UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как нам обустроить научную сферу

Об этом речь шла на заседании Национального совета по вопросам развития науки и технологий под председательством премьер-министра Украины.

Автор: Лидия Суржик

Вспоминается, тогда тоже за окном была осень. Год 1994-й… С молодецким задором и упорством ученые инициировали движение за обновление и развитие украинской науки.

1996-й ознаменовался Всеукраинским совещанием по реформированию науки, где из уст одного академика прозвучало сакраментальное: "Резать все равно придется". Однако обошлось без "колиивщины": приняли резолюцию в традиционном стиле - да и только. С тех пор в течение многих лет под стон об упадке науки, аккомпанемент многоголосых дискуссий о путях ее спасения урезали финансирование науки, сокращали научно-техническую сферу, активные ученые массово покидали научные учреждения и уезжали за рубеж.

С той памятной осени прошло четверть века - временное измерение одного поколения. Те, кто стоял у истоков процесса реформирования и демократизации науки, - или же далеко, или уже в том возрасте, когда ноябрь не только за окном. Потому все надежды на то, что пришедшие на смену, - более образованные, компетентные, открытые для мира - смогут обустроить научную сферу так, чтобы она развивалась во благо общества, а талантливая молодежь охотно шла в науку.

После такого лирического экскурса перейдем к нынешним реалиям.

5 ноября состоялось заседание Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий (далее - НСРНТ), который, согласно положению об этом совещательном органе, возглавляет премьер-министр. Повестка дня была весьма насыщенной. Ключевой вопрос - о формировании принципов государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности. Из вступительного слова Алексея Гончарука стало понятно, что он намерен, как говорится, взять быка за рога, потому что сразу заявил, что заседание не для того, чтобы поговорить, а "выйти на конкретные шаги". Руководитель правительства готов услышать от ученых предложения, как сделать систему управления научной сферой максимально эффективной, чтобы она была ориентирована на результат. А для этого нужно изменить систему финансирования таким образом, чтобы больше получали те, у кого лучше достижения. "Мы понимаем, что государство недостаточно финансирует науку", - сказал он. И для того чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы, нужно определить приоритеты.

Премьер заявил, что "точно не будем тратить время", и поставил задачу: "На протяжении двух месяцев мы должны сформировать политику реформирования научной сферы".

О том, к чему привело отсутствие государственной политики в научно-технической сфере, красноречиво свидетельствуют данные информационно-аналитических материалов, которые получили все участники заседания. Так, если в 2014 г. научные исследования и научно-технические (экспериментальные) разработки - ИиР - осуществляли 999 организаций, то в 2018-м - 950. Доля исполнителей ИиР (исследователей, техников и вспомогательного персонала) в общем количестве занятого населения в прошлом году составляла 0,54% (в т.ч. исследователей - 0,35%). Правда, эти цифры не включают научно-педагогических работников учреждений высшего образования, но от того сумма существенным образом не изменится. Для сравнения: по данным Евростата, эта доля самая высокая в Дании (3,18%), Финляндии (3%), Великобритании (2,29%), Нидерландах (2,28%); самая низкая - в Румынии (0,54%), Кипре (0,87%), Болгарии (1,09%) и Польше (1,08%). Тенденция к сокращению численности работников, задействованных в ИиР, поражает: в 2015-м - 122 504, а в 2018-м - 88 128. Показательным является также то, что свыше четверти исследователей - в возрасте 60 лет и старше.

Критически низкой остается наукоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) Украины. В 2018-м этот показатель составлял 0,47% ВВП (в 2017-м - 0,45%, в 2016-м - 0,48%, в 2015-м - 0,47%).

Председатель Научного комитета НСРНТ доктор физико-математических наук Алексей Колежук заметил, что состояние науки в стране критическое и не отвечает курсу Украины на интеграцию в Европейский Союз. Причины такого положения всем давно известны и заключаются не только в недофинансировании, но и в значительной степени в том, как распределяются средства на науку. О несовершенстве нынешней системы бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности свидетельствуют выводы, которые Научный комитет подготовил по результатам отчетов главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) об использовании финансовых ресурсов на научную и научно-техническую деятельность. Не все знают, что есть 27 ГРБС, занимающихся научной деятельностью. Широкой общественности известны разве что крупные научные организации, такие как НАН, отраслевые академии, МОН. Но есть много ведомств и организаций, которые в своем подчинении имеют научные подразделения, финансируемые из госбюджета. В выводах Научного комитета есть много интересного о том, как они распоряжаются бюджетными деньгами. (Подробнее об этом - в публикации "Наука в кошельке", ZN.UA, №12, 30.03.2019 г.)

После обнародования этих выводов Алексей Колежук высказал предложения Научного комитета относительно первоочередных шагов по реформированию научной сферы. Некоторые восприняли их как слишком радикальные. Однако в предложениях НК по реформированию научной сферы есть существенное предостережение: "Учитывая крайне затруднительное финансовое положение, научная система в Украине является уязвимой и может быть бесповоротно разрушена в случае продолжения недофинансирования, сокращения численности исследователей и отсутствия реформ. К такому результату могут привести и радикальные механические структурные изменения, если такие будут вводиться преимущественно административными и аппаратными средствами. Поэтому реформы должны быть немедленными и решительными, но вместе с тем взвешенными, с обязательным привлечением научного сообщества к процессу реформирования".

