В то время, как большинство СМИ, пусть и с опозданием, но все же отреагировали на инспирированную Россией гонку за колонизацию Арктики, начало новой фазы гонки за колонизацию Луны прошло практически незамеченным. Как отмечает комментатор журнала Forbes Поль Медмент, китайское руководство последовательно и методично, без лишней помпезности и ненужных фанфар продвигается от громких заявлений двадцатилетней давности к революционному прорыву волнующе близкого будущего. На данный момент «космический» след Китая не выглядит ни ровным, ни гладким. Что тем не менее не может служить основанием для недооценки его огромного потенциала в этом направлении.
С одной стороны, срок, который назывался китайским руководством ранее — 2006 год, — прошел, а китайской орбитальной станции вокруг Луны все еще нет. Тем не менее есть все основания предполагать, что она может появиться там уже в ближайшем будущем. Вопрос лишь в том, «кто первее», ведь о своих намерениях обзавестись подобным «хозяйством» в ближайшие 12 — 18 месяцев заявляли США, Япония и Индия. Вновь зазвучали подобные заявления и в России. И наконец, существует еще международный консорциум (членом которого Китай не является), планирующий запустить международную станцию к 2010 году.
В 2012 году, как прогнозируют специалисты, придет время массового запуска автоматизированных луноходов, которые соберут достаточно информации для того, чтобы к 2015 году получить подробную карту залегания полезных ископаемых на Луне. Пилотируемую миссию туда планируется отправить в 2020 году и тогда же начать строительство постоянно обитаемой лунной базы. И не просто романтики ради, а в целях облегчения освоения Марса и других космических объектов.
Прогнозировать, насколько осуществимы подобные планы китайского руководства, западным аналитикам сложно. Открытой информации о достижениях и проблемах китайской космонавтики ничтожно мало. Известно, что развивать космические программы Китай начал еще в 50-х годах, при активном участии Советского Союза. Однако эпохальных достижений — запуска автоматического спутника и отправки в полет собственного космонавта — Пекин добивался уже преимущественно собственными силами. Что, в частности, позволило существенно сократить информационную открытость проектов. Так, например, лишь недавно стало известно, что связь с первым китайским космонавтом (еще в 2003 году) временно терялась, и лишь чудом ему удалось благополучно приземлиться.
Нет достоверной информации и об объемах финансирования китайских космических программ. Американские эксперты предполагают, что речь может идти об 1,4—2,2 млрд. долл. в год. Несомненным остается лишь тот факт, что Китай не только сам крайне активно рвется в космос, но и подстегивает при этом своих основных конкурентов.