UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БЕРТОЛЬД БРЕХТ И К°: ЖИТЬ И ВЫЖИТЬ В ХХ СТОЛЕТИИ»

Под таким названием 6 и 7 апреля состоялась научная конференция к 100-летию со дня рождения всемирно известного теоретика и практика мирового театра, организованная Гете-Институтом в Киеве и Союзом писателей Украины...

Автор: Валентина Грицук

Под таким названием 6 и 7 апреля состоялась научная конференция к 100-летию со дня рождения всемирно известного теоретика и практика мирового театра, организованная Гете-Институтом в Киеве и Союзом писателей Украины.

В первый день работы со вступительным словом выступили директор Гете-Института господин Йоханнес Эберт и председатель иностранной комиссии СП господин Александр Буценко. Они отметили, что конференция запланирована не как литературоведческая или театроведческая акция, но как философские размышления на тему «политика - творческая личность».

В докладе профессора Дмитрия Затонского доминантой прошла тема обожествления любых идеологий в ХХ столетии. Профессор Вадим Скуратовский сакцентировал тот момент, что Брехт был художником, разрушающим политические или социальные мифы. Профессор Ян Кнопф из университета в Карлсруе рассказал о Брехте, который сам стал мифом, национальной святыней, что и привело в 70-х годах к распространению в ГДР «усталости от Брехта». Театровед журнала «Кино-Театр» рассказала о взаимодействии психологической системы Станиславского, эпической системы Брехта и традиций «корифеев», Курбаса на украинской сцене. Кандидат философских наук Оксана Забужко в своем докладе назвала «синдромом Галилея» три характеристики, не чуждые и Брехту, автору пьесы об ученом, - рационализм, прагматизм, гедонизм (в значении наслаждения от интеллектуальных игр). В ее понимании Брехт - счастливчик, который умело сыграл роль в «драме великого грехопадения мировой литературы ХХ столетия». Президент Пен-клуба Украины Евгений Сверстюк отметил, что не считает возможным сравнивать известные миру тоталитарные режимы с властью большевиков. Их система - что-то более глобальное по протяженности во времени и пространстве. Писатель Юрий Андрухович рассказал о своем опыте работы в определенном историческом отрезке времени и какой колорит придает время литературному методу. Он поведал, что известная группа «Бу-ба-бу» расшифровывается как «Бурлеск, балаган, буффонада». На что автор этих строк в дискуссиях (которые проводились после каждых двух докладов) заметила, что именно эти, всегда театрализованные формы, выбирает творческая личность, чтобы разрушить отжившие свое, перезрелые политические мифологемы. Писатель Иван Андрусяк, который назвал свой доклад «Покоління розкурочених гвинтиків», пожаловался, что писателю 90-х тяжело в том смысле, что «стены упали, рамок не существует, и они - как горсть рассеянных идиотов» среди рассыпавшейся машины, которым не особо желается «Страдать постмодернизмом», складывая ржавые детали.

В дискуссиях выступили писатель Леонид Череватенко, который напомнил присутствующим об интересной литературоведческой работе Василия Стуса о Бертольде Брехте; профессор, прекрасный знаток немецкой литературы Кира Шахова; заместитель главного редактора нового журнала «Вікно у світ» Евгения Волощук, которая задавала в основном Оксане Забужко каверзные вопросы, на которые та отвечала с присущими ей экспрессией мысли и чувства. Детский писатель Василий Довжик поделился своими первыми ассоциациями на слово «Брехт». «Брехт» - от «брехати» -сказал он, - т.е. Брехт - это человек-шут, «пересмішник». Эта мысль не разошлась с предыдущими рассуждениями Вадима Скуратовского о том, что Брехт своим саркастическим чувством юмора, рациональностью мышления не разрешает нам упасть в иррациональное болото идеологий. Писатель, киносценарист Андрей Курков назвал Брехта исследователем зоологических отделений большого дома человечества.

После дневных трудов директор Гете-Интитута в Киеве господин Йоханнес Эберт «искренне пригласил» участников на «встречу и угощение по поводу конференции», где беседы о Брехте продолжились в непринужденной домашней обстановке.