Самая жаркая дискуссия возникла о статусе отраслевых академий. Так, согласно ключевым предложениям по реформированию науки, разработанным Научным комитетом, лучшие учреждения отраслевых академий, кроме Национальной академии медицинских наук, передаются в НАН Украины, а все остальные национальные отраслевые академии - НАПН, НААН, НАПрН и Академия искусств - превращаются "в общественные организации, которые не осуществляют управления научными учреждениями, с сохранением пожизненной платы за звания академика и члена-корреспондента"; при этом предполагается "создание условий для объединения научных учреждений и подразделений на основе наиболее конкурентных в национальные научные центры, государственные ключевые лаборатории, учебно-научные центры и исследовательские университеты, а также для перехода научных учреждений на другие организационно-правовые формы с гибкими условиями оплаты труда". Академия медицинских наук трансформируется по аналогии с National Institute of Health: ее учреждения должны сосредоточиться на научных и клинических исследованиях, а подразделения, которые не занимаются наукой, а выполняют сугубо лечебные функции, передаются Министерству здравоохранения.

Еще одно реформаторское предложение, которое далеко не всем понравится, касается возрастного ценза. Так, занимать руководящие административные должности в системе НАНУ и всех других научных (научно-образовательных) учреждениях можно будет только до 70 лет.

Наконец, все научные учреждения должны по единым правилам пройти государственную аттестацию, а те, которые не смогут ее пройти, попадут под пресс реорганизации/ликвидации.

Руководитель Министерства образования и науки Анна Новосад в кратком выступлении сообщила, что "МОН вынуждено приостановить аттестацию вузов в этом году, чтобы осуществить донабор экспертов, в частности международных. Вместе с тем университеты смогут пройти аттестацию и получить средства на базовое финансирование науки в начале следующего года. Между лучшими распределят не 100, а 400 миллионов гривен".

"Буквально несколько недель назад в МОН стартовала аттестация, по итогам которой мы впервые должны дать лучшим научным направлениям в вузах базовое финансирование на науку. На 2019 год на это было заложено 100 миллионов гривен. Анализ и экспертное оценивание научной деятельности должны проводить независимые эксперты - в целом в МОН было подано более 900 анкет. Но по результатам их анализа и рейтингования кандидатов комиссия по аттестации утвердила решение о донаборе экспертов - с повышенными требованиями к кандидатам, а также привлечением международных специалистов", - отметила Анна Новосад.

Научный комитет предлагает законодательно "урегулировать вопрос привлечения к проведению научной и научно-технической экспертизы иностранных экспертов с учетом защиты национальных интересов" и определить механизмы оплаты труда экспертов. В частности, предлагается внести изменения в постановление Кабинета министров "Об утверждении порядка проведения государственной аттестации научных учреждений" (№540 от 19.07.2017 г.). К тому же в следующем году должны начаться конкурсы через Национальный фонд исследований, где вопрос прозрачной независимой экспертизы научных работ - среди приоритетных.

На совещании подчеркивалось, что реформа научной сферы не может происходить отдельно от общей реформы экономики, которая должна стимулировать спрос на научные исследования и разработки. Об этом, в частности, сказал в своем выступлении известный ученый-физик, первый председатель Комитета по научно-техническому прогрессу Кабинета министров Украины, со временем - председатель Государственного комитета Украины по вопросам науки и технологий Сергей Рябченко. "Только реформа академий наук не решит проблемы упадка науки, - убежден он. - Должна быть разработана стратегия поддержки всей научной сферы Украины, новая научно-техническая политика. Непоправимой потерей стало то, что в процессе приватизации промышленных предприятий была уничтожена отраслевая наука, инновационная сфера. А потому согласно рекомендациям "Заключительного отчета независимого европейского аудита национальной системы исследований и инноваций Украины" должны разработать т.н. кросс-правительственную стратегию. Без этого мы никуда не поедем…".

Премьер-министр прислушался (по крайней мере, так показалось) к умным советам опытных ученых. Хотя временами вступал в дискуссию и не скрывал того, что чего-то не знает. Его даже заинтересовало, что растет на полях аграрной академии…

Один из месседжей руководителя правительства касается поддержки молодых ученых. В проекте бюджета-2020 Кабмин заложил 100 млн грн на конкурс проектов молодых ученых. Но вопрос - будет ли кому их получать, ведь молодежь в науку пряником не заманишь, а те, кто связывает с ней свое будущее, уже уехали и не планируют возвращаться. Интересно, каким медовым калачом члены правительства думают их возвращать?

Научный комитет поддерживает идею, пришедшую со Львова, - о создании Национальной системы исследователей (НСИ). Ее инициатор - доктор физико-математических наук Андрей Трохимчук. Программа "Львовская система исследователей" уже работает, и ученые, в частности молодые, получают финансовую поддержку. "В рамках инициативы определены 62 наиболее успешных исследователя города в разных сферах, которые получают ежемесячно 6–10 тысяч гривен, - рассказал ученый. - На реализацию программы в этом году городская рада Львова выделила 6 миллионов гривен. Участники НСИ представляют национальный пул экспертов. Сейчас на этапе создания - Украинская ассоциация исследователей. Считаю, что путем объединения как молодых перспективных, так и успешных опытных исследователей, предоставления таким исследователям стипендии мы можем привлечь их к развитию научно-технического потенциала страны. Надеемся, что такая поддержка будет расти, и молодые ученые не будут выезжать".

…Должна же когда-то после продолжительного ноября прийти в науку весна.