UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАН: большие проблемы маленьких академиков

Два года назад на железнодорожной станции города Смела произошла экологическая катастрофа: перевернулось несколько цистерн с аммиаком...

Автор: Наталья Вареник

Два года назад на железнодорожной станции города Смела произошла экологическая катастрофа: перевернулось несколько цистерн с аммиаком. Жителей срочно эвакуировали, а огороды и все, что было на них, ликвидировали. Сенсации такого рода недолговечны, они живут день или два, пока внимание СМИ не переключится на другую «горячую точку». Только местные академики не остались равнодушны к экологической трагедии. Так появилась научная работа о последствиях смелянской катастрофы.

Если кому-то не верится, что убеленные сединами научные мужи оперативно реагируют на события нашей жизни, поясню: академикам исполнилось всего…15—16 лет, и они — члены Малой академии наук (МАН), отделение которой работает в Смеле на базе лицея с углубленным изучением экологии.

В наше время о МАН пишут нечасто. Доброе начинание, которое зародилось еще в советское время, не разрекламировано, как всевозможные коммерческие программы. Искать и воспитывать таланты за символическую зарплату или просто из энтузиазма нынче непрестижно. Но, несмотря на это, Малая академия наук живет и развивается.

В 1993 году юных ученых на Черкасщине было всего 63 человека. По статистике прошлого года, «мановцев» в области уже около двух тысяч. Только на областной конкурс-защиту приехали триста школьников, повергнув организаторов в шок. Теперь только самые талантливые будут защищать свои мини-диссертации перед авторитетным жюри после заочного конкурса работ.

В Черкасской области центральное отделение МАН работает на базе областного института последипломного образования. Отделения или небольшие филиалы МАН есть буквально в каждом районе. Параллельно с ними работают научные общества — своего рода подразделения МАН, где занимаются дети младшего возраста. Там они проходят небольшой спецкурс основ научных исследований, учатся работать с первоисточниками, правильно оформлять научную работу.

Это — первая ступенька. В девятом классе ребята приходят в свою академию как бы «на разведку», пишут небольшие работы на уровне рефератов. А в 10—11 классах обычно определяются с темой и направлением для серьезной научной работы, участвуют в областных и всеукраинских конкурсах.

Раскрою один секрет: не все школьники приходят в МАН ради науки. Есть и такие, кто хочет «подтянуться» перед поступлением в вуз. Ведь занятия здесь бесплатные, и учителя называют их между собой «бесплатным репетиторством». При том, что уровень и объем знаний — очень высокий, рассчитанный на талантливых и заинтересованных детей. Поэтому педагоги предупреждают: это — не ликбез, двоечников подтягивать не будем.

Есть и другая причина популярности МАН: если работа стала призером всеукраинского или областного конкурса, школьник имеет право поступать в вуз по собеседованию, т.е. вне конкурса. Не случайно родители идут на любые жертвы, помогая своим чадам осуществлять научные проекты: оплачивают поездки в областной центр, оказывают спонсорскую помощь небогатым филиалам МАН.

На областном конкурсе-защите «мановец» из Корсуньской гимназии удивил жюри работой «Должна ли быть смертная казнь в Украине?»

Школьники пишут сложные работы на иностранных языках, мини-диссертации по физике и математике, исследования в области искусства.

В Смеле МАН существовала с 1986 года. За ее работу отвечал методист отдела образования. В 1996-м возникла идея создать в городе Малую академию как отдельное внешкольное учебное заведение, а через полгода в городе открылся естественно-математический лицей, и решением исполкома его структурным отделением становится МАН.

Ежегодно в МАН приходят 450—500 детей из общеобразовательных школ города. Они занимаются в секциях украинского языка и литературы, физики, математики, истории Украины, экологии. Всего здесь работает 12 секций. Занимаются с детьми 18 педагогов лицея и ученые из областного центра.

В Смеле нет своих высших учебных заведений, поэтому заместитель директора лицея по научной работе А.Забарная возит каждого талантливого ребенка в область, ищет на кафедрах научного руководителя и лабораторию для экспериментов. Ведь только те работы, которые носят элемент новизны, открытия, имеют перспективу занять призовое место на областном или всеукраинском конкурсе.

Главная проблема всех украинских МАН — это скудное финансирование. Тех средств, которые идут от Министерства образования и науки, едва хватает на «символическое» поощрение научных руководителей. О создании своей материально-технической базы Малая академия наук может только мечтать!

А пока высокое начальство в Министерстве образования «не замечает» маленьких академиков, наиболее прогрессивные вузы начали оплачивать труд научных руководителей детей из контрактных средств. Ведь каждому ясно, что вчерашние «мановцы» — это сегодняшние студенты и будущая элита Украинского государства. Они принесут славу своим учебным заведениям.