UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инфомагистраль

Пока цунами не грянет… Чрезвычайная конференция глав государств, пострадавших от катастрофическ...

Автор: Оксана Приходько

Пока цунами не грянет…

Чрезвычайная конференция глав государств, пострадавших от катастрофического цунами, представителей крупнейших международных организаций и ведущих мировых держав, состоявшаяся в Джакарте, была посвящена не только вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия, обрушившегося на Юго-Восточную Азию в конце прошлого года, но и предотвращению повторения их в дальнейшем. Узнать точное число пострадавших вследствие разбушевавшейся стихии, как было заявлено на конференции, вряд ли удастся. Ясно лишь, что количество жертв стихии (по приблизительным данным, оно составляет 150 тысяч человек) могло оказаться существенно меньшим, если бы вовремя были приняты соответствующие меры.

Как известно, международная система предупреждения о цунами уже много лет существует в Тихом океане, где они возникают достаточно часто. Правда, особо эффективной ее тоже назвать нельзя. Три четверти предупреждений оказывались ложными. Вернее, сама волна действительно наблюдалась, вот только ее высота и разрушительная сила сплошь и рядом оказывались незначительными. Только лишь на Гавайях с 1960 года дважды объявлялась всеобщая эвакуация, и оба раза тревога оказывалась ложной. Зато экономический ущерб был нанесен вполне реальный — в общей сложности более 50 миллионов долларов.

На вооружении у ученых сейчас имеется достаточно разнообразный арсенал средств мониторинга появления и, главное, поведения цунами. Их возникновение обычно фиксируется спустя считанные минуты после сейсмических процессов, затрагивающих океаническое дно. В открытом океане цунами распространяется с огромной скоростью, но обычно высота волны оказывается не слишком большой. На мелководье скорость распространения падает до 50—60 километров в час, зато стена воды может вырасти до чудовищных 12 метров, как это и произошло в Юго-Восточной Азии. Для того чтобы правильно оценить потенциальную угрозу, необходимо установить более точную измерительную аппаратуру, а также разработать более совершенные системы математического моделирования поведения волны на конкретных участках океанического побережья. Самые примитивные «цунамиметры» стоят около 5 тысяч долларов, а последние разработки, существующие в единичных экземплярах, «тянут» на 250 тысяч и еще требуют ежегодных расходов в размере 50 тысяч долларов. Зато они позволяют передавать при помощи спутников информацию, собираемую сверхчувствительными датчиками со дна моря по всей планете в режиме реального времени.

Впрочем, вовремя заметить надвигающуюся угрозу — лишь половина дела. Нынешнее цунами тоже не осталось незамеченным, и в Австралии тревога была поднята через 33 минуты после подводного землетрясения. А вот в Азии не существовало никакой специальной системы оповещения о надвигающейся опасности, и сотрудники международных центров даже не знали, кому конкретно передавать имеющуюся у них информацию.

Участники конференции решили выделить на создание системы предупреждения о цунами в Индийском океане 20 миллионов долларов. Хочется надеяться, что эти деньги позволят сохранить в будущем многие человеческие жизни. Ведь, по мнению некоторых ученых, вспышки сейсмической активности у побережья Юго-Восточной Азии наблюдаются каждые 200—230 лет и продолжаются около десятилетия, и сейчас наша планета как раз вошла в этот самый опасный период данного цикла. Даже без учета факторов глобального потепления и отклонения от магнитной оси.

Сто лет относительности

2005 год объявлен ООН Годом физики. Это сделано в честь столетнего юбилея публикаций никому не известным в то время клерком швейцарского патентного бюро Альбертом Эйнштейном серии статей в журнале Annalen der Physik. В этом же году исполнится и 50 лет со дня смерти человека, чьи теории произвели настоящий переворот в физической науке столетней давности и оказали огромное влияние на ее дальнейшее развитие. Впрочем, одной лишь физикой сфера влияния гения-теоретика не ограничилась, о чем свидетельствует присуждение Эйнштейну титула «Человек столетия» по версии журнала Time, и избрание его 20 процентами британцев наиболее подходящей кандидатурой на клонирование. О том, насколько важна разработанная им теория относительности, знает каждый школьник. Тем не менее похвастаться ее пониманием могут лишь единицы.

Примечательно, что сам Эйнштейн вначале большее значение придал другой своей работе, за которую он 16 лет спустя и получил Нобелевскую премию, а именно: за объяснение сущности фотоэлектрического эффекта. Тем не менее, скромная заметка «Об электродинамике движущихся тел», в которой были заложены принципиально новые представления о взаимоотношении времени и пространства, содержала основную концепцию специальной теории относительности, лишь десять лет спустя положенной в основу общей теории относительности.

Релятивистская теория гравитации, впервые объединившая в единую систему четыре фундаментальных понятия — время, пространство, материя, энергия — «примирила» ньютоновскую механику с максвелловским электромагнетизмом и оставила большой простор для многих последующих открытий. Однако сам Эйнштейн продолжал биться над созданием единой теории поля. Некоторые исследователи его деятельности предполагают, что в этом направлении он тоже преуспел, однако предпочел уничтожить свои открытия, испугавшись того, как они могут быть использованы. Ведь самая наглядная демонстрация истинности знаменитого Е=mc2 была осуществлена в Хиросиме…

Конечно, за прошедшие сто лет были предприняты и более гуманные попытки подтвердить или опровергнуть теорию относительности. Одна из первых приходится на 1919 год, когда удалось заметить отклонение лучей света под действием гравитации во время полного солнечного затмения. А очередная будет предпринята в этом году, она основана на использовании гравитационных зондов. Увидеть своими глазами, как пространство-время искривляется под действием гравитации, действительно заманчиво. Хотя не менее важно попытаться понять, за счет чего человек, не ставивший уникальных экспериментов и не применявший сверхсложных методов математической обработки известных результатов, смог настолько «упростить» отдельные физические картинки, что они так здорово сложились в цельный пазл. Над осознанием которого придется попотеть еще не одному поколению физиков, а, может, и лириков.

Нанотехнологии от… геккона

Занятие, которое придумали для себя Келлар Отем и Венди Хансен, сотрудники американского колледжа Льюиса и Кларка, тривиальным не назовешь. Изо дня в день они старательно макали лапы геккона в грязь, и затем наблюдали, как после первых же шагов лапы становились совершенно чистыми. И при этом гекконы без особых усилий «приклеивались» к любой поверхности, которые, к слову сказать, особой чистотой тоже не отличались. Описание механизма, обеспечивающего такую избирательную «прилипчивость», и стало темой статьи, опубликованной в журнале The Proceedings of the National Academy of Science.

Над загадкой лап геккона, как известно, ломал голову еще Аристотель. Хотя в природе способность к прилипанию распространена достаточно широко, обычно она обусловлена наличием специальных клейких выделений или же банальных присосок. Однако гекконы, как оказалось, пошли другим путем. На их лапках располагаются миллионы микроскопических ворсинок, размеры которых измеряются в нанометрах (порядка 200 единиц каждая), что позволяет использовать при взаимодействии между лапой животного и поверхностью так называемые слабые молекулярные силы. Возникающее в результате сцепление позволяет выдерживать вес до 127 килограммов, но при этом защищает от всяческих «нежелательных» налипаний. Как считают авторы открытия, этот механизм может быть использован при создании пленок, на которые можно записывать информацию неограниченное количество раз, медицинские пластыри, не оставляющие после себя следов, приспособления для передвижения по марсианской поверхности, а также вратарские перчатки, способные улавливать мячи без особых на то усилий со стороны вратаря.