UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУННО-МАРСИАНСКОЕ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНО-РОССИЙСКОЕ ТРИО, ИЛИ ГОД СПУСТЯ ПОСЛЕ ГИБЕЛИ «КОЛУМБИИ»

Прошел всего лишь год после трагической гибели космического корабля многоразового действия «Колумбия»...

Автор: Геннадий Понамарев

Прошел всего лишь год после трагической гибели космического корабля многоразового действия «Колумбия». Но за этот год в мире космонавтики произошли кардинальные перемены. 15 октября 2003 г. Китай пилотируемым полетом полковника ВВС Янг Ливэя открыл себе дорогу к орбитальным околоземным полетам, полетам на Луну, созданию обитаемой лунной базы-поселения, колонизации Луны и полетам к планетам Солнечной системы. США на космический вызов ответили адекватно. Но больше всех удивила Россия: к пилотируемым полетам на Луну и Марс она будет готова, пожалуй, на десяток лет раньше США и Китая. Таковы планы трех ведущих космических стран мира на ближайшие 30—50 лет.

Конец медового американского космического периода

Блистательные победы в космосе, одержанные американскими специалистами в пилотируемой лунной программе, пожалуй, впрок США не пошли. Тогда, 21 июля 1969 г., спустившись по трапу лунного корабля «Орел», первые шаги по Луне сделали Нейл Армстронг и Джеймс Олдридж. Был и третий герой — Майкл Коллинз, имя которого, как участника первой экспедиции на Луну, почти не упоминают. Хотя Коллинзу было, пожалуй, даже тяжелее, чем его коллегам. Оставшись один в командном модуле «Аполлона» на селеноцентрической орбите, он был обречен на ожидание старта своих коллег с Луны, стыковки взлетной ступени с командным модулем и перехода астронавтов в корабль. А ждать всегда труднее, чем действовать.

Это был прорыв человечества из околоземного пространства к другим планетам. Телевидение дало возможность наблюдать выдающееся событие всему миру. И весь мир рукоплескал американским астронавтам и специалистам NASA, когда люди с планеты Земля шагали по Луне. Не видели этого лишь три страны: СССР, Китай и… Вьетнам. Советским телезрителям в этот момент показывали… музыкальную комедию «Свинарка и пастух»…

Надо отметить, что научная ценность американских лунных экспедиций была невелика. Собирали 30—100 кг лунного грунта за полет, проводили ряд сейсмических измерений и другие научные исследования. Если масса космического корабля «Аполлон», выведенного на околоземную орбиту, составляла 45,165 т, то к Луне следовала лунная кабина массой 14,7 т. С целью экономии в ней не устанавливались кресла астронавтов. Их заменяли подвесными системами. Поэтому на Луну брали лишь то количество научного оборудования, которое вписывалось в жесткие ограничения по массе. Платить от 300 до 450 миллионов долларов за один полет на Луну и привозить сотню килограммов лунных камней в качестве научных результатов — чрезвычайно дорого даже для богатой Америки. На исследовании Луны сказалось и отсутствие постоянной обитаемой лунной базы. Это обстоятельство стало решающим при организации научных исследований и постоянных пилотируемых полетов для колонизации Луны.

Даже если бы вместо лунного грунта астронавты доставляли чистое золото, это не окупило бы понесенных США затрат. Да, на лунном ровере астронавты удалялись приблизительно на 10 км от кабины. Но, с научной точки зрения, то были лишь лунные поездки. Построить же обитаемую лунную базу на 10—15 человек даже США было не под силу, учитывая понесенные затраты на пилотируемую лунную программу. Цена была высокой — около 26 млрд. долл. в ценах 60-х годов прошлого столетия. Однако взамен получили бесценный опыт пилотируемых полетов на Луну, высадки экспедиции на ее поверхности, который, при возобновлении таких полетов, станет для США большим подспорьем в будущем.

12 апреля 1981г. США запустили в космос корабль многоразового действия, флагман космической эскадры — «Колумбию». СССР удалось создать многоразовый космический корабль «Буран», выведенный в космос 15 ноября 1988 г. универсальной ракетно-космической транспортной системой «Энергия». Но это был первый и последний полет «Бурана», совершенный, кстати, в автоматическом режиме. США удалось создать эскадру из трех «Спейс шаттл» —космических челноков, обладавших рядом преимуществ перед одноразовыми транспортными и грузовыми советскими космическими кораблями. И у командования военно-космических сил (ВКС), образованного 1 сентября 1982 года, и у администрации президента США появилось ощущение превосходства американской мощи в космосе, особенно военной. Кстати, США первыми создали ВКС, Россия была второй. Нет сомнения, что Китай будет третьим: логика событий развития военной составляющей освоения космоса говорит об этом.

