UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕЩЕ ОДИН УДАР ПО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ, ВОЗМОЖНО… ПОСЛЕДНИЙ

Указом Президента Украины «О сокращении расходов Государственного бюджета Украины на 1998 г.» определено общее финансирование фундаментальных исследований в объеме 200,5 млн...

Автор: Константин Сытник

Указом Президента Украины «О сокращении расходов Государственного бюджета Украины на 1998 г.» определено общее финансирование фундаментальных исследований в объеме 200,5 млн. грн., что на 25% меньше, чем было предусмотрено законом «О Государственном бюджете Украины на 1998 г.». Объем предусмотренных указом средств сопоставим с затратами, необходимыми для «выживания» только одной Национальной академии наук (183 млн. грн.), и то эта цифра была определена не учеными, а Кабинетом министров в начале 1998 г. как минимально необходимая только для выплаты зарплаты. Теперь же за 200,5 млн. грн. предполагается обеспечить «выживание» всей фундаментальной науки Украины. Практически это решение означает начало обвальной деинтеллектуализации Украины, так как исключается сама возможность научной деятельности: нет и даже на распорядительном уровне не предусматривается выделение средств на научно-исследовательские экспедиции, ремонт научного оборудования и приборов, закупку веществ и материалов для экспериментов, не говоря уже о приобретении новейшей аппаратуры, без которой получение научных результатов мирового уровня просто невозможно, а более скромные результаты никому не нужны. Фатальность подобного решения состоит не только в том, что закроются сотни научных лабораторий и уволятся десятки тысяч научных работников (в 1991 г. в сфере науки и научного обслуживания было занято 450 тыс. чел., в 1996 г. - 262,5 тыс. чел.), погибнут научные школы и направления, которые в обозримом будущем восстановить будет просто невозможно, но и в том, что в стратегическом отношении - это самый короткий путь в ряды стран «третьего мира», стран - сырьевых придатков, стран с экологически грязными технологиями и неквалифицированной рабочей силой.

Для цивилизации конца XX века характерным является рост интеллектуальных компонентов не только в структуре мирового производства, но и в производимом продукте. Достаточно сказать, что наши относительно близкие соседи: Швейцария, Бельгия, Голландия, Люксембург, не располагая какими-либо собственными минеральными ресурсами, процветают исключительно за счет интеллектуальной составляющей в национальном продукте. Если для Швейцарии - это прежде всего банковская деятельность, то для Голландии и Люксембурга - плоды фундаментальных исследований в области фармацевтической химии и ботаники (лекарства, цветы), а для Бельгии - филологический и юридический сервис мирового сообщества с привлечением новейших коммуникационных технологий. Именно по этим причинам Брюссель выбран в качестве штаб-квартир большинства европейских и многих всемирных военно-политических и правовых организаций.

США в течение последних семи лет стабильно финансируют научные исследования на уровне 160 млрд. долларов. Более 50% роста национального дохода этой страны, по расчетам американских экономистов, достигнуто за счет повышения уровня образования рабочей силы и достижений науки.

Не только не пренебрегают, а всемерно поддерживают и развивают производство чисто интеллектуальных продуктов Франция, Германия и Англия, имея от этого значительную прибыль.

Мы, похоже, как и в недалеком прошлом, собираемся пойти своим путем, поэтому и сворачиваем интеллектуальную деятельность народа у себя в стране и этим невольно поощряем работу наших физиков, математиков, химиков, биологов в Турции, Израиле, США, странах Латинской Америки. Трудно нам, по-видимому, понять, что инвестируем бесплатно экономику этих далеко не бедных стран собственным, выпестованным у нас интеллектом.

Гибнут гербарии, так как нет средств для их содержания, разворовываются коллекции, потому что нет денег на их охрану, не работает вакуумная техника из-за отсутствия проплат за энергоносители, вдвое сократилась номенклатура научных подписных изданий, нет денег для расчетов за услуги Интернета, покидает науку молодежь - непрестижно. Это только небольшая часть от множества проблем, захлестнувших науку сегодня.

Если закрепленные указом тенденции пренебрежения в Украине знаниями, образованием, наукой, престижем интеллектуального труда не преодолеть сегодня, то с большой степенью вероятности можно утверждать, что где-то через год-два нас ожидает исчезновение самого понятия «научная интеллигенция Украины». Не нагнетаю страсти, а просто предвижу конечный результат поощряемого правительством процесса переключения основного инструмента науки - мыслительного аппарата исследователя - с научной проблематики на проблемы собственного выживания, что как раз и означает смерть науки как таковой.

Во времена, когда науке после длительного и мучительного ее агонизирования наносится смертельный удар, любые разговоры «про українську націю та розбудову держави» трудно расценивать иначе, чем аморальные. Нет и не было в истории человечества держав и наций без присущего им признака - интеллекта, главными носителями которого во все времена были и будут ученые, а главной сокровищницей - наука.

Осознаю причины, вынудившие правительство и Президента прибегнуть к секвестированию бюджета; знаю, что бедствуют культура, здравоохранение, армия, пенсионеры, почти все отрасли народного хозяйства. Но понимаю и то, что у нас у всех, у общества и государства, остался один последний неиспользованный резерв, с которым все еще и пока еще можно надеяться на что-то светлое в будущем. Этот резерв - наука!

Думаю, что если сейчас (немедленно!) не исправить положение, то председателю Верховной Рады А.Ткаченко вряд ли удастся реализовать его, на мой взгляд, правильное понимание роли и места науки в Украине: «Если мы в бюджет 1999 года, в расходную часть, не заложим минимум полтора, хотя бы полтора, я не говорю три, процента от ВВП на фундаментальные и прикладные науки, мы потеряем государство». Настало время, Александр Николаевич, отнести расходы на науку к категории защищенных статей и в законодательном порядке ввести ответственность Кабинета министров и соответствующих госслужащих за то, что вы мягко назвали «необъективным подходом к формированию доходной части бюджета». Существуют и другие определения: некомпетентность, безответственность и бездеятельность. Думаю, что в 1999 г. придется при оценке деятельности исполнительной власти использовать и эти представления о качестве работы.

Если же говорить о дне сегодняшнем, хотелось бы напомнить Президенту слова политического деятеля Древней Греции Солона Афинянина: «Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей: ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника».

Вот и получается, что указ «О сокращении расходов Государственного бюджета Украины на

1998 г.» готовили многие чиновники, цифры, приведенные в нем, обосновывали многие референты, а возвращаться к указу и корректировать его, восстанавливая в первозданном несеквестированном виде статью по финансированию фундаментальных исследований, придется одному. И этот один - Президент Украины, больше некому.