UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гонки с преследованием

На фоне общего неблагополучия в стане украинской науки интерес, который проявило международное сообщество ученых к космическим исследованиям украинских сварщиков и последовавшее затем заключение договора с НАСА о совместной работе, произвело впечатление сенсации. Украинским ученым предстоит провести космический сварочный эксперимент с использованием американского «челнока» для выведения экспериментального агрегата на орбиту.

Автор: Александр Рожен

На фоне общего неблагополучия в стане украинской науки интерес, который проявило международное сообщество ученых к космическим исследованиям украинских сварщиков и последовавшее затем заключение договора с НАСА о совместной работе, произвело впечатление сенсации. Украинским ученым предстоит провести космический сварочный эксперимент с использованием американского «челнока» для выведения экспериментального агрегата на орбиту.

Это событие поставило большую точку в непрекращающемся уже столько лет споре между «фундаменталистами» и «прикладниками», в частности, о том, следует ли сварщикам, причисляя себя к фундаменталистам, претендовать на государственные субсидии. Действительно, кульминация в теме по космической сварке наглядно показала, что вроде бы чисто прикладное исследование («ну, что там за наука - выбросить сварочный аппарат на орбиту?») способно не только вернуть затраченные деньги, но и открыть человечеству новые перспективы.

Кстати, в то время как в Институте электросварки в Киеве в течение двух десятилетий проводили черновую работу по реализации сварочной лаборатории на орбите, известный американский писатель-фантаст Артур Кларк не уставая писал о металлургических заводах на орбите, о сваренных из металлических конструкций городах в космосе, наконец, о получении диковинных, недостижимых на Земле кристаллах, фармацевтических препаратах и прочем, и прочем...

Понадобились десятилетия, чтобы черновая работа украинских ученых вдруг вспыхнула на мировом научном небосклоне блистательным бриллиантом. Где сейчас те юмористы, которые так потешались над очередным «рекламным трюком», когда огонек электросварки впервые вспыхнул в космосе? С трудом мы усваиваем истину, многократно отмеченную, что отдаем должное своим достижениям только тогда, когда о них заговорили на Западе. Только вот «отдавая должное», делаем ли мы из этого далеко идущие выводы? Не придется ли нам через год-другой вновь растрачивать публицистический пыл, чтобы упрекнуть себя за то, что не усмотрели драгоценный бриллиант и, как всегда, вымели вместе с навозной кучей?

Чтобы получить ответ на эти и некоторые другие вопросы, я обратился к заведующему отделом космических технологий Института электросварки им.Е.Патона НАНУ кандидату технических наук Всеволоду Лабчинскому.

- Космические технологии сегодня - одно из наиболее бурно развивающихся направлений в науке и украинские ученые здесь занимают весьма авторитетные позиции, - сообщил мне Всеволод Лабчинский. - Слава Богу, до сих пор «утечка мозгов» нас обходила стороной. Никто, насколько я знаю, не уехал ни из нашего института, ни из Космического агентства, ни из институтов материаловедения и металлофизики, которые занимаются родственной тематикой.

- Чем объяснить этот феномен?

- В отличие от биологических направлений, у нас до последнего времени не были налажены контакты с заграницей. Кроме того, сейчас против «утечки мозгов» у нас работают два обстоятельства. Первое - наше направление сравнительно хорошо финансируется. За счет контрактов с НАСА, немецким агентством, Россией у нас высокая и постоянная загрузка. И те 19 - 20 миллионов карбованцев, которые у нас составляют ставку научного сотрудника, он получает регулярно. Кроме того, у нас не ограничены надбавки. Другое дело, что на них приходится 300 - 400 процентов накладных расходов. А поскольку у нас отдел - хозрасчетная единица, то тысячу раз подумаешь, прежде чем получить эти деньги. Итак, стабильность получения зарплаты - это первое обстоятельство, которое препятствует миграции «мозгов» за кордон...

- Если перевести эту зарплату в доллары - это около 100 долларов. Не густо!.. Интересно, как чувствуют себя ваши коллеги, работающие вместе с американскими и немецкими учеными, которые находятся совсем в другой зарплатной категории? Или они тоже берут с собой сало, готовят «бифштекс по-моисеевски» и «лапшу по-вирскому»?

- Не хочу, чтобы в вашем списке рецептов появился еще один - это, как я понимаю, запечатлится в народном фольклоре навечно. (Неужто сало по-патоновски? - А.П.) Лучше объясню еще одну причину, по которой не уезжают наши сотрудники. На мой взгляд, это - возраст. Если еще несколько лет назад он равнялся в среднем 35 годам, то сейчас достиг 50 и выше. У нас сейчас - прекрасные отношения с зарубежными партнерами, и они с удовольствием приглашают нас для осуществления совместных проектов. Но не думаю, что нашему сотруднику предпенсионного возраста было бы просто остаться там, если бы он даже захотел.

- А почему так резко подскочил возраст сотрудников?

- Причина проста - молодые ребята ушли в бизнес. Думаю, что их пугают перспективы нашего направления. Я имею в виду перспективы именно в нашей стране. Дело в том, что пока мы работаем только за счет того, что наработано в предыдущие годы и даже десятилетия в области космической сварки и металлургии. Но оборудование в наших лабораториях стареет. Так что думаю, нам сроку еще осталось год - два. Нас уже практически догоняют за рубежом, а в некоторых областях уже работают на уровне с нами. Да, пока они с удовольствием учатся и пока сотрудничают. Но когда догонят, мы им будем не нужны. В общем, перспективы неутешительные.

Особенно, если дополнить эту невеселую картину еще одним существенным штрихом. Как отметил недавно в разговоре с автором этой публикации член Европейской академии наук, член-корр. НАНУ Олег Крышталь: среди наиболее опасных новых тенденций в области утечки «мозгов» следует обратить внимание на то, что в то время как Запад привлекает молодых талантливых ученых из Украины и других стран СНГ, появился все усиливающийся интерес к ученым более зрелого возраста у таких стран, как Турция, Бразилия, Иран. И список этот все расширяется. Опасная тенденция может послужить дальнейшему «вымыванию» специалистов из той возрастной группы, на которой до сих пор держалась наука Украины».

Вот уж действительно, часы, заведенные когда-то, дотикивают последние мгновения. Вскоре говорить о проблемах науки у нас не будет никакого смысла: не будет ученых - не будет и проблемы.