В последнее время в некоторых журнальных и газетных статьях, а также в научно-популярных изданиях начали выдвигаться положения о том, что «цивилизация или государственность возникла на территории Украины-Руси в V тыс. до н. э. вместе с трипольской культурой», а также гипотезы относительно «родства Аратты с культурами будущих славян».
Трипольская культура - одно из самых ярких явлений в истории первобытного общества Восточной Европы. Сейчас известно около тысячи поселений этой культуры на огромной территории от Юго-Восточного Прикарпатья до Днепра. Существовала она на протяжении конца V-IV тыс. до н.э. и была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона. Эта культура сейчас достаточно хорошо изучена специалистами, и нет совершенно никаких оснований видеть в ее носителях праславян.
Что же касается Аратты, то, исходя из шумерского эпоса, ясно, что Аратта находилась где-то в предгорьях: «Белые стены Аратты стоят среди гор». Этот город-государство контролировал добычу золота, олова, лазурита, серебра, месторождений которых, как известно, нет на территории распространения памятников трипольской культуры. А если учитывать данные о древних местах добычи олова, золота, лазурита и серебра, то Аратту следует локализовать где-то на юге Афганистана или Ирана. В этом регионе изучен целый ряд памятников, которые относятся ко времени между 3200-2700 гг. до н. э., и есть весьма веские данные, позволяющие отождествлять Аратту с городищем Шахри-Сохте на Иранском нагорье.
Эти археологические комплексы не имеют генетических связей с Трипольем. Их происхождение связано с местным неолитическим населением и притоком выходцев из Южного Туркменистана. В результате этого взаимодействия и сформировался комплекс Шахри-Сохте, который в настоящее время отождествляется с реальной цивилизацией Аратты. Время наивысшего подъема цивилизаций Двуречья и их ближайших соседей приходится на конец IV тыс. до н. э., а Триполье как археологическая культура медного века в это время уже начала приходить в упадок, хотя ее прогрессивное влияние на дальнейшую историю Юго-Восточной Европы, а не древнего Востока, несомненно.
Праистория Украины очень интересна и многогранна. Она ничего не теряет от того, что на ее территории не было державы Аратты. Ведь мы имеем трипольские протогорода, яркие культуры энеолита и бронзового века, скифские и античные памятники, а также многое другое, чего нет на территории других государств Европы. Именно они нуждаются в серьезном изучении и его не может заменить мифотворчество об «избранном» народе.
Что же касается утверждения о том, что современные украинцы - прямые потомки трипольцев, то это совершенно фантастическая идея. На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулезной исследовательской работы украинскими учеными выдвинута и обоснована научная концепция славянского этногенеза. Она базируется на тезисе об автохтонности славянства между Днепром и Одером, хотя при этом не игнорируется и важная роль миграционных процессов. Формирование славянского, а значит и украинскогоэ этноса шло поэтапно и осуществлялось на протяжении длительного периода времени путем интеграции с другими этнокультурными группами: балтами на Севере, ираноязычными племенами на Юге, германцами на Западе, фракийцами на Юго-Западе. До рубежа III-II вв. до н. э. эти процессы шли главным образом на территориях между Вислой и Одером. После образования зарубинецкой археологической культуры центр славянской истории перемещается в междуречье Вислы и Днепра, где позднее образовалось древнерусское государство с центром в Киеве.
Украинцы - это славянская нация, которая появилась на исторической арене значительно позже, чем существовала трипольская культура и Аратта. Поэтому сейчас нет совершенно никаких оснований считать современных украинцев в какой-то степени потомками трипольцев. Украинская история и так очень богата, и нет никакого смысла начинать ее с IV тыс. до н.э. Ее следует изучать на почве имеющихся научных данных, а не основываться на мифических источниках или сомнительных гипотезах. Ведь от переписывания истории даже из самых патриотических чувств она не становится более яркой, богатой и притягательной. История Украины как современная, так и древняя, должна при любых обстоятельствах оставаться наукой и объективно освещать прошлое нашей земли. Только в таком случае она станет, как говорили древние римляне, «учительницей жизни» и займет свое надлежащее место в воспитании молодых граждан независимой Украины.