Это удалось установить с помощью новейшего СКВИД-прибора. Этот же аппарат позволяет, по-видимому, определить, правильно ли накуковала нам кукушка отпущенные года…
Впервые на сказочные возможности СКВИДа (чувствительного элемента из сверхпроводника, охлаждаемого жидким гелием) обратил мое внимание академик Борис Веркин. Лет двадцать назад он подвел меня к окну своего кабинета и показал на ворону, севшую на троллейбусный провод. Затем сообщил, что сейчас в лаборатории сверхпроводимости по соседству зарегистрируют магнитную бурю. И эта буря поднята проводом, который раскачала… ворона.
В самой лаборатории мне рассказали еще более интересные вещи - бьющееся сердце человека посылает магнитные сигналы, которые можно поймать СКВИДом за 200 метров. «Так вот представь, - многозначительно посмотрел на меня ученый, - солдаты, вооруженные прицелами со СКВИДами, обнаружат в лесу любого партизана. Если бы такие прицелы были у американцев во время вьетнамской войны, партизаны им были бы не страшны…»
О подобных исследованиях, проводимых в различных институтах бывшего Союза, я слышал не раз. Мне показывали
СКВИДовые установки в Институте имени академика Курчатова в Москве, в ставшем знаменитым в народе Институте радиоэлектроники, где академик Гуляев с товарищами изучал экстрасенсов, и во многих других лабораториях. Недавно с удивлением узнал, что все специалисты из этих некогда знаменитых лабораторий поуезжали в США, Германию и даже Южную Корею. Значит, о них не забыли в перестроечном пылу, значит, кому-то они все-таки нужны и интересны за кордоном. Еще более озадачило меня то, что последняя из этого ряда лабораторий осталась… в Киеве. Впрочем, работает она не для таинственных сверхсекретных военных задач, а на цели сугубо мирные - ее усилиями создан уникальный медицинский аппарат для ранней диагностики болезней сердца и для других практических задач.
Первые сведения о группе кибернетиков под руководством кандидата технических наук Владимира Сосницкого, занимающихся созданием аппаратур со СКВИДами, я получил от директора Института кибернетики НАНУ академика Ивана Сергиенко. Он рассказал о том, что созданная этой лабораторией система регистрации и представления биомагнитных сигналов представляет собой чрезвычайно важное достижение. Фактически удается точку за точкой снять 36 карт магнитного поля сердца. Причем пациент не ощущает при этом никаких неудобств - методика не требует операционного вмешательства , организм не просвечивается никакими лучами. Наоборот, прибор ловит ничтожнейшие магнитные волны, исходящие от сердечной мышцы, и позволяет по загадочным для непосвященного магнитным рельефам определить состояние больного. С помощью этого прибора возможно осуществить оценку риска внезапной смерти в результате возникновения так называемой вентрикулярной фибрилляции и т.д. Абсолютная безвредность процедуры позволяет производить многократное обследование даже детей и беременных женщин.
Как сообщил Владимир Сосницкий, техническая сторона прибора кибернетиками уже доведена до уровня, на котором можно выйти на клинические испытания. Именно поэтому был установлен контакт с Киевским институтом кардиологии им. М.Стражеско. Здесь началась клиническая отработка нового метода исследования болезней сердца. Уже обследовано около 500 пациентов. Исследователи побывали в США, Германии за счет своих зарубежных партнеров и поделились своими достижениями в области разработки нового направления в медицинской диагностике. Их доклады были встречены с интересом - в мире есть лишь четыре центра, которые добились сравнимых результатов на этом направлении.
Из любопытства киевские ученые пригласили в лабораторию нескольких экстрасенсов и попробовали с помощью своего сверхчувствительного прибора обнаружить, что изменяется в пациентах после парапсихологических воздействий. Опыты показали - ничего… Однако измерение магнитных полей ладоней экстрасенсов и обычных людей однозначно показало, что у экстрасенсов магнитные поля вокруг ладоней в несколько раз сильнее, чем у простых смертных…
Директор Киевского института кардиологии профессор Владимир Бобров отметил, что сегодня заниматься поисковыми работами в условиях имеющегося финансирования медицины - безумие. Даже богатые западные клиники семь раз отмеряют, прежде чем потратят копеечку на фундаментальные работы. В связи с этим перед разработчиками нового метода поставлена экстремальная задача: или они в кратчайшие сроки доведут работу до того состояния, когда можно будет массово обслуживать пациентов и доказать преимущества новинки перед другими методами, или на разработку средства не будут выделяться…
Прогноз в этом случае построить несложно - лаборатория будет закрыта. Сотрудники, как ранее их коллеги из других подобных лабораторий, перекочуют в Германию или США. А Украине через некоторое время придется приобретать прибор на основе СКВИДа в странах, которые довели дело до конца. Известна и цена на подобный прибор - около 800 тысяч долларов. А сколько будет стоить обучение медиков, подготовка других специалистов?
В нынешных условиях рассчитывать, что удастся «выбить» государственные средства на этот проект, трудно. Но медицинская техника, новейшие медицинские технологии становятся все более привлекательными для украинского капитала, ищущего точки для своего приложения. Совместная разработка украинских кибернетиков и медиков-кардиологов может стать как раз тем направлением, которое позволит достаточно быстро вернуть вложенные капиталы. Основания для этого весьма серьезные: во-первых, на разработку аппаратуры и методики уже потрачены солидные средства, созданы приборы и технологии, которые по некоторым параметрам являются пионерскими в мире. Быстрое развитие этих наработок позволит освоить не только свой, но и зарубежный рынок с высокотехнологичной продукцией. Завершенность работы можно оценить в 75-80%. Для того чтобы выйти к финишу, необходимо оплатить зарплату 4-5 сотрудникам лаборатории в течение года, покупку гелия и, пожалуй, все. Для серьезного бизнесмена эти затраты нельзя считать обременительными, а выгоды достаточно внушительны - после завершения работы он становится совладельцем перспективного метода диагностики и новейшей аппаратуры, с помощью которой можно производить массовую, недорогую диагностику. Выгода для нашего здравоохранения и науки также очевидна.