Конечно, богатые страны, не в пример нам, могут себе позволить вкладывать большие деньги в строительство современных дорог. Материалы, используемые сегодня для создания качественного дорожного покрытия, так называемых дорожных одежд, весьма дорогостоящие. А поскольку требования к долговечности и безопасности автомагистралей повышаются, специалисты дорожной отрасли во всем мире занимаются разработкой новых технологий, позволяющих наряду с улучшением качественных характеристик, добиваться экономии средств и ресурсов. Отрадно, что украинским исследователям удалось продвинуться на этом пути и сегодня они являются обладателями разработки, которой уже заинтересовались во многих странах. Примечательно, что этот научно-технологический прорыв совершен в самой перспективной, открывающей перед человечеством воистину фантастические возможности научной области — биотехнологии.
«Направление, которым занимается наше предприятие, — производство ферментных препаратов и разработка технологий их применения, — рассказал генеральный директор ООО «Днепровская ассоциация-К», Герой социалистического труда Юрий Николаевич Самойленко. — Ферменты (лат. fermentum — закваска, брожение), как известно, это специфические белки-вещества, которые синтезируются в клетках живых организмов и ускоряют биохимические процессы. Химические реакции с участием ферментов называются ферментативным катализом. При этом скорость реакции увеличивается в 1010 — 1013 раз. Наши препараты получены путем ферментации патоки сахарной свеклы, то есть они произведены из натурального сырья и совершенно безопасны для человека и окружающей среды. Некоторые из них уже успешно себя зарекомендовали в земледелии — результаты их применения в фермерских хозяйствах просто-таки потрясающие, при разложении нефтешлама, удалении разливов нефти, переработке компоста и др. Но это — отдельная, весьма интересная тема.
Следует сказать, что первенство в мире в разработке ферментных технологий принадлежит американцам. В США был синтезирован, например, ферментный препарат — стабилизатор грунта Perma-Zyme11Х. Благодаря этому препарату можно изготавливать прочное дорожное покрытие практически из любого грунта. Поначалу в своей практике мы использовали американский препарат, но он весьма дорогостоящий. Четыре года нам понадобилось для синтеза аналога (репликанта) заокеанского препарата. А в процессе работы появилась идея, как его улучшить. (В этом заключается наше ноу-хау). В результате удалось получить ферментный препарат, обладающий каталитическими свойствами, который мы назвали Дорзин. С прошлого года он выпускается в Украине. По эффективности Дорзин превосходит все известные в Украине стабилизаторы грунта, он безопасен и технологичен в применении. При этом цена твердого дорожного покрытия, при одинаковой несущей способности, в несколько раз ниже по сравнению с тем, которое сделано традиционным способом».
Сегодня Дорзин известен как ферментный препарат, благодаря которому можно строить дороги без асфальта, бетона и гравия. А из чего же? — удивленно спросит читатель. Из обычного грунта. Это могут быть суглинки, супеси и пр. Технология строительства таких дорог из подручных (точнее, подножных) материалов проста: препарат смешивается с водой, вносится в размельченный грунт, который затем утрамбовывается. При сжатии происходит каталитический связующий процесс, вызывая сильный цементирующий эффект. В результате получается более прочная и менее уязвимая к воздействию влаги «дорожная одежда», чем при использовании какого-либо другого метода. Такая дорожная одежда с твердым покрытием толщиной 15 сантиметров способна выдержать нагрузку на ось 7 — 11 тонн.
Юрий Самойленко |
Украинское изобретение уже проложило себе путь в практику дорожного строительства. Правда, на родине, по вполне понятным причинам, Дорзин пока не нашел широкого применения. А вот в странах ближнего и дальнего зарубежья наш суперстабилизатор пользуется спросом. В мае нынешнего года началось строительство автобана (дорога I категории) от столицы Казахстана Астаны до Петропавловска (1000 км) через курортный город Боровое. В настоящее время , т.е. по октябрь 2007 года, построено 50 км дорожной одежды с твердым покрытием шириной 16 метров, в следующем году будет достроено по ширине еще 16 метров. В сутки строится готовой автомобильной дороги 16 метровой ширины 1200 метров!
Столь высокими темпами строительства казахстанский автобан обязан, в том числе и украинскому Дорзину. К тому же, препарат позволит сэкономить миллионы долларов.
Дорзин сегодня используется в России, на Гаити, Санта-Лючии, даже в США — штат Флорида, построена автодорога с применением украинского препарата. До начала строительства образцы грунта из этих стран поступили в Киев для исследования, где были разработаны рецепты грунтовых смесей и выданы рекомендации по строительству. Намерения строить автодороги по украинской технологии высказали заказчики из Иордании, Саудовской Аравии, Ганы и других стран.
Сфера применения Дорзина отнюдь не ограничивается дорожным строительством. Его можно использовать при сооружении оснований водоемов и отстойников, везде, где нужно увеличить плотность грунта и уменьшить его влагопроницаемость. С помощью этого препарата можно производить прочный (марок М200 и выше) и морозостойкий (выдерживает 200 циклов заморозки—оттаивания) кирпич сухим прессованием практически из любого грунта. При этом отпадает необходимость в энергозатратном процессе обжига (сегодня в себестоимости обычного, керамического кирпича цена энергоресурсов достигает 40 — 60%). Технология изготовления дефицитного стройматериала, пользующегося сейчас колоссальным спросом, отработана до тончайших нюансов. Как утверждают разработчики, можно изготовить продукцию на любой вкус, разного цвета и фактуры.
Сегодня страна, в особенности большие города с прилегающими территориями, все больше напоминает огромную строительную площадку. Тем не менее, как считают специалисты, настоящий строительный бум еще впереди. Через несколько лет Украина должна превратиться в настоящую «футбольную Мекку». В рамках подготовки к финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году предстоит построить дороги, стадионы, гостиницы, рестораны, зоны для отдыха и т. д., чтобы быть готовыми к принятию не только спортсменов, но и многочисленных болельщиков и туристов. В столичной мэрии подсчитали, что только на подготовку дорожно-транспортного комплекса Киева к «Евро-2012» требуется ни много ни мало — 36 миллиардов гривен. Кроме строительства новых объектов, многое нужно капитально отремонтировать, обновить, причем сделать все в соответствии с евростандартами. А поскольку времени до эпохального события, учитывая масштабы работ, совсем немного, для выполнения «Евро»-программы придется приложить максимум усилий.
В то же время промышленные мощности по производству строительных материалов явно не достаточны, чтобы удовлетворить возрастающие потребности в объемах и номенклатуре изделий. Уже сейчас на стройках остро ощущается их дефицит. Задержка по поставкам некоторых материалов, говорят строители, составляет от одного месяца до полутора лет. Не хватает кирпича, пенобетонные блоки вообще завозятся из-за рубежа.
Возможно ли в кратчайшие сроки организовать в Украине производство стройматериалов, пользующихся повышенным спросом? Реально ли построить необходимые дороги? Специалисты, знающие о Дорзин-технологиях, говорят, что это вполне реально!!!