Американцы убаюкали себя мнимым преимуществом в освоении космического пространства, и экспедиции на Луну из высочайшего инженерно-политического действа превратились просто в спортивное достижение: исследования продолжения не имели. А это уже не победа. Отрезвление последовало после окончания пилотируемых полетов в 1972 г. За этот период СССР далеко ушел вперед в исследовании космоса с помощью долговременных орбитальных станций «Салют» и «Алмаз». А США темп в освоении космоса потеряли. Это поняли ведущие менеджеры NASA, подготовив для Конгресса специальный доклад с тщательно подготовленным планом космических исследований и полетами к дальним планетам Солнечной системы. Однако Конгресс, правительство и администрация президента США, ознакомившись с докладом, выводов не сделали, довольствуясь прежними достижениями.

Похоже, быстро действовать американцев могут заставить только форс-мажорные обстоятельства. Так уже было, когда русские специалисты под руководством Сергея Королева в 1957 г. первыми запустили ИСЗ, так было в 1961-м, когда в космос первым отправился Юрий Гагарин. Так было и в ряде других случаев. Только тогда следовал взрыв эмоций и денежных вливаний в космическую программу США, и в результате положение выравнивалось. В силу своей ментальности проигрывать и быть вторыми в любой сфере человеческой деятельности американцы не любят. Однако бурный экономический рост Поднебесной дает основания думать, что постепенно им придется привыкать к положению второй по значимости страны. Хотя произойти это может не так скоро.

Тогда, в 1969 году, начало отчета NASA звучало так: «В момент величайшего триумфа космической программы США переживают критический период. На карту поставлены ведущая роль в области научно-технического прогресса, вера 200 миллионов американцев в свою страну и ее достижения…». Прагматичные американцы тут же перешли к постановке конкретных задач. Это было «громадье» планов. Кремлевским мечтателям куда как далеко до вашингтонских. В качестве первоочередных NASA не только ставила перед собой задачи дальнейшего освоения космоса, но тем самым требовала от правительства США к 1977 году создать орбитальную станцию, а в период с 1980-го по 1984 год запустить на орбиту базу-станцию с обслуживающим персоналом в 50 человек.

(Парадокс нынешнего времени: США способны содержать и обслуживать свой сегмент станции Desteny с одним астронавтом. Впрочем, русский космонавт тоже летает на русском блоке МКС «Заря» в одиночку: нет денег ни на полет второго космонавта, ни на исследовательскую работу. Два человека с трудом успевают поддерживать системы станции в более или менее исправном техническом состоянии.)

Доклад специалистов NASA, призывавший американцев лететь на Марс, Венеру, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун в поисках внеземных форм жизни, остался невостребованным и был похоронен на десятилетия. Китай, сделавший небывалый по мощности рывок в создании ракетно-космической промышленности и уже вышедший на ведущие позиции в мире, особенно в Азиатско-Тихоокеанском районе, заставил США проснуться.

Космические устремления Китая

В конце 50-х годов прошлого столетия в СССР, в подмосковных Подлипках дачных, в ОКБ-1, которым руководил главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, стажировалась большая группа китайских ракетных специалистов.

Советское руководство приняло политическое решение передать китайским ракетным специалистам необходимую техническую документацию на устаревшие образцы ракетной техники. Кроме того, следовало обучить их практической работе по проектированию и изготовлению космических кораблей и аппаратов на самом передовом ОКБ того времени — ОКБ-1. Курировать обучение «китайских товарищей» Сергей Королев поручил своему заместителю Василию Мишину. И ведь обучили блестяще: нынешние космические свершения Китая имеют русские корни.

