UA / RU
Поддержать ZN.ua

Израиль наукой прирастать будет?

Перефразируя известное в России выражение, можно сказать: «Израиль наукой прирастать будет». И уже прирастает...

Перефразируя известное в России выражение, можно сказать: «Израиль наукой прирастать будет». И уже прирастает. Доля субсидий на науку во внутреннем валовом продукте (ВВП) еврейского государства самая большая в мире — 5%, — сообщает агентство «ИнформНаука». Особенно выросли эти расходы за последние годы, достигнув в крохотной стране более 5,5 миллиарда долларов в год.

По данным Израильского института научно-технологических исследований Сэмуэля Неймана, за последние 15 лет расходы на исследовательские работы в Израиле возросли на 164% и достигли в 2004 году 23,8 млрд. шекелей (более 5,5 млрд. долларов). По сообщению местной газеты «Глобс», с 1990-го по 2002 год эти расходы увеличивались в Израиле быстрее, чем в Ирландии и в Финляндии, совершивших именно в те годы технологический рывок.

Небезынтересно также сравнить ассигнования на науку в различных странах. Так, в США бюджет только на фундаментальные научные исследования в 2004 году составил 2,6% от ВВП. В Японии ассигнования на науку и хай-тек составляют 3,15% от ВВП. А вот Европа не блещет инвестициями в науку. В 2003 году Евросоюз вложил в науку и хай-тек только 1,93 % своего ВВП. В России в 2004 году на фундаментальные и отраслевые исследования было отпущено 56 млрд. рублей, то есть менее 2 млрд. долларов. В будущем году вся российская наука обойдется бюджету в 72 млрд. рублей, или в 2,5 млрд. долларов. Тенденция роста налицо. Однако темпы роста ассигнований на научные исследования в России явно недостаточны. И дело не только в том, что маленький Израиль тратит бюджетных средств на науку в два раза больше, чем самая большая страна в мире. В затылок России дышит Китай, увеличивающий свои инвестиции в технологии такими темпами, что в ближайшие пять лет вполне может перегнать Европу в относительных цифрах.

В Израиле же Беэршевский университет, считающийся периферийным, только на закупку оборудования потратил в прошлом году почти 2 млн. долларов. И еще одна показательная цифра: в 2005 году на занятия с особо одаренными школьниками и студентами было ассигновано 20 млн. долларов.

Сама жизнь заставляет любое из приходящих к власти в Израиле правительств вкладывать в образование и науку огромные деньги. Иного просто не дано. Только опираясь на эти сферы, маленькое государство, по сути, лишенное природных ресурсов, может конкурировать с другими странами, поднимать уровень и качество жизни народа.

Израильские ученые ежегодно публикуют в среднем 1549 научных статей на миллион населения, оставив далеко позади своих коллег из США и Европы, где эта цифра составляет соответственно 900 и 729. В крохотном Израиле пишутся 1,28% всех научных статей, выходящих в мире. Что же касается математики и компьютерных наук, то здесь доля израильтян еще выше — 2,74 и 2,22 % соответственно.

Все познается в сравнении. Поэтому заметим, что по абсолютному числу научных публикаций первое место занимают США — 37% всего мирового объема. С 1990 года доля публикаций латиноамериканских стран и Азиатского региона постоянно растет. Когда-то СССР по числу опубликованных научных работ занимал третье место в мире, его доля составляла 7%. Теперь Россия занимает седьмое место в мире по числу научных статей, обеспечивая 3,7% от всего мирового потока. Это всего лишь на 2,5 % больше, чем у Израиля. В то же время традиционно высокой остается доля российских печатных работ в области естественных наук и в технических отраслях. Скажем, российским физикам принадлежит 9,7% всех публикаций в мире, ученым в области наук о Земле — 7,43 %, в области космических исследований — 7,19, химии — 6,78, материаловедения — 4,29, математики — 3,83, техники — 3,7.

Израильтяне даже в своих «привилегированных» областях до российского уровня не дотягивают. Но если учесть огромную разницу в территориях и населении России и Израиля, то уровень израильской науки достоин восхищения.

Важный критерий качества научных работ — их цитируемость. По этому показателю труды израильских ученых превосходят среднемировые практически во всех областях. Наиболее часто цитируются исследования израильтян в области молекулярной биологии и иммунологии. Высоким уровнем отличаются исследования в области астрофизики и ядерной физики.

В 2002 году уроженец Израиля Даниэль Канеман, с 1994 года работающий в Принстонском университете, разделил с Верноном Смитом Нобелевскую премию по экономике. Канеман — пятый израильтянин, удостоенный этой престижной награды. В 2004 году израильтяне Аарон Чихановер и Авраам Гершко получили Нобелевскую премию по химии, разделив ее с американцем Ирвином Роузом.

В 2005 году лауреатами Нобелевской премии по экономике стали израильтяне Исраэль (Роберт) Ауман и профессор Мэрилендского университета Томас Шиллинг. Из восьми израильтян, удостоенных Нобелевской премии, четверо получили их за научные исследования.

Следует подчеркнуть, что в современном мире наука «делается» корпоративно. Выдающихся успехов могут достигнуть только исследователи, вовлеченные в единый научный процесс. Что же касается израильских ученых, то, во-первых, успевающие студенты старших курсов проходят стажировку за границей, как правило, в англоязычных странах, реже во Франции и Германии. Крайне важен предусматриваемый в Израиле для научных работников так называемый «шабатон», когда на седьмой год работы тот или иной исследователь отправляется в ведущие университеты мира «для обмена опытом». В определенном смысле цель «шабатона» — ни в коем случае не пропустить новации, ознакомиться с достижениями мирового уровня. Поэтому на «шабатон» посылают только в первоклассные университеты и лаборатории. Кроме того, израильские ученые передают иностранцам и собственный опыт.

Аарон Чихановер в беседе с израильскими студентами однажды заметил: «Мы очень маленькая страна и вовлечены в политический хаос в регионе. Из-за этого бюджет и бюджетная наука не являются первым приоритетом. К тому же американцы — сильные конкуренты. Когда я был студентом у Авраама Гершко, мы разглядели нечто такое, чего еще не было в фокусе науки. Это распад протеина. Все занимались протеиновым синтезом, а мы сказали себе: «Нет, давайте подойдем с другой стороны, попробуем заняться не синтезом, а распадом». В этой области мы оказались первыми. Мы не находились в главном научном потоке. Я хотел бы сказать израильским студентам: если вы хотите быть конкурентоспособными, не работайте в главном потоке, поскольку будете обречены на отставание». Авраам Гершко, также обращаясь к студентам-естественникам, подчеркнул: «Необходимо пытаться найти уникальную проблему, которая важна, но еще не стала центром внимания в биологии или в химии».

Израиль входит в число двенадцати государств, относящихся к научной суперэлите. Первые три места в этом списке занимают США, Великобритания и Германия, а последние четыре — Россия, Нидерланды, Израиль и Канада. Израиль выделяется еще по одному показателю: доля женщин среди научных работников страны составляет 23,8%. Только в Дании слабый пол более активно занимается научными исследованиями.