит, поскольку его внезапное молчание — результат взрыва на борту при перекачке топлива в тормозные двигатели. По расписанию радиоконтакт с зондом на время этой операции прервали, но восстановить его через 20 минут не удалось. Никаких сведений о дальнейшей судьбе «Обсервера» нет и по сей день.

Предполагалось, что кроме двухлетних наблюдений за поверхностью Марса и передачи на Землю тысяч снимков и изображений, «Обсервер» в будущем мог бы послужить станцией для передачи сигналов французских исследовательских баллонов, которые в свою очередь русский зонд доставит на Марс в 1996 году. И вся эта программа мгновенно рухнула!

Кстати говоря, американский космический зонд «Галилей», запущенный к Юпитеру, через некоторое время сигнализировал о блокировке радиоантенны. Причины аварии недостаточно ясны, а замолкший аппарат, постройка и запуск которого обошлись в полмиллиарда долларов, также навсегда утрачен.

Причиной катастрофы, как мы уже заметили, мог стать взрыв при перекачке горючего. Для такой процедуры должны сработать микрозаряды, открыв шланг, соединяющий резервуар с баками. Нужно, однако, сказать, что шансы на удачное осуществление такой операции (по оценке специалистов НАСА) невелики. Но почему топливо решили перекачать лишь после того, как зонд достигнет Марса? Ведь сначала хотели это сделать сразу же после запуска! В этом случае риск был наименьшим.

Центр управления полетами в Пасадине был готов и к возможной потере связи — на зонде стояли «запасные» специальные устройства. Но все многократные попытки закончились неудачей. Если «Обсервер» все еще существует, то он либо вышел на марсианскую, либо находится на околосолнечной орбите. Если так, то года через два он обогнет Солнце, опять оказавшись в окрестностях Марса. 21 сентября 1993 года ученые попробовали выяснить, где же зонд. В космос ушли команды, которые должны были оживить передатчик. Но, увы, и эта попытка потерпела фиаско.

Что же можно сказать в заключение? Уфологи считают, что все приведенные выше факты неопровержимо указывают на существование (присутствие) инопланетных цивилизаций, что именно они и срывают исследование землянами Красной планеты. Возможно также, что НАСА знает о Марсе (и о Луне тоже) что-либо такое, что нам с вами еще нельзя знать. Что ж, остается лишь ждать, пока начнется выполнение программы этого года, а позднее, в 1996 году — программы «MESUR Pathfinder» (если, конечно, бюджет НАСА позволит)...