Китайские специалисты приобрели техническую документацию на советский транспортный корабль «Союз», безотказно работавший в течение десятилетий. Вот почему русский «Союз» и китайский транспортный корабль «Шэнь Чжоу-5» («Священная Лодка») внешне так похожи. Правда, только внешне. Русские «Союзы» и «Прогрессы» (грузовые корабли) как модификация «Союза» реально подставили свое космическое плечо под спасение программы МКС: уже год снабжение русско-американского экипажа пищей, водой, необходимыми приборами и инструментами, поднятием орбиты тяжелой МКС производится русскими кораблями. Станция выжила, ее программа была спасена. Такая система снабжения будет работать до осени 2004 г., когда «Спейс шаттл» совершит первый тестовый полет к МКС, и специалистам станет ясно — способен ли доработанный челнок выполнять свои функции в полном объеме безаварийно. Иначе ее неминуемо ждала бы судьба знаменитой русской станции «МИР-2», вынужденно затопленной в океане.

Так что в СССР китайцы приобрели классный космический товар за небольшую, по сравнению с американским, цену. Ни для кого не секрет, что русский «Союз» оснащен надежными космическими системами, но имеющими большую массу за счет тяжелой элементной базы. В этой части китайские специалисты значительно его доработали — за счет современных технологий, микроминиатюризации. Разумеется, были внесены изменения в конструкцию космического транспортного корабля, улучшившие его аэродинамические качества. Доработанный русский орбитальный отсек «Союза» получил новые технические функции и название — орбитальный модуль. Он имеет возможность отделения от спускаемого аппарата «Союз» еще в ходе полета на околоземной орбите, может самостоятельно совершать маневры в космосе, стыковаться с другими космическими кораблями. А самое главное — это возможность стыковки орбитальных отсеков между собой. Таким образом можно собрать космический поезд — орбитальную станцию, например, составной космический модуль каких угодно размеров (в пределах разумного, конечно).

Купили китайцы у русских и технологию изготовления скафандров. Один скафандр стоит ни много ни мало — около 12 млн. долл.! Космические скафандры американского производства при их надежности стоят неизмеримо дороже. Правда, их никто никому и не предлагал: конкуренты в космосе никому не нужны. А Китай в конце ХХ века совершил стремительный рывок в создании надежнейших ракетоносителей семейства «Великий поход», наземной инфраструктуры (строительство стартовых систем, командно-измерительных пунктов, плавучих измерительных пунктов для управления полетом космических кораблей и т.п.).

Причем следует отметить, что с 1996 года аварий ракетоносителей у Китая не было! К слову, ни одна ракетно-космическая фирма в мире не отдаст свой космический аппарат для запуска ракетой, которая не имеет как минимум восемь безаварийных пусков. Иначе страховая компания не возьмется страховать космические риски. Так что надежность из фактора чисто технического превратилась также и в экономический.

США были встревожены последним фактором, сразу сделавшим Китай главным космическим конкурентом. Более того, дешевизна китайских электронных комплектующих, сырья и рабочей силы в скором времени, по сути, делают Китай космической державой №1.

Китайским специалистам удалось создать семейство ракет «Великий поход»: от тяжелой до легкой ракеты. В настоящее время, когда спутники стали заметно легче (на порядок-другой), их стало возможно запускать кластерным или групповым методом: несколько спутников в одном запуске. Они стали называться микроспутниками, но выполняют те же функции, что и их предшественники. Чем ракета легче, тем дешевле обходится ее стоимость, следовательно, дешевле становятся оказываемые пусковые услуги за один килограмм выводимой полезной нагрузки. Ко всему прочему Китай имеет небывалые по масштабам космические амбиции, которые начал дозированно выдавать в СМИ. Финансирование космической программы Китая составит около 87 млрд. долл.!

Причем сумма вкладывается не только правительством, но и частными ракетно-космическими фирмами. Это позволяет создать к 2005 г. постоянную орбитальную станцию и выполнить пилотируемый облет Луны. К 2011 году доставить на Луну робот-луноход для исследования ее поверхности. В 2012 г. осуществить забор образцов лунного грунта в районе предполагаемого строительства обитаемой лунной базы. К 2020-му китайские специалисты планируют создать и испытать пилотируемый аэрокосмический самолет, на котором собираются произвести доставку к Луне и высадку на ее поверхность китайских космонавтов. К 2030-му создать обитаемую базу на Луне, а к 2040-му, вероятно, им удастся начать промышленную эксплуатацию лунных рудников и доставку на Землю при помощи ракетных буксиров готовой продукции или руд в специальных контейнерах. Можно ли все это осуществить технически? Как сейчас говорит молодежь: без проблем, были бы деньги.

