UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ЗАВЕЩАЛ АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

...Когда родственников выдающегося шведского ученого, изобретателя и предпринимателя Альфреда Но...

Автор: Сергей Минаков
Норвежская медаль Премии Мира
Медаль Банка Швеции за достижения в области экономики
Диплом нобелевских лауреатов
Здание Королевской академии наук Швеции. Именно здесь решаются судьбы будущих нобелевских лауреатов
Альфред Нобель
...Когда родственников выдающегося шведского ученого, изобретателя и предпринимателя Альфреда Нобеля, почившего 10 декабря 1896 года в итальянском курортном городке Сан-Ремо, ознакомили с его завещанием, они испытали глубокое разочарование, близкое к шоку. Почти все свое огромное состояние Нобель жертвовал на основание международного фонда.

Бог не дал Альфреду Нобелю детей, не подарил ему прямых наследников его богатства и продолжателей деяний его жизни. Однако Бог наградил Швецию Человеком, который навеки прославил ее в мире как государство-мецената, страну Международной Нобелевской премии...

Метаморфозы: ученый—предприниматель—миротворец

Альфред Нобель родился в Стокгольме 21 октября 1833 года. В 1842 г. семья переехала в Санкт-Петербург, где отец Альфреда, изобретатель по призванию, начал заниматься несколько рискованным предпринимательством в российской промышленности. Дела шли довольно вяло, несмотря на то, что к семейному делу подключились два старших брата Альфреда — Роберт и Людвиг. В 1859-м отцовское дело зашаталось, а затем закончилось банкротством. Старшие братья пошли своим путем, а Альфред с родителями и младшим братом Эмилем вернулся в Швецию.

Шел 1863 год. Альфред Нобель решил поработать вместе с отцом в его химической лаборатории в Хегенеборге. Это решение, вероятно, стало судьбоносным, определяющим всю его дальнейшую жизнь. Уже в 1864 г. Альфред Нобель начал успешно совмещать деятельность химика-практика, ученого и удачливого предпринимателя. Производство взрывчатки было поставлено на поток, а после того как А.Нобель в 1867 году запатентовал изобретение динамита и детонаторов, он по-настоящему стал в ряд крупных ученых и бизнесменов своего времени.

Так получилось, что большую часть своей жизни Альфред Нобель посвятил разработкам и наращиванию промышленного производства новых видов взрывчатых веществ, которые как-то не принято уж очень широко использовать в мирных целях. Да и львиную долю своих капиталов Нобель сколотил именно на содействии укреплению военного потенциала различных армий, обеспечивая их бесперебойными поставками взрывчатки.

Конечно, ученый-химик Альфред Нобель известен не только как изобретатель динамита. В этом человеке хранился целый кладезь талантов, он знал кроме шведского еще четыре языка: русский, английский, французский и немецкий. Основным делом его жизни была работа, работа и еще раз работа. Практически не отдыхая, Нобель трудился в своих многочисленных лабораториях с утра до ночи, будь то в Стокгольме или позднее в Гамбурге, Ардире, Париже, Карлскоге, Сан-Ремо. Сфокусировав свое внимание на изучении и совершенствовании технологии производства взрывчатых веществ, он не оставлял вне зоны своих интересов синтез новых материалов, занимался экспериментами с искусственной резиной и синтетической кожей, другими полимерными материалами. К концу своей жизни Нобель имел 355 патентов, полученных на самые разные изобретения. Тонкое чутье потребностей рынка и умение в очень сжатые сроки преобразовывать продукты своего творческого научного гения в промышленное товарное производство сделали его крайне удачливым в ведении бизнеса. Им было создано множество предприятий почти в девяноста городах и селениях более чем 20 стран мира. Удивительно, но многие компании, основанные Нобелем, в наши дни не только не утратили своего значения, но с течением времени даже превратились в промышленные гиганты, играющие важную роль в мировой экономике. Возьмем, к примеру, британскую «Imperial Chemical Industries» (ICI), «Societe Centrale de Dynamite» (Франция), «Dyno Industries» (Норвегия)...

