UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРУЗИТЕ ПРОЕКТЫ МЕШКАМИ

Блиц-конкурс Миннауки: попытка прорыва или массовка с холостыми патронами? Помните анекдот - занятие по прыжкам в воду в доме для умалишенных?..

Автор: Георгий Василенко

Блиц-конкурс Миннауки: попытка прорыва или массовка с холостыми патронами?

Помните анекдот - занятие по прыжкам в воду в доме для умалишенных? Инструктор, подбадривая подопечных, заявляет: «Если будете хорошо прыгать, главврач обещал налить в бассейн воду»... В положении этого главврача оказались и организаторы конкурса государственных научно-технических программ-97 Миннауки Украины, взбудоражив многочисленное сообщество украинских ученых условиями нового конкурса.

Ученые и впрямь, с энтузиазмом, выходящим за привычные рамки, сбросили на конкурс более 8000 проектов, против ожидаемой тысячи-другой. Конкурс объявили внезапно, взяв невиданный ранее темп, однако возможности финансирования покатились вниз еще стремительнее, и теперь возникла деликатная ситуация - как поделить тающий на глазах пирог, окончательно не дискредитировав конкурс, его устроителей и само государство.

А ведь все так неплохо начиналось... Впервые под рассмотрение конкурсных материалов была подведена не только правовая база (закон Украины «О научно-технической экспертизе»), но и создан Государственный центр научно-технической экспертизы, призванный наконец-то заполнить вакуум в этой существенной для развития научно-технического прогресса области.

Пронзенные массой критических стрел, организаторы отечественной государственной экспертизы стремились учесть былой негатив, а посему вознамерились опираться в работе не только на мощь столичной гвардии экспертов, но и привлечь к экспертизе региональные силы, сделав опору на Харьков, Львов и Днепропетровск. Но командировочные расходы для прибытия в столицу региональных экспертов оказались неподъемными для госбюджета, и тогда гора отправилась к Магомету: мешки с драгоценными проектами передавались на экспертизу с проводниками железнодорожных вагонов... Впрочем, на места в «Боингах» никто из них и не рассчитывал, просто каждый из причастных к научному труду в Украине связывал с желанным конкурсом свои надежды на ветер перемен в застоявшейся атмосфере постсоветской науки, живущей в большинстве своем ожиданием реформирования науки Украины в соответствии с меняющимся укладом нашей жизни.

Действительно, допустимо ли, чтобы, например, во многих институтах НАН продолжалось выполнение бюджетных тем, начатых еще 20-30 лет назад. За это время сменилась эпоха в развитии науки, исчезла империя со своей политикой самодостаточности и изоляционизма, приказал долго жить гигантский ВПК - глобальный заказчик и внедряющая организация вчерашнего дня. Казалось бы, тематика институтов НАНУ должна быть радикально пересмотрена в свете новых научно-технических приоритетов. Такой пересмотр на конкурсной основе, с широким участием в конкурсе творческих коллективов (от научных отделов до отдельных научных сотрудников) позволил бы создать объективную базу данных об истинных возможностях украинской науки в приоритетных направлениях, сделал бы реальным формирование новых лабораторий, отделов и целых институтов на принципах целесообразности, как альтернативу проектам формального и бесплодного слияния родственных по профилю коллективов. Наконец, формируемые на время выполнения темы коллективы были бы кровно заинтересованы в успехе, гарантирующем дальнейшее развитие исследований. Ну а судьба провалившихся в этом процессе будет закономерным итогом естественного отбора, соответствующего новым рыночным отношениям, диктующим науке в целом нелегкий выбор: или она станет производителем конкурентоспособной востребуемой рыночной научно-технической продукции, либо останется неподъемными гирями для государства, от которых последнее обязательно постарается избавиться.

В любом случае, реформирование науки ради выживания путем честной конкурентной борьбы, при участии созданной на демократических принципах компетентной профессиональной экспертизы, куда лучше серии погромных сокращений, которые превратят разросшегося добродушного монстра в уродливого и зловредного карлика.

Создание Миннауки стало символом рождения недостающего звена между разработчиком научно-технической продукции и ее получателем. Последовавший блиц-конкурс проектов поразил изобилием участников. Оптимисты оценили это как проявление небывалой активности ученых. Пессимисты иронизировали, что, мол, не участвовали в конкурсе только ленивые. Оппозиция обвинила устроителей конкурса в недобросовестности и потребовала второго тура экспертизы.

