UA / RU
Поддержать ZN.ua

Космический челнок «Буран»: триумф или трагедия?

Даже если допустить, что власть в этой стране достанется не какой-нибудь из сражающихся за нее клик, а просто упадет в руки жулья и воров, то и тогда русский интеллигент, как собачий парик­махер, побежит к ним за заказом...

Автор: Юрий Митиков

Даже если допустить, что власть в этой стране достанется не какой-нибудь из сражающихся за нее клик, а просто упадет в руки жулья и воров, то и тогда русский интеллигент, как собачий парик­махер, побежит к ним за заказом.

В.Пелевин
«Чапаев и пустота»

Приближается очередная годовщина единственного запуска советского шаттла «Буран». Для чего он создавался, если так стремительно и безвозвратно канул в Лету? В настоящее время озвучена лишь одна версия — как достойный ответ на «наглый вызов американского империализма»…

15 ноября 1988 года состоялся первый полет советского космического корабля многоразового использования «Буран» в беспилотном варианте. На орбиту его вывела ракета-носитель «Энергия», первую ступень которой проектировали, отрабатывали и собирали днепропетровские ракетостроители, а систему управления носителя — харьковские. Совершив два витка вокруг Земли на орбите высотой 250 км, он в режиме планера, выполнив боковой маневр по трассе спуска около 1500 км, идеально приземлился на специальный аэродром в районе старта — Байконур. Долгожданный триумф советской ракетной техники! Так писали тогда советские газеты.

Вы спросите, а почему собственно триумф, ведь американцы уже семь лет летали на «Шаттлах». Первый полет американского челнока состоялся как по заказу — в День космонавтики, 12 апреля 1981 г. (они своеобразно отметили 20-летие полета Юрия Гагарина), и продолжался более двух суток. Командиром корабля был старейшина американских астронавтов 51-летний Джон Янг, который совершил четыре полета в космос, в том числе и на Луну.

Немного цифр для понимания масштабности советского проекта. Стартовый вес системы «Энергия-Буран» — 2400 т. Корабль-самолет «Буран» — выше «хрущевки» (высота 16,5 м), его длина — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м. Посадочная скорость — около 340 км/час, как у современного истребителя. Первый экипаж Игорь Волк (командир) и Римантас Станкявичус (погиб в Италии 9.09.90 г. на СУ-27) — налетал на пилотируемом аналоге 60 часов, на тренажере — 3200 часов!

«Энергия-Буран» — классический советский «проект века». Можно было бы и не ворошить прошлое, ведь сегодня в Украине и земных проблем предостаточно. Но в круглую дату, посвященную 15-й годовщине первого и последнего полета «Бурана», по TV показали примитив, который, возможно, покажут и сейчас, — «пафосный» подход к таким событиям, увы, сохранился до сегодняшнего дня…

В последние годы в Украине четко просматривается интересная тенденция. То дружно раздаются голоса с высоких трибун о необходимости возрождения ядерного оружия, то о реанимации ракеты «Сатана», то о необходимости участия в полетах на Луну и Марс. На этом фоне лукавая попытка оправдания растранжиривания миллиардных средств в СССР на якобы святое — на оборону Родины — выглядит как событие из того же ряда. Что это, стремление нажить дешевый политический капитал, свернуть далеко не жирные социальные программы и под шумок об угрозе с севера (с юга, запада, востока) увеличить военный бюджет, который под грифом «Сов.секретно» спокойно и профукать, как это водится у нас?

В фильме есть ключевой
момент, примитивно обосновывающий необходимость «Бурана» для Советского Союза (а точнее, только для бонз военно-промышленного комплекса). В этом эпизоде американский «Челленджер» совершает маневр в космосе (его ведут наши радары) над Москвой, затем резко взмывает ввысь.

«А если бы он метнул водородную бомбу на столицу?» — звучит дрожащий от волнения голос за кадром. — «Значит, нам необходимо адекватное противоядие от этой напасти!» Отсюда нехитрый, затертый до дыр советский пропагандистский посыл: «Срочно для защиты священных рубежей требуется создать аналогичную систему». И ЦК КПСС дает команду — спешно разрабатывать «Буран», как ответ на наглый милитаристский выпад! А наши ученые говорят: «Будет сделано!»

В действительности все было еще циничнее и примитивнее, чем в наивном «документальном» фильме. Начнем с того, что первый полет американского «Челленджера» состоялся 4 ноября 1984 г. (кстати или некстати, вторым пилотом на нем был американец украинского происхождения К.Бобко).

А постановление советского правительства о разработке многоразовой космической транспорт­ной системы «Энергия-Буран» было подписано задолго до того, аж 17 февраля 1976 г. На восемь лет раньше…

Причем наш «Буран» мог сделать ответный маневр на Вашингтон только с пилотами-камикадзе — у самолета не планировался двигатель для движения в атмосфере. Но даже имей он его, чем бы он защитил Москву? Грудью? Время на запуск и наших шаттлов, и американских измеряется не минутами, не часами, а сутками! Тогда какой в данной ситуации от них прок?..