С течением времени Альфред Нобель чрезвычайно заинтересовался вопросами бытия и мирного сосуществования народов и наций. Он высказывал даже несколько радикальные взгляды на эти темы, резко контрастирующие с косностью того времени. Поговаривают, что проблемы войны и мира стали особенно занимать Нобеля после его близкого знакомства с известным миротворцем конца XIX столетия баронессой Бертой Софией фон Суттнер. Австрийская дворянка и писательница, почетный президент постоянного Международного бюро мира в Берне (родилась в 1843 г. в Праге) посвятила свою жизнь борьбе за мир. Альфред Нобель просто не мог однажды не повстречать Берту фон Суттнер на одной из великосветских вечеринок. Их общение стало постоянным, интересным и полезным для обоих. Ученый и бизнесмен, Нобель всегда очень интересовался литературой, сам писал стихотворения и драматические произведения. И вот сошлись два литератора, как «лед и пламень»: крупный промышленник, выпускающий взрывчатку, и миротворец, пытающийся запретить ее производство и использование в войнах по всему миру. Об отношениях Нобеля и фон Суттнер сказано много и не сказано ничего. Реальные факты остаются тайной. Но то влияние, которое баронесса оказала на Альфреда Нобеля в деле его «перевоспитания в мирном духе», несомненно.

Возможно, и свое историческое завещание Нобель составил не без вдохновения своей подруги. Как бы там ни было, но пятую по счету Нобелевскую премию мира получила в 1905 году именно баронесса Берта фон Суттнер, автор книги «Сложите ваше оружие»...

...Удивительная все-таки штука жизнь: изобретатель динамита А.Нобель к финалу своей жизни приходит борцом за мир и учреждает специальную премию, а изобретатель водородной бомбы, ядерный физик А.Сахаров получает эту премию как выдающийся миротворец в 1975 году.

Завещание
и наследство

Последняя воля Альфреда Нобеля, выраженная в его завещании, стала неожиданностью не только для его родственников, друзей и коллег. Решение весьма нетрадиционно распорядиться своим наследством вызвало ажиотаж в различных кругах шведского истэблишмента и в обществе в целом. Это рассматривалось как сенсация, временами напоминающая скандал. Как же: согласно завещанию, огромное состояние Альфреда Нобеля могло по частям «уплывать» из страны. Даже король Швеции был возмущен столь «непатриотичным» поступком своего верноподданного. Словом, лишить Шведское Королевство денег, заработанных талантами Нобеля, многие считали немыслимым. Предлагали «скорректировать» завещание Альфреда Нобеля с тем, чтобы премии его имени не были международными, а распределялись бы только среди шведских граждан или, на худой конец, среди скандинавов. Нашли, что с юридической точки зрения завещание Нобеля было якобы несостоятельным, и пытались оспорить его правомерность. Наибольшая угроза для будущего Фонда Нобеля возникла тогда, когда глубоко оскорбленные в лучших чувствах члены его семьи подали апелляционную жалобу с целью пересмотра основных положений завещания.

Судебные тяжбы тянулись несколько лет. И только благодаря усилиям молодого ассистента Альфреда Нобеля Рагнара Сольмана и инженера Рудольфа Лильеквиста, которым, согласно завещанию, было поручено реализовать его положения наряду с другими учеными, заслужившими доверие Нобеля, спустя три года удалось отбиться от ретивых служителей Фемиды, разработать правовые основы реализации последней воли их шефа и в конце концов основать Нобелевский фонд. В 1900 году 29 июня король Швеции одобрил устав фонда и специальные правила, согласно которым шведские институты, принимающие непосредственное решение о присуждении премии, должны осуществлять свои обязанности.

