UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ — ДАРЫ ДАНАЙЦЕВ?

Радиация, несомненно, вредна для здоровья человека. Но она становится втройне опаснее, если сочетается с общим экологическим неблагополучием и окружающими нас тяжелыми металлами...

Автор: Василий Калита

Радиация, несомненно, вредна для здоровья человека. Но она становится втройне опаснее, если сочетается с общим экологическим неблагополучием и окружающими нас тяжелыми металлами. К такому выводу пришли в результате своих многолетних исследований ученые Института медицины труда АМН Украины.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ОПЕРАЦИЯ

В одну из столичных клиник доставили по «скорой» больного с явлениями «острого живота» — резкими схваткообразными болями. Эти и прочие симптомы давали основания полагать, что здесь речь идет уже не о банальном аппендиците, а видимо, о перитоните, остром воспалении брюшины. «Немедленно в операционную», — распорядился профессор. Больного уложили на стол, операционное поле обработали антисептиком. В руках хирурга блеснул скальпель.

— Профессор, разрешите лишь один вопрос больному, — послышался робкий голос ассистента. Метр недоуменно взглянул на молодого человека, а тот спросил пациента:

— Ваша профессия, уважаемый?

— Я наборщик в типографии...

Ассистент несмело высказал мнение, что боли у пациента могут быть свинцовыми коликами, следствием отравления тяжелым металлом, что обычно случается у полиграфистов. Еще будучи студентом, ассистент как-то прослушал лекцию специалиста по профессиональным заболеваниям, запомнил, что явление «острого живота», сопровождающее аппендицит, иногда возникает и у тех, кто длительное время работает со свинцом. О чем в качестве своей диагностической гипотезы и посмел сказать профессору. К чести маститого ученого, он не ударился в амбиции. Пациента продиагностировали уже более основательно и убедились, что хирургическое вмешательство здесь ни к чему — ассистент оказался прав.

ЕЩЕ ГИППОКРАТ СЧИТАЛ...

Три века назад профессор Падуанского университета Б.Рамаццани в своем научном труде под названием «Рассуждение о болезнях ремесленников» впервые в истории медицины подробно описал свинцовые отравления. Ученый настоятельно советовал врачам-современникам: «Определяя болезнь, интересуйтесь и профессией своих пациентов, она накладывает специфический отпечаток и не учитывать его было бы опрометчиво».

Корни профессиональной патологии уходят глубже. Еще в IV веке до н.э. великий Гиппократ считал, что «следует предложить страждущему вопрос о том, какую работу он выполняет».

К сожалению, профессиональные критерии при диагностировании больных постепенно отходили на второй план. Профпатология очутилась чуть ли не на задворках медицины. В былые времена очень не любили говорить о профзаболеваниях, ибо труд — это источник счастья и благополучия миллионов советских людей. Никакого негатива не могло быть!

В те времена молодой киевский врач Исаак Трахтенберг успешно окончил аспирантуру. Однако по совету тогдашнего заведующего кафедрой гигиены труда Киевского мединститута светлой памяти академика Льва Ивановича Медведя посвятил себя промышленной токсикологии. И вот уже свыше сорока лет является авторитетнейшим специалистом в этой области. Сейчас он член-корреспондент НАНУ, академик АМНУ, заслуженный деятель науки и техники Украины. Автор более 350 научных работ, 17 монографий. Многие годы возглавляет лабораторию промышленной токсикологии Института медицины труда АМН Украины. И не жалеет, что всю сознательную жизнь посвятил избранному профилю науки.

СКОЛЬКО ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ГОЛОВУ ЧЕЛОВЕКА!

Статистика удручает. Из двух миллиардов тонн промышленных отходов в Украине 13 миллионов тонн — высокотоксичные. С другого фланга на человека наступает сельское хозяйство. Ежегодно на поля вносится 170 тысяч тонн химических средств защиты растений, почти столько же минеральных удобрений. Со всем этим «добром» в почву попадает 1800 тонн свинца, 400 тонн кадмия, 2200 тонн цинка, 67 тысяч тонн фтора, свыше 1,4 миллиона тонн хлора. Таким образом, на каждого украинца приходится свыше 300 килограммов вредных техногенных веществ. Это почти в 10 раз больше, чем на одного американца, в 5 раз больше, чем на каждого немца.

Надо сказать, что Украине в этом отношении постоянно «везло» — на ее территорию в былые времена приходилось до 25% суммарных промышленных выбросов, и это на площади, составляющей всего 3% бывшего Союза. А затем «добавился» еще и Чернобыль. Последствия известны. И теперь у нас детская смертность втрое выше, чем в высокоразвитых странах Запада, на 10—14 лет короче продолжительность жизни населения, неуклонно повышается заболеваемость почти по всем нозологиям. Демографическая ситуация давно уже достигла критической отметки: в течение последних восьми лет смертность значительно превышает рождаемость, за этот период население Украины сократилось почти на два миллиона человек.

