Как известно, у барона Мюнхгаузена, среди прочих достоинств, было и такое — его взгляд мог «заворачивать за угол». К сожалению, наши пограничники, геологи и представители многих других профессий лишены этого ценного достоинства. А порой так нужно узнать, что происходит за той горой или попросту за линией горизонта. Государственные службы, которые побогаче, вызывают вертолет и летят куда надо. Но для большинства — это недоступная роскошь.
Поэтому в различных университетах Украины создают крохотные самолетики, которые способны проникать за линию горизонта. «ЗН» уже писало о, пожалуй, наиболее миниатюрном аппарате из этой серии, разработанном в ХАИ. Там создали крохотный самолетик размером с голубя, который способен, к примеру, тихо залететь через форточку в кабинет, сделать фото и снова выпорхнуть на улицу.
В Киеве на кафедре приборов и систем управления летательными аппаратами в Национальном техническом университете Украины «КПИ» создали самолетик побольше. Такой в форточку не залетит – у него размах крыльев до полутора метров, но зато может поднять фотооборудование весом до 30 кг. При этом он способен летать около четырех часов со скоростью до 160 км. Мощность мотора — 15 лошадиных сил. Радиоуправляемый разведчик пролетает на одной заправке расстояние в 300 км и возвращается обратно.
Такому самолету нет цены при выполнении многих задач – ему будут рады пограничники, он поможет геологам, метеорологам, работникам ГАИ, пожарным, работникам МЧС и представителям многих других профессий. Летающих разведчиков оснащают оборудованием, которое способно проводить мониторинг, измерение, сопровождение. Они незаменимы там, где нужен постоянный контроль за обнаружением неисправности какого-либо трубопровода, наблюдение оперативной обстановки на автомагистрали, контроль морского побережья, предотвращение заходов судов браконьеров.
Для выполнения всех этих целей пока используются большие летательные аппараты – самолеты и вертолеты, – поглощающие огромное количество горючего, для управления которыми необходимо минимум два человека экипажа, аэродром и так далее. Мини-летательные аппараты позволяют делать такую работу с минимальными затратами. К тому же они беспилотные. Ими можно управлять радиосигналом дистанционно. Они также могут осуществлять полет по заданному маршруту по специальной программе благодаря тому, что у них на борту есть необходимое навигационное оборудование, карта, ведется постоянное измерение координат. Оборудование на таком мини-летательном аппарате фиксирует появление каких-либо новых предметов в зоне наблюдения. К примеру, если обнаружено судно – нарушитель границы, оно фотографируется, с самолета фиксируются данные нарушителя. Полученная информация в непрерывном режиме передается диспетчеру и тот принимает решение о том, чтобы выслать оперативную службу для работы с нарушителем.
Оборудование на мини-разведчике снабжено достаточно совершенными программами, которые могут сравнить снимок с картой и самостоятельно принять решение — продолжать исследовать новый объект или идентифицировать его как ненужный и не обращать на него внимание.
В Украине несколько организаций занимаются такими аппаратами. Требования к ним разные.
«При создании небольшого летательного аппарата, – рассказал заведующий кафедрой приборов и систем управления летательными аппаратами, профессор Александр Збруцкий, – мы ориентировались на так называемые гидро-метеорологические цели. Для выполнения такой задачи они должны мониторить определенную территорию, анализировать ситуацию и принимать решение по отклонению от обычного технологического процесса. У нас в университете есть все условия, чтобы мы могли привлечь студентов и провести необходимые работы от начала до конца. Кстати, будущие инженеры во время учебы сами конструируют планеры, изготавливают бортовое и навигационное оборудование. Комплектацию мы, конечно, покупаем, а сборка, монтаж, летные испытания — все это делается у нас.
Оригинальность нашей разработки и в том, что обычно подобные самолеты для исследовательских целей делаются из пластмассы. Мы же применили обычную обшивку из ткани. Если аппарат упадет или порвет ее, ткань можно починить даже в полевых условиях — для этого достаточно заклеить дыры.
Эту разработку мы делаем по заданию Госпогранслужбы. Для целей, которые будет выполнять наш самолетик, этой службе приходится поднимать АН-12 или вертолет. Когда на помощь придет наше изделие, уверен, что им работать будет гораздо проще. При этом их нынешние затраты не будут идти ни в какое сравнение с теми, которые нужны для обслуживания нашего мини-разведчика».