Согласно завещанию Альфреда Нобеля, большая часть его капиталов была инвестирована в специальный фонд, основу которого составили надежные ценные бумаги. Это означало, что пакеты акций Нобеля в его собственных фирмах и компаниях, разбросанных по всему миру, были также распроданы (ликвидированы), а нобелевские предприятия сменили владельцев. Еще по сегодняшний день многие заводы и фабрики, компании и фирмы, некогда принадлежавшие Альфреду Нобелю, продолжают носить его имя, однако не имеют ничего общего с деятельностью Нобелевского фонда.

В первые дни учреждения Фонда Нобеля в 1901 году его капитал составлял около 31,5 миллиона шведских крон (в настоящее время эта сумма примерно равна 1,4 миллиарда шведских крон, или 210 миллионов долларов США) — это и было в основном финансовое наследство Альфреда Нобеля. Сначала, согласно инструкциям, которые он дал в своем завещании, эти деньги были помещены в так называемые «золотообрезные облигации», т.е. ценные бумаги особой надежности. После того как золотой стандарт был отменен по всему миру, эти облигации перестали отвечать высоким требованиям надежности и стабильности, а инфляция начала понемногу «съедать» основы финансового благополучия фонда. Дела пошли настолько из рук вон плохо, что к середине 1950-х годов в активе Фонда Нобеля осталась только одна треть (!) первоначальной реальной финансовой стоимости капитала его отца-основателя. Надо было предпринимать решительные меры, как со стороны совета управляющих фонда, так и правительства. В 1953 году Фонду Нобеля предоставили значительно большую свободу выбора инвестиционных проектов. Было также разрешено покупать и продавать акции и недвижимость. Успешные сделки с пакетами акций и недвижимостью позволили фонду понемногу «прийти в себя». Более того, начиная с этого времени Нобелевский фонд стал активно заниматься финансовым менеджментом, участвовать в различных финансовых операциях, приносящих солидную прибыль. Вскоре первоначальная (по состоянию на 1901 год) реальная финансовая стоимость капиталов Альфреда Нобеля, положенная в основу фонда его имени, была восстановлена. Наследство Нобеля в виде материальных ценностей было спасено, а это означало, что удалось не растерять и его духовное наследие, продолжить эффективную деятельность. К 1997 году активы фонда достигли рыночной стоимости в более чем 2,5 миллиарда шведских крон (SЕК).

Как «финансово-предпринимательскую» организацию Нобелевский фонд представляет совет директоров, или правление Фонда Нобеля. Сегодня совет состоит из семи действительных членов и двух их заместителей, граждан Швеции и Норвегии, которых выбирают доверенные лица организаций, ответственных за присуждение Нобелевских премий.

Главной задачей правления фонда является умелое руководство его финансовой деятельностью, обеспечение безопасности экономических основ и гарантирование независимости работы комитетов по выбору лауреатов Нобелевских премий. Работа крайне ответственная, и, скажем прямо, во многих других странах люди, которым бы доверили управление таким «лакомым куском», возможно, и не преминули бы воспользоваться случаем «погреть руки» и «оторвать» кое-что для себя, «для дома, для семьи...» В других странах, в других фондах, но не в Швеции, не в Фонде Нобеля. Мало того, что в его совет подбираются безупречно честные, широко известные в научном мире деятели, это еще и достаточно зажиточные граждане, которые получают стабильную, высокую, даже по западным меркам, зарплату. Да и должности их в фонде — это не навсегда. Приходит время ротации, и тогда в правление выбираются новые представители ученого мира Швеции и Норвегии... Ежегодно Нобелевский фонд публикует подробный финансово-экономический отчет о своей деятельности, который в свою очередь тщательно проверяется независимой группой аудиторов. В конце концов аудиторы выносят свой «приговор»: «Члены совета директоров действовали строго в согласии с Кодексом Фонда Нобеля и ни в чем не нарушили положений его Акта». Иначе и быть не может...

