UA / RU
Поддержать ZN.ua

Луцкие изобретатели создали двигатель, за которым охотятся иностранные фирмы

Научная работа, выполненная на кафедре автомобилей Луцкого государственного технического универ...

Автор: Лидия Климчук

Научная работа, выполненная на кафедре автомобилей Луцкого государственного технического университета, признана лучшей и заняла первое место на Всеукраинском конкурсе инновационных технологий, проводившемся Министерством образования и науки и Министерством промышленной политики Украины.

Преимущества газового двигателя

Узнав об изобретении волынян, я поспешила в лабораторию Луцкого государственного технического университета, где находится новосозданный двигатель. Как выяснилось, все началось с того, что, выполняя сначала магистерскую, а потом — диссертационную работы, аспирант Илья Козачук под руководством кандидата технических наук, доцента кафедры автомобилей Виктора Захарчука усовершенствовал технологию переоборудования дизелей в газовые двигатели с искровым зажиганием. Именно по этой технологии в лаборатории осуществлено переоборудование дизеля Д-240 в газовый двигатель для работы на природном газе. Испытания засвидетельствовали, что у него есть ряд преимуществ над дизелями: работает на топливе, вдвое дешевле дизельного; выбрасывает с отработанными газами значительно меньше таких вредных веществ, как оксид углерода и углеводы, и совершенно не выбрасывает сажу, создает меньше шума и вибраций. При этом, заметил Илья Козачук, его мощность и затраты топлива находятся практически на том же уровне, что и у дизеля. Срок службы таких двигателей будет не меньше, чем у дизелей.

Разработанная технология не имеет аналогов в Украине и близком зарубежье, а от технологий, используемых в Западной Европе и Японии, выгодно отличается тем, что требуется меньше затрат при переоборудовании. Результаты этой работы уже опубликованы в сборниках научных работ, издающихся в Киеве, Харькове, Луганске, Луцке, Люблине.

Изобретатели утверждают, что перевод даже части дизельного автомобильного парка государства на питание природным газом даст значительный экономический эффект. Расчеты свидетельствуют: затраты на переоборудование одного двигателя окупятся уже за 9—12 месяцев, в дальнейшем владелец автомобиля с таким двигателем будет получать значительную прибыль. Да и, наконец, мы постоянно ропщем на неблагополучную экологическую ситуацию в городах, газовые же двигатели смогут значительно ее улучшить.

Конвертация дизелей отечественного производства в газовые двигатели позволит выйти на уровень требований относительно токсичности отработанных газов стандарта «Евро-2», который обязалось выполнять наше государство, а в перспективе — на «Евро-3». А это означает, что на автомобилях, производимых в Украине, в частности на автобусах «Богдан» Луцкого автозавода, можно будет вместо японских дизелей устанавливать двигатели украинского производства. То есть разработка, кроме экономического и экологического, будет иметь еще и социальный эффект.

Четырехлетний труд увенчался успехом

Руководитель проекта Виктор Захарчук представлял работу на национальной выставке высоких технологий и конкурентоспособной продукции «Укртехнология-2006», проходившей в Киеве 6—8 декабря, где она получила одобрительные отзывы ученых и производственников. Об этом свидетельствует награждение творческого коллектива дипломом. Следовательно, четырехлетний напряженный труд увенчался успехом. Виктор Иванович считает, что в ближайшее время такие двигатели получат большое распространение, поскольку запасов нефти на планете хватит до 2020 года, а запасов природного газа намного больше. Кроме того, у двигателя будут хорошие показатели, даже если он будет работать на генераторном биогазе — топливе, добываемом из возобновляемых источников энергии, например из отходов лесохозяйственного комплекса.

Следует заметить, что руководитель научной разработки Виктор Захарчук всю свою жизнь посвятил автомобилям. В пятнадцать лет стал студентом автотранспортного техникума, закончив его — служил в автомобильных войсках. Потом была учеба на автомобильном факультете Львовского политехнического института и несколько лет инженерного труда на автомобильном заводе. Оттуда перешел на преподавательскую работу в тогдашний Луцкий филиал Львовского политехнического института. Кандидатскую диссертацию готовил в своей лаборатории под руководством известного ученого, заслуженного деятеля науки и техники Украины, доктора технических наук, профессора Юрия Гутаревича, которого считает своим учителем, хотя сам уже является автором свыше 50 научных работ и изобретений, многочисленных методических разработок и учебного пособия.

Хочется надеяться, что это чрезвычайно интересное изобретение долго не задержится в лаборатории, найдутся средства и заинтересованные меценаты, которые помогут завершить его испытания и внедрить в производство.