Признание Киотского протокола, предусматривающего постепенное сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов, обошлось бы экономике США ежегодно в 300 миллиардов долларов. Поэтому Джеймс Шлезингер, бывший министр энергетики США, взялся решительно опровергать широко распространенные выводы ученых об антропоморфном характере изменения климата Земли.
Нет, г-н Шлезингер не отрицает тот факт, что за последние сто лет температура поверхности Земли повысилась на один градус, а в атмосфере существенно увеличилось содержание углекислого газа. Однако в нижних слоях атмосферы, например, спутники никакого потепления за последние 35 лет не зарегистрировали. Хотя это утверждение несколько противоречит следующему доводу, который приводит бывший министр: до 1975 года основной тенденцией на планете было глобальное похолодание, в результате которого в Европе росли ледники, а в средней полосе от морозов гибли урожаи. Совсем как в малый ледниковый период, который закончился лишь в середине XIX века. Причем без всякого вмешательства человека.
Впрочем, Уильям Рудиман, профессор геофизики из университета Вирджинии, с последним тезисом категорически не согласен. Антропогенный фактор действует на климат Земли уже свыше 10 тысяч лет — как раз с момента становления земледелия. Вырубка лесов, приводящая к повышению концентрации углекислого газа в атмосфере, плюс интенсивное выращивание риса, которое увеличивает содержание метана, нарушили естественный климатический цикл Земли. Так что научные факты, опираться на которые призывает американский министр, могут сыграть с политиками опасные шутки.