Боязнь отстать побуждает США к немедленным действиям: необходима новая космическая программа. Американские военные специалисты весьма обеспокоены тем обстоятельством, что в этом случае Китай вполне может на территории своей базы разместить космическое оружие на Луне, ибо отличить космическое оружие от современных технических средств исследований даже для специалистов-экспертов будет затруднительно: и те, и другие работают на новых физических принципах.

Китай обладает одними из лучших в мире научно-практических разработок наземного лазерного оружия, вероятно, способного уничтожать не только отдельные спутники или их группировки, но и отдельно летящие боеголовки и пушечные снаряды с ядерной начинкой. Впрочем, такие разработки надо полагать, есть также у США и России.

Космические амбиции США и России

Когда бюджет NASA утвержден и его вынужденно приходится увеличивать, как пообещал сделать президент США Дж.Буш в своем выступлении перед руководящим составом в штаб-квартире NASA в Вашингтоне, то прохождение изменений через прижимистый Конгресс США затруднительно. Могут не дать ни цента, а могут щедро одарить огромными финансовыми вливаниями в исследование космоса.

Но Дж.Буш как главное должностное лицо США долгие три месяца терпевший космический вызов Китая, направленный на ликвидацию американской монополии в космосе, а следовательно, и первенства в использовании самых лучших в мире промышленных технологий, не мог больше ждать. И без решения Конгресса США о дополнительном выделении средств для достойного ответа Китаю космическому рискнул 13 января выступить перед NASA с обещанием выделить дополнительно еще 12 млрд. долл. Этим выступлением, по сути перед нацией, Буш ответил Китаю жестко, конкретно и наступательно, четко обозначив, что США космический бизнес сворачивать не намерены. Его приняли на ура. Американские граждане тоже не любят быть вторыми, исповедуя с детства заложенное «все самое лучшее в мире — американское». Хотя в данном случае доказать это будет очень трудно.

Как политик, начавший предвыборную борьбу, Буш сделал великолепный ход. Его выступление с посланием к Конгрессу было столь же уверенным и наступательным, как и перед NASA. Он просил главный орган страны выделить дополнительно к бюджету NASA 12 млрд. долл. У меня сложилось впечатление, что Конгресс Бушу не откажет. Его выступление длилось 54 минуты: вдвое меньше, чем у советских генсеков на партийных съездах. Но из 54 минут девять (!) ушло на долгие и продолжительные аплодисменты, причем зал приветствовал стоя президента. В этом схожесть с советскими съездами налицо — полное единение лидера с нацией, пусть только на время выступления.

Удивило, более того, поразило преднамеренно скромное выступление представителя «Росавиакосмоса», заместителя Николая Моисеева о том, что Россия, приняв в конце 2004 года новую космическую программу, будет готова начать пилотируемую программу полетов на Луну и Марс к 2015 году. Вот это ответ! Оказывается, все ведущие космические страны к выполнению прорыва в Солнечную систему готовы. И есть завершенные технические проекты новых аэрокосмических кораблей, способные выполнить эту сверхсложную задачу. А если учесть, что ориентировочный бюджет «Росавиакосмоса» составляет чуть больше миллиарда долларов, то возникают мысли, что ракетно-космические предприятия России согласны дать в долг государству космические средства для осуществления этих проектов, включая и строительство лунной базы.

Позиция России в строительстве лунной базы проста и понятна: строить сообща общий лунный дом. Согласятся с этим США и Китай? Пожалуй, нет. Разместить космическое оружие на Луне будет невозможно из-за взаимного контроля.

Итак, все готовы технически и материально. Но в какой степени? Надо полагать, что в самой начальной. Учитывая опыт пилотируемых полетов на Луну, для начала которых американцам понадобилось около девяти лет, по срокам выполнить эти проекты вполне реально. А по средствам? По мнению специалистов, просчитавших еще в прошлом веке стоимость полета к Марсу, это обойдется в кругленькую сумму — 45—47 млрд. долл., не считая стоимости строительства лунной базы и лунных стартов для полетов к Марсу и далее. Где взять такие средства? Очень сомневаюсь, что их можно быстро найти. Впрочем, я не финансист.

И последний штрих. Мои предположения о причинах гибели «Колумбии» 1 февраля 2002 г., опубликованные в «ЗН» по горячим следам («Разбор космических полетов. Исполнение NASA», № 8 (433) , 1—7 марта 2003 года), подтвердились докладом комиссии под руководством адмирала Гемана. Нам остается ждать, как будут развиваться события, сулящие человечеству новые, почти неограниченные возможности, в том числе и встречи с иными мирами.