Пренебрежительное отношение к интеллектуальным способностям пернатых широко распространено не только среди досужей публики, но и среди ученых. Не в последнюю очередь благодаря стараниям немецкого нейробиолога Людвига Эдингера, который более столетия назад заложил основы сравнительной анатомии. Не обнаружив в птичьих мозгах коры, которая появляется лишь у млекопитающих, он отнес птиц к существам примитивным, и любые сложные формы их поведения объяснил действием инстинктов.
С тех пор орнитологи насобирали множество фактов, свидетельствующих о том, что поведение птиц может быть не менее, а, возможно, и более разумным, чем мышей и даже приматов. Ученых не устает умилять тот факт, что шимпанзе способны использовать палки и камни в качестве примитивных орудий труда в процессе добычи пищи и даже достаточно успешно подбирают их по форме. А вот Натан Эмери и Никола Клейтон из Кембриджского университета утверждают, что вороны не только используют уже имеющиеся прутики и палочки, но и соответствующим образом обрабатывают их, клювом и когтями придавая форму крючка, чтобы достать что-то из щелей. Они также были замечены в отламывании колючек с растений, которые затем использовались в процессе охоты. Еще дальше пошли вороны в одном из японских университетов. Они терпеливо сидят около светофора, ожидая, пока машинам будет дан красный свет. Как только это происходит, сообразительные птицы слетаются на проезжую часть, раскладывают на асфальте грецкие орехи и тут же удаляются на безопасное расстояние. Как только машины проедут, вороны возвращаются и подбирают орехи, расколотые колесами проехавших автомобилей.
Эти и другие аналогичные примеры заставили нейробиологов «тщательнее» присмотреться к строению птичьего мозга. Никаких признаков коры полушарий, которая, как считается, и отвечает за способность к высшей нервной деятельности у человека и высших животных, обнаружить так и не удалось. Если у млекопитающих более древняя область головного мозга, представленная базальными ганглиями, имеет кластерную структуру, а более молодая характеризуется шестислойным строением, то у птиц весь головной мозг имеет кластерное строение. Однако, как показало более детальное изучение, строение этих кластеров во внутренних слоях мозга и на его периферии различно. Иными словами, у птиц тоже есть более молодая область мозга, способная выполнять исключительно сложные функции. Но без всяких извилин!