Когда я позвонила по телефону в киевский офис Международной федерации фонографической индустрии (IFPI) и поинтересовалась обоснованием четвертого места Украины в списке наиболее аудиопиратизированных стран, мне вежливо ответили, что методы исследований, как и детали самого отчета, обнародованию не подлежат. И, очевидно, на всякий случай предложили прислать письмо в лондонскую штаб-квартиру, чтобы попытать счастья там. Уже через три дня от имени департамента интеллектуальной собственности при Министерстве образования и науки Украины в адрес этой организации было отправлено надлежащим образом подготовленное письмо, но после месячного ожидания, ответ так и не получен... Международные эксперты смело назвали наше государство одним из десяти мировых лидеров среди нелегальных производителей компакт-дисков, но подтвердить справедливость своего поликарбонатного наступления почему-то отказались.
Но сегодня все международное сообщество, так активно «болевшее» за Украину и своими торговыми санкциями, и соответствующим давлением, наконец спокойно вздохнуло, ведь в июле этого года наше государство одобрило долгожданный закон о лазерных дисках. Этот документ содержит все положения для того, чтобы удовлетворить уровень имеющихся требований к Украине. Пиратству — нет! Но далеко не все восприняли подписание этого закона с восторгом. Очевидно, никто из нас не хочет иметь на своем столе хотя и красивую, но подделку. Однако беда в том, что далеко не каждый украинец способен раскошелиться на оригинал с блестящей голограммой. Сейчас весьма распространено мнение о том, что мы (украинцы) должны действительно поставить лазерным пиратам «памятник из поликарбоната», поскольку без их добросовестного труда рядовой гражданин теперь только начинал бы учиться запускать диск без автозапуска. Дилемма? Пожалуй. Задумавшись над этим и многими другими вопросами, «ЗН»» решило обратиться за комментарием и разъяснением к председателю госдепартамента интеллектуальной собственности МОН Украины Николаю ПАЛАДИЮ:
— Нам неизвестно, по каким критериям или технологиям представители IFPI оценивают украинский фонографический рынок, — рассказал Н.Паладий. — Если бы мы знали, как происходят расчеты, то могли бы обсудить с ними вопрос процентов и даже помогать им в проведении этой процедуры. Я считаю, что рынок в 50 млн. населения оценить довольно непросто. Для этого должны быть проведены широкомасштабные опросы с привлечением значительных средств. Поскольку у нас на это нет средств, то и официальной информации по этому поводу не существует. Мы можем сказать только то, что количество пиратской продукции за последние два года уменьшилось в десятки раз — об этом свидетельствуют результаты наших проверок на рынках столицы. После принятия в 2002 году закона о дисках над проблемой контрафактной лазерной продукции начали работать и наши государственные инспекторы, и Министерство внутренних дел, и Служба безопасности Украины, и несколько других министерств и ведомств. В результате проверок у нас есть сегодня собственные данные об уровне пиратской продукции, но ведь это не вся Украина, не весь украинский рынок. Я совершенно не соглашаюсь с тем, что у нас 68% пиратской продукции. Но IFPI на это отвечает хитро — дескать, если вы не согласны, то попробуйте доказать, что мы ошибаемся.
— А какую же цифру предлагаете вы?
— Трудно сказать, но что это не 68%, убежден.
— Хорошо, а существует ли в других странах практика определения лазерного пиратства? Существуют ли документы государственного уровня, на которые можно посмотреть и сказать: «О, это действительно так, ибо такого-то числа, такого-то месяца проводился соответствующий мониторинг...»?
— Цифры относительно других стран существуют, но обнародует их в журналах международного уровня снова же IFPI. Сегодня принят и уже действует новый закон о дисках, в соответствии с которым граница начальной уголовной ответственности в случае нарушения сферы авторского права значительно снижена. Могу сказать, что после этого и нашим государственным инспекторам, и МВД, и СБУ работать будет уже намного легче. Но, что самое главное, я очень надеюсь на превентивное право данного закона и на то, что любой человек, прежде чем браться за реализацию или производство нелегитимной продукции — дисков, аудиокассет, кинофильмов и т. п. — хорошо подумает, стоит ли такое занятие пяти лет лишения свободы.
— Николай Васильевич, если количество контрафактных дисков постепенно будет сходить на нет и, наконец, «воцарятся» оригиналы, то сколько будет стоить лицензионный диск? По-видимому, цена на него возрастет самое малое в несколько раз...
— Назовите мне, пожалуйста, на что падала цена за последние полгода. Цена на диски повышается так же, как и на все остальное...
— Простите, но в вопросе с дисками есть существенная разница. Кто станет покупать диск, если его себестоимость достигнет 40—50 грн., а будут продавать его, скажем, за 70?
