UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Кто уничтожает имущество НАНУ?»

До вечера прождали академика Бориса Патона участники митинга «Нет крепостному праву и рейдерству...

Автор: Татьяна Галковская

До вечера прождали академика Бориса Патона участники митинга «Нет крепостному праву и рейдерству в Академии наук!», организованного сотрудниками и активистами «Студенческого братства» под зданием президиума Национальной академии наук Украины. Но ни Борис Евгеньевич, ни кто-либо из уполномоченных им особ перед митингующими так и не появились.

Поводом к акции протеста послужили новые правила проживания аспирантов и научных сотрудников институтов НАН в общежитиях. «5 июля 2006 года, говорится в открытом письме президенту НАН, — президиум Академии наук принял решение, которым де-факто пытается выбросить на улицу жителей одного из общежитий (ул. Эжена Потье, 9). Подчеркнем: речь идет не о каких-то случайных людях. В общежитии проживают ученые с семьями, которых сама академия пригласила на работу. Более того, в свое время НАН Украины позаботилась о том, чтобы этим людям была предоставлена постоянная прописка в г. Киеве, как молодым специалистам, которые необходимы для работы в академических институтах. Постоянная прописка (регистрация) позволяла становиться в квартирную очередь по месту проживания и, если не мечтать о получении через энное количество лет квартиры в Киеве, то подавать документы на получение молодежного кредита.

Теперь академия предлагает от этого добровольно отказаться и переехать в другие общежития (уже и без того переполненные). Естественно, кроме такой «мелочи», как ухудшение жилищных условий (а в комнату «пакуют» по три кандидата наук), переселение тянет за собой замену постоянной регистрации на временную и утрату прав на пребывание в квартирной очереди».

— Раньше ордер на проживание в общежитии выдавался аспирантам на три года, — уточнил один из организаторов акции старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М.Грушевского НАНУ Сергей Таранец, — а защитившим диссертацию — на пять, после чего они могли получить бессрочную прописку. Сегодня все получают временные ордера на проживание в общежитии и регистрацию всего на один год (некоторые на полгода и даже на три месяца). Нас хотят выселить из общежития, мотивируя это вроде бы благой целью — поселить там аспирантов. Но все дело в том, что если нас можно выселить лишь по собственному желанию или решению суда, то аспирант — человек, по сути, бесправный (ему нужно защищать диссертацию, и отстаивать свои права он особо не будет), и его можно будет выселить в любой момент. Поэтому мы полагаем, что наше общежитие — пример реализации уже отработанной схемы по распродаже имущества академии. Выглядит она довольно просто. Фирмы-арендаторы (а по некоторым данным, треть имущества НАНУ сдана в аренду) официально платят небольшие суммы: некоторые по восемь грн. за кв. метр — разница, видимо, идет кому-то в карман. Разумеется, это не покрывает всех затрат по содержанию здания, возникают долги за коммунальные услуги и электричество, выплатить которые учреждение само уже не в состоянии, то есть его доводят до банкротства и затем продают.

Оснований предполагать именно такое развитие событий у митингующих достаточно. Недавно стало известно: руководители трех киевских частных предприятий обвинили Государственное жилищно-коммунальное предприятие НАН Украины в причастности к незаконным схемам передачи имущества некой компании ООО «Евроресурс». Причем около двух тысяч квадратных метров нежилых помещений в центре столицы «ушли» по цене в шесть раз ниже (как оценивают некоторые эксперты по недвижимости) реальной рыночной стоимости — за 6,5 млн. грн.

По словам адвоката пострадавших арендаторов (а многие не только платили арендную плату, но и делали за свой счет капитальный ремонт помещений и по закону имеют преимущества при приватизации) Юрия Борщевского, все нити ведут к народному депутату парламента от фракции Партии регионов Людмиле Кириченко. Именно ее сын Сергей Кириченко, утверждает адвокат, и является владельцем пресловутого ООО «Евроресурс».

Во время акции протеста выяснилось, что «квартирный вопрос» в НАНУ стоит довольно остро. По словам участников акции, не только распродается имущество, но и в неизвестном направлении исчезают средства, полученные за аренду помещений, строящиеся для ученых квартиры (их распределение ведется «советскими», непрозрачными методами). По непонятным для обитателей общежитий схемам начисляется плата за жилье и электроэнергию.

Так, по словам старшего научного сотрудника Института гидромеханики НАНУ Владимира Басовского, за свои 12 «квадратов» он платит больше, чем житель однокомнатной квартиры — 60 грн. в месяц за койко-место (именно эта единица принята в НАН за расчетную вместо обычных квадратных метров). Понятно, кухня и санузел при этом — общего пользования. Плюс ко всему, ежемесячно он доплачивает и за 75 кВт электроэнергии, хотя из всех электроприборов в комнате стоит лишь 20 ВТ-ная лампочка, которая горит от силы пару вечерних часов в сутки.

Но из-за решения руководства академии о правилах проживания в общежитиях, многие ученые могут лишиться и этих «удобств», а вместе с ними — возможности жить в столице, работать и в принципе заниматься наукой. Люди действительно превращаются в крепостных, которых чиновник от науки может одним движением руки переселить на окраину или вовсе выбросить на улицу — независимо от возраста и научных достижений. Сегодня это невероятно удивляет, поскольку именно руководство НАН регулярно поднимает вопрос о необходимости повышать престиж украинских ученых как в нашей стране, так и в мире, привлекать в науку молодежь, создавать людям науки условия, максимально способствующие научному поиску.

Но, в таком случае, почему кто-то должен заботиться об отечественной науке, если ее оплот — НАНУ считает возможным селить ученых, как бомжей в богадельне, по трое в одной комнате, взимая унизительную плату за «койко-место»? А как расходуются средства, полученные за аренду и продажу имущества, на какие научные проекты они потрачены? На эти и многие другие вопросы руководство НАН ответов не дает, предпочитая вовсе не вступать в дискуссии по этому поводу. Тем не менее ответить на них все-таки придется, причем в ближайшем будущем — некоторые участники акции протеста готовы отстаивать свои права в суде.

P.S. «ЗН» же, в свою очередь, намерено изучить ситуацию более подробно и рассказать о результатах, возможно, уже в ближайших номерах.