Недавно совет директоров Фонда Нобеля принял решение о дальнейшем совершенствовании его финансово-экономического механизма. В течение пятилетнего периода, начиная с 1997 года, расходы фонда на внутренние нужды будут неуклонно сокращаться, а доходы, наоборот, расти. Исходя из процентного расчета по отношению к базовому капиталу затраты снизятся от 4,5 до 3%. Немного, но все же... Но вот что действительно впечатляет, так это решимость «семерки» увеличить размер Нобелевской премии и в дальнейшем обеспечивать ее постоянный рост в реальном денежном выражении.

В 1998 году Нобелевская премия имела стоимость 7,6 миллиона шведских крон (1 доллар США сегодня равен примерно 8 шведским кронам), а весь призовой фонд исчислялся в 38 миллионов шведских крон. Институты, ответственные за проведение отбора номинантов и присуждение премий, потратили в 1998 году на проведение этой работы, в том числе и на выплату зарплат своим сотрудникам, 32,2 млн. шведских крон. Суммы сопоставимые, но теперь акцент будет смещаться в сторону роста призового фонда. Каждая из пяти Нобелевских премий в 1999 году достигла 7,9 млн. крон.

В 1999 году прибыль Нобелевского фонда продолжала расти, достигнув более 490 млн. SEK. (Для сравнения: в 1997 году она составила 349,9 млн. SEK.) После всех выплат — на премии, зарплаты и с учетом расходов в 1998 году в «копилку» Фонда Нобеля, в его неприкосновенный резерв заложили 413,4 млн. SEK «чистыми», а его общая сумма достигла 1 миллиарда 495,2 млн. шведских крон!

В историческом Доме Нобеля, что находится на тихой стокгольмской улице Стурегатан, 14, размещается главный офис фонда. Там работают всего 10 человек, из них восемь — женщины. Скажете мало? Но все они получают заработную плату только из средств Нобелевского фонда, а их необходимо экономить. На выплату повышенных премий новым лауреатам... Кстати, весьма примечательный факт. Премиальные деньги нобелевские лауреаты получают именно здесь, на Стурегатан,14. Процедура вручения конверта с чеком, выписанным на имя счастливца (или счастливицы), проходит довольно буднично, в отличие от банкета в честь нобелевских лауреатов в городской ратуше Стокгольма, когда сам король Швеции вручает им диплом и медали. Впрочем, деньги может получить и доверенное лицо лауреата. Нести их нетрудно, здесь давно никто не расплачивается толстыми, пачками купюр и звонкой монетой. «Money in cash» здесь не уважают...

Королевская академия наук Швеции, Нобелевский фонд и другие институты, решающие судьбы премий, бывают просто завалены письмами псевдоученых; телефоны и факсы раскаляются от звонков и посланий литераторов-оригиналов и «борцов за мир» из отдельно взятых стран. Но устав Фонда Нобеля твердо гласит: «Личные заявления о претензиях на премию и звание лауреата не могут быть приняты к рассмотрению». Словом, за тебя, любимого, кто-то весьма уважаемый из научной или другой общественности, желательно западной, должен замолвить пару-тройку весомых фраз в высоких инстанциях, причем не позже 31 января того года, в котором желательно стать нобелевским лауреатом.

Нобелевские рабочие комитеты и комитеты по присуждению премий начинают свою предварительную работу по отбору кандидатов ежегодно с 1 февраля и к осени обязаны предоставить конкретные выводы и рекомендации в те институты, которые выносят окончательное решение.

Удивительно, но Фонд Нобеля вплоть до 1946 года был вынужден исправно платить государству подоходный налог, только после 46-го спохватились и спешно отменили это недоразумение. Однако фонд все-таки навсегда лишился всех выплаченных с 1901 года сумм подоходного налога в 13,5 миллиона шведских крон. Да и то, фонд все-таки не освободили от уплаты местных сборов и непрямых налогов. Премиальные деньги, полученные нобелевским лауреатом, облагаются налогами согласно законам того государства, чьим гражданином он является. Как правило, премии освобождаются от налогов как де-юре, так и де-факто, за исключением таких стран, как Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика. Размер Нобелевской премии был самым низким в 1923 году — 115 тысяч шведских крон, а своего пика достиг в 1999 году — 7,9 млн. крон. И это, как было сказано выше, далеко не предел...