Однако, по иронии судьбы, загнанные в глухой угол безденежья, устроители конкурса превзошли самую смелую фантазию демократизаторов науки, вынужденно запустив экспертизу конкурсных проектов на третий круг...

Но торжество справедливости при оценке результатов конкурса не решает основного вопроса - какова судьба разработок предыдущего конкурса и для кого будут выполняться проекты победителей настоящего?.. Безадресность создаваемой научно-технической продукции понятна, если единственной целью конкурсов принять материальную поддержку науки, вернее, той ее части, которая сохранила хотя бы способность оформления проектов. Но тогда непонятна сама цель, ведь в условиях рынка госбюджетная поддержка научной разработки фактически означает инвестирование наукоемкого производства при условии, что такая разработка востребуема. Отсюда и новая задача для нового министерства - организовать встречный конкурс бизнес-планов тех предпринимателей, успех которых зависит от решения определенной научно-технической проблемы на требуемом уровне.

Целесообразность проведения двух встречных конкурсов многопланова. С одной стороны, это позволит четко уяснить потребности в новых разработках делающего первые шаги бизнеса в сфере производства и, соответственно, оценить верность выбранных приоритетов для развития науки и техники. С другой стороны, появляется возможность отобрать среди бизнес-планов проекты, наиболее соответствующие интересам страны и имеющие наилучшие перспективы экономического успеха. Сконцентрировав на таких проблемах усилия науки, тем самым создадутся условия для роста объема производства и его конкурентоспособности. С третьей стороны, стимулируя перспективные производственные проекты путем госбюджетной поддержки необходимых целевых научно-технических разработок, обеспечиваются условия для возврата доли прибыли от реализации новой наукоемкой промышленной продукции для нужд самой науки. Внедрение в жизнь такого механизма обратных связей направлено в конечном итоге на обеспечение самоокупаемости и рентабельности науки, что будет означать выход из кризиса и науки, и производства.

В принципе, важны и требуют поддержки обе цели упомянутых конкурсов: первая - в основном для развития фундаментальных исследований и разработки научных основ передовых технологий, вторая - для прямой поддержки новых наукоемких производств. Но есть и третья, не менее важная, цель - возбудить у молодежи интерес к науке, привлечь к научному творчеству самые широкие массы людей, в первую очередь, конечно, ученых. Речь идет о создании постоянно действующей телевизионной конкурсной программы, где различные категории телезрителей могли бы посоревноваться в решении простых и сложных, серьезных и не совсем проблем, где бы специальная система вознаграждений привлекала юных, зрелых и пожилых людей к решению научно-технических проблем и познавательных задач. В этом шоу разума школьник в интеллектуальной борьбе со сверстниками-эрудитами будет бороться, скажем, за обладание компьютером; старшеклассник попытает счастья выиграть бесплатное место в вузе; студент - специальную стипендию; молодой ученый - грант на воплощение дерзкого проекта; маститый ученый - проект талантливого претендента на место его сотрудника с финансированием; пенсионер - дорогой и желанный приз. А финальные передачи таких конкурсов могут стать грандиозным шоу, где своей щедростью захотят блеснуть известные всему миру фирмы-спонсоры.

И кто знает, может, путь из нищеты науки к ее подлинному блеску, от бедности государства к его реальному процветанию кратчайшей дорогой проходит именно через воспитание в украинцах менталитета нации любознательных, и, может, не случайно открытие ноосферы совершили именно мы.

С этой высокой патриотической ноты опустимся до будничной заунывной песни. Слова ее от бесконечных повторений всем нам уже надоели, если не опостылели, несмотря на их горькую правдивость. А слова те глаголят, что, разделяя радость рождения долгожданной институции государственной экспертизы с ее непривычным таинством и анонимностью, мы все же наверняка заранее знаем имена лауреатов... И все же, в происходящем ощущается определенный оптимизм. И пусть пока речь скорее идет не о решительном прорыве, но среди привычной холостой трескотни есть и неумирающая надежда на прямые попадания. Ибо жизнь, наперекор всему, все-таки продолжается!