— На какую себестоимость вы смотрите? Если отталкиваться от себестоимости производства чистого диска, то...
— Я говорю о диске со всеми правами.
— А так говорить нельзя, поскольку неизвестно, сколько стоят эти самые права. Если Повалий продает себя за одни деньги, то Майкл Джексон — за совершенно другие. Все зависит от того, какой диск и какая на нем информация. Если цена на диск поднимется на гривну, то все равно спрос не спадет. Но если цены, как вы говорите, подпрыгнут вдвое-втрое, то потребитель просто перестанет их (диски) покупать. Это уже маркетинговая политика каждой компании.
— А что вы можете сказать о ежегодных отчетах торгового представительства США и его системе борьбы с «пиратскими» странами? Если не ошибаюсь, и в этом, и в минувшем году Украине все-таки удалось попасть в составленную им позорную десятку. Что это за отчеты?
— Мне кажется, они просто перепечатывают позицию офиса USTR в США. Но в этих отчетах, снова же, не приведены данные о происхождении и каналах информации. Наши оптические заводы (а их у нас сегодня пять; есть и шестой, но пока неизвестно, получил ли он соответствующую лицензию) постоянно обвиняют в пиратской деятельности. И несколько раз в месяц наши инспекторы с милицией, представителями СБУ и IFPI устраивают внезапные проверки, во время которых на заводе перекрываются все входы и выходы, проверяется производство. Но ничего противозаконного мы не находим. Вся продукция действительно легитимная.
— Не может быть...
— Почему? Большинство имеющейся на украинских рынках пиратской продукции изготовлено не в Украине — на ней нет ни так называемых CD-кодов (паспорта производителя), ни каких бы то ни было других способов защиты. Хотя, в соответствии с законом, вся отечественная продукция этой сферы (и матрица, и чистые диски) должна содержать соответствующие CD-коды. Насколько мне известно, в мире только около 15% лазерной продукции маркируется этими кодами. Право на их использование предоставляет международная компания. Все отечественные заводы имеют эти коды соответствия, поэтому работнику милиции очень легко отличить продукцию, изготовленную в Украине, от той, у которой неукраинское происхождение.
Сегодня из любого завода, любой партии берется несколько экземпляров продукции и передается в архив Госкомпредпринимательства Украины. И если относительно какого-то диска возникает вопрос, то его обычно решают с помощью «отпечатков пальцев» — микротрещин (или микроцарапин), характерных для каждой машины. На электронном микроскопе хорошо видно, что у любой матрицы, отражающей диск, наличествуют характерные микротрещины. И когда к правоохранительным органам направляются материалы о нарушении авторских прав того или иного владельца или компании, очень оперативно можно проверить, где был изготовлен этот диск и на каком именно заводе (если у диска украинское происхождение). В этой экспертной работе нам очень помогло правительство США и упомянутая выше организация IFPI. Именно они научили наших экспертов, как проверять диск на подделку.
В прошлом году мы обратились практически ко всем таможням стран-соседей с просьбой сообщать любую информацию о наличии на их территории дисков украинского происхождения. И не получили ни единого ответа даже об их подозрениях. Еще раз хотел бы подчеркнуть: если относительно какого-то экземпляра возникает сомнение, то с помощью экспертов МВД всегда можно установить «отпечатки пальцев» диска и передать доказательства в суд. Сегодня в Украине, во-первых, в рамках Высшего хозяйственного суда действует коллегия по вопросам интеллектуальной собственности, а во-вторых, у нас уже существуют компетентные в сфере интеллектуальной собственности судьи и суды. Во всем мире люди обращаются в суд, а не к правительству или в чиновнические структуры. Если, например, у меня есть доказательства — я выиграю дело, и тогда мне возместят экономические потери и моральные убытки, если же нет — все мои обвинения и подозрения опровергнут как безосновательные.
IFPI (The International Federation of the Phonografic Industry) зарегистрирована в Швейцарии в 1933 году. Ее штаб-квартира расположена в Лондоне (Великобритания). В соответствии с оценкой IFPI, представляющей 1450 записывающих компаний во всем мире, уровень пиратства в Украине составляет 65—70% от объема рынка музыкальных услуг. Наш пиратский рынок оценивается в размере 42 млн. долл., но настоящие убытки, как считают международные специалисты, намного больше. На протяжении пяти последних лет IFPI удерживала в Киеве свое постоянное представительство для предоставления экспертной, технической и правовой помощи правительству Украины. Согласно последнему отчету этой международной организации, сегодня каждый третий музыкальный диск в мире вырабатывается незаконно, а мировой пиратский рынок составляет около 4,5 млрд. долл.