Итак, кто и как присуждает вожделенные Нобелевские премии? Каждый год соответствующие комитеты посылают индивидуальные приглашения тысячам ученых, членам академий и университетским профессорам различных стран с просьбой представить кандидатуры на звание нобелевского лауреата. Озадаченные ученые выбирают достойнейшего и отсылают свои умозаключения в соответствующие комитеты. Далее кандидатуры рассматриваются специально назначенными экспертами, разрабатываются рекомендации для награждающих институтов. В конце концов все решает голосование, обычный тривиальный жребий. Большинство высказалось за тебя? Поздравляем! (Хоть ты и не обязательно самый умный и талантливый. Впрочем, при распределении Нобелевских премий ошибаются не так уж и часто.)

В Королевской академии наук решаются судьбы лауреатов в области физики и химии. Здесь же награждают и премией Банка Швеции, учрежденной в 1968 году по случаю его 300-летнего юбилея. Официально эта премия носит название «За достижения в области экономических наук в память об Альфреде Нобеле», но по сути Нобелевской она не является. (Правда, в денежном выражении точно соответствует «подлинной» Нобелевской премии. Надо же поддерживать честь «фирмы»!)

Кто будет лауреатом в сфере физиологии и медицины, решает Нобелевская ассамблея Каролинского института силами ее 50 членов. Шведская академия в Стокгольме присуждает литературную премию. Таким образом, лауреаты четырех Нобелевских премий плюс премии Банка Швеции определяются в Стокгольме. Одна только Премия мира вручается в столице Норвегии Осло. Пять членов Норвежского Нобелевского комитета, которые назначаются стортингом (парламентом) этого государства, облечены высоким доверием и правом отбора будущих лауреатов и проведения церемонии вручения премий. Почему Норвегия? Ларчик открывается просто. Во времена Альфреда Нобеля Швеция и Норвегия были объединены в союз под одной короной. Король Оскар II правил и в Стокгольме, и в Осло. Союзные узы были разорваны только в 1905 году, но прочная связь между двумя нобелевскими институтами росла и крепла. Да и как можно пойти против последней воли Альфреда Нобеля, ясно выраженной в его завещании?

Банкет лауреатов: праздник души,
сердца и... тела

Каждый, кто становится Нобелевским лауреатом, узнает об этом запросто: чаще всего по телефону. К примеру, обычный рабочий день; идет научный эксперимент или просто обеденный перерыв; вы жуете бутерброд и запиваете горячим кофе, как вдруг звонок!

«Здравствуйте! — говорят. — Мы хотим сообщить вам радостное известие. Вам присуждена Нобелевская премия!». И пошло-поехало. Собираетесь и отправляетесь в Стокгольм или в Осло.

В столице Швеции — Банкет. Да, именно так, с большой буквы. В городской ратуше Стокгольма, в огромном зале Бло Халлен, каждый год 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Бернхардта Нобеля, накрываются праздничные столы, собирается элитная публика и, конечно, король и королева Швеции. Нет отбоя от желающих поприсутствовать на торжественной церемонии вручения дипломов и медалей лауреатов пятерым (или более) «героям дня», или вернее — вечера. Но попасть 10 декабря в Стокгольмскую ратушу могут только избранные.

Сначала король Швеции Карл XVI Густав лично поздравляет каждого из лауреатов. В их честь звучат фанфары и аплодисменты. Но это только прелюдия. Дальше — банкет при свечах. Огромные столы ломятся от изысканных блюд и отборного французского шампанского. Только шампанское, лучшего сорта! Так завещал Альфред Нобель. Гуляют до поздней ночи. В этот день Стокгольм становится столицей всего мира...