Для ответного удара ядерного оружия в Стране Советов было предостаточно. В то время на боевом дежурстве (для примера, по состоянию на 1980 г.) в СССР стояло 1050 баллистических ракет с разделяющимися головными частями наземного базирования, 656 баллистических ракет на подводных лодках, 156 стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами (всего около 6000 ядерных боеголовок, что всего на 5% меньше, чем у США). Все это «добро» уничтожило бы не только Америку, а заодно и весь мир, причем со знаком качества и с большим запасом! Зачем же рациональным американцам искать такие очевидные приключения на свою голову? Даже с милитаристским душком советская энциклопедия по космонавтике от 1985 г. и то скромнее обозначила цели американских шаттлов: запуск и возврат на Землю военных и метеорологических (!) спутников.

Объяснение появления этой несуразной программы горазде проще: чтобы избежать ответственности за провал многомиллиардной пилотируемой лунной программы, окончательную потерю первенства в космосе (а ведь казалось, как хорошо все начиналось!), политиканы и дельцы от науки, от руководства военно-промышленным комплексом перевели стрелки на очередную долгосрочную космическую программу. Это удалось реализовать путем хорошо разыгранного испуга престарелого Леонида Ильича «новой американской страшилкой».

Она была организована по указке кремлевских кукловодов ретивыми молодыми специалистами Института прикладной математики Академии наук СССР, ничего не понимающими в военном деле. Им привиделась неожиданная атака на столицу самолетом из космоса! Об этом, например, откровенно пишет в своих мемуарах Б.Черток, второй первый заместитель (была и такая должность) С.Королева.

Указанный «дебильный» основополагающий «научный» отчет за подписью «самого М.Келдыша» читал в свое время и я. В масштабах же ВПК все было реализовано руками необыкновенно амбициозного нового космического бога страны В.Глушко, мечтавшего затмить в истории своего бывшего подчиненного С.Королева — основоположника «практической космонавтики». Доведи Глушко в то время до ума наш лунный космический носитель Н-1, способный с новыми прекрасными двигателями Кузнецова (их сейчас, спустя 40 лет, покупают американцы!) выводить почти те же «бурановские» 100 т на ту же орбиту, это опять была бы заслуга Королева. Но так ведь в историю не войдешь…

В.Глушко, возглавлявший самое могучее ракетное конструкторское бюро, свой выбор сделал еще в 1962 году, категорически отказавшись разрабатывать двигатели для советской лунной программы, детища Королева. Что явилось одной из причин ее краха. А, став во главе космического НПО в 1974 году, с одобрения Устинова сразу же пустил под копер две полностью (!) собранные лунные ракеты Н-1 на Байконуре, как и четыре уже изготовленные. Уничтожил даже всю техническую документацию, включая отчеты по уникальной многомиллионной отработке сложнейших систем. Налогоплательщик пребывал в неведении, да тогда и не принято было интересоваться, куда идут бюджетные деньги…

Короче, даешь «Буран», и точка! Тут главное — начать. А задачи под новую систему надеялись придумать потом: прикажем ученым — те и найдут. Помните партийную классику: «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики!»

Слово «ученый» для советской номенклатуры к тому времени уже приобрело ироничный, уничижительный смысл. Широко известен случай, когда один из таких академиков, похлопывая по плечу своего подчиненного, ласково ему выговаривал: «Ученый, ты — мудак».

Но ничего путного так и не удалось придумать. Да таких задач, кроме как создание баз на Луне (это не анекдот, работало более 120 организаций около 15 лет на этот проект), не было и в помине. Вот и запустили первую «Энергию» с весовым стотонным макетом, а первый «Буран» с пустыми отсеками (точнее, там были удостоверения для поощрения участников проекта). Пытались на закате перестройки привлечь к программе французов и немцев (точнее, их миллиарды), но у них, на удивление, оказалось много проблем на Земле.

У нас же — в «процветающей стране» — проблем не было. Однако смешить весь мир очередным запуском пустой «Энергии» все же не решились. Все-таки гласность… А тут и коммунистической сказочке пришел конец в 1991 году. И служит сегодня «Буран», квинтэссенция технической мысли, в которую вложено столько труда, аттракционом при заурядном ресторане на Крымской набережной Москва-реки, как немой укор горе-теоретикам развитого социализма, академикам, получившим звания за профсоюзные и прочие заслуги, министрам-карьеристам, чичиковым и хлестаковым от науки и техники…

Средства массовой информации и специалисты не балуют своих граждан серьезными размышлениями о целях исследования космоса. Общественности, как и раньше, неизвестны программы развития космической отрасли. В печать попадает все больше официоз да констатация фактов (пустили — не пустили очередную ракету). Вдвойне обидно то, что вместо серьезного современного осмысления истории, которая привела к распаду огромной державы, выигравшей Вторую мировую войну, продолжают тиражироваться примитивные наглые мифы о достижениях в космосе.