Да что удивляться? Возьмем хотя бы сферу труда. Около 90% машиностроительных и приборо- строительных предприятий не соответствуют современным требованиям гигиены и охраны труда. По энергетическим предприятиям: 62 процента — с отклонениями от норм гигиены труда. Рабочие подвергаются вредному воздействию тяжелых металлов, других химических веществ. Да разве только в сфере производства? Тяжелые металлы, усиленные прочими экологическими загрязнителями, стали проблемой каждого жителя урбанизированных территорий. Однако и сельское население не свободно от «металлического пресса» — идиллия глубинок давно уже нарушена сплошной химизацией земледелия и животноводства, о чем упоминалось выше.

КАК ЗАЩИТИТЬ ЗДОРОВЬЕ?

Сотрудники лаборатории промышленной токсикологии Института медицины труда АМН Украины уже не одно десятилетие проводят соответствующие исследования. К столичным ученым присоединились их коллеги из Донецка, Днепропетровска, Харькова и других регионов. Глубоко изучена самая острая проблема сочетанного воздействия на организм тяжелых металлов и радиации. И оказалось, что изолированное отравление свинцом еще можно нейтрализовать, но когда к нему присоединяется еще и ионизирующее излучение, — это уже гораздо труднее.

Масштабные исследования в сельских районах Ривненской области показали, что сочетанное воздействие химических загрязнителей почв увеличивает риск формирования у детей патологии органов пищеварения в 3 раза, системы кровообращения — в 2—7 раз, эндокринной системы — в 2—3 раза. Более того, при этом болезни протекают более тяжело, возрастает частота обострений «химических» заболеваний, а хроническая патология формируется в более раннем возрасте.

— Эти и другие результаты наших исследований весьма важны для разработки эффективной профилактики нарушений здоровья людей, проживающих в экологически неблагоприятных регионах, где на фоне повышенного уровня радиации выявляются и такие вредные загрязнители, как свинец, кадмий, ртуть, — говорит ученый.— Теперь уже доподлинно установлено, что такое сочетанное, комбинированное воздействие вредных факторов приводит не только к росту заболеваемости, но и возникновению новых, неведомых ранее форм, которые пока квалифицируются в очень общем виде — как экологическая патология.

— Что наука сегодня может предложить профилактической медицине? Как результаты ваших исследований можно использовать на практике?

— Разработаны новые гигиенические нормы уже сложившейся в Украине экологической и экономической ситуации. Углублены рекомендации по минимализации контактов людей с тяжелыми металлами на производстве и в быту. В частности, работаем над проблемой максимального ограничения использования ртути. Предложены многочисленные варианты исключения ртути из сферы промышленного и непромышленного применения. Вот один из них: вместо парортутных насосов целесообразнее было бы использовать паромасляные, вместо ртутьсодержащих поплавковых манометров — мембранные, вместо содержащих этот тяжелый металл соединений в красках для защиты судов от обрастания ракушками и водорослями — другие менее токсичные соединения, отличавшиеся способностью к детоксикации в водной среде под воздействием кислорода, углекислого газа, ультрафиолетовых лучей. Ученые — против расширения сферы применения новых ртутьсодержащих соединений в ряде промышленных материалов и химикатов в сельском хозяйстве. А в производстве люминесцентных ламп предлагается вместо традиционной ртути использовать амальгаму.

УЧИТЫВАТЬ СПЕЦИФИКУ РЕГИОНОВ

— Какие задачи предстоит решать исследователям с позиции профилактической токсикологии в ближайшей перспективе?

— Сложившаяся в бывшем Союзе система и практика установления допустимых уровней содержания потенциально токсичных химических веществ в окружающей среде не предусматривала обоснования соответствующих нормативов с учетом региональных особенностей. Между тем такая необходимость диктуется специфическими особенностями, имевшими место в разных промышленных и сельскохозяйственных регионах Украины. В них выявляются самые разнообразные сочетания неблагоприятных техногенных факторов — химических, физических, биологических — оказывающих влияние на здоровье человека. Значимость их в разных регионах варьирует в больших пределах. Уровень и структура заболеваемости различна, отсюда необходимость не просто региональных гигиенических нормативов, но и таких, которые бы учитывали возможность как изолированного, так и сочетанного, комбинированного действия. Главный вопрос, требующий ответа в экспериментальных и эпидемиологических исследованиях, — где, на каких уровнях воздействия начинается патология? И до какого предела возможна адаптация человека к вредным воздействиям — она ведь не безгранична.

Остается добавить: цикл научных работ по данной медико-экологической проблеме, выполненной группой украинских ученых под руководством академика Исаака Трахтенберга, предоставлен на соискание Государственной премии Украины.