UA / RU
Поддержать ZN.ua

Академия наук выходит из тени?

В стране прошел Всеукраинский фестиваль науки. О кризисе впору забыть: список мероприятий с трудом уместился во внушительной 72-страничной брошюре.

Автор: Богдан Радченко

О прошедшем фестивале науки мы беседовали с его главным координатором — вице-президентом Национальной академии наук Украины академиком Антоном НАУМОВЦЕМ. Но разговор вышел за рамки фестиваля. В частности, была затронута тема популяризации науки в Украине, что, впрочем, естественно: фестиваль и предпринимался для того, чтобы установить некий диалог между обществом и наукой.

— Антон Григорьевич, насколько мне известно, это уже третий ежегодный фестиваль нау­ки. Расскажите, как все начиналось, как появилась идея проведения такого форума?

—Идея проведения фестиваля науки возникла во время визита представителей Британского совета к Борису Патону. У совета давние связи с Национальной академией наук Украины, и во вре­мя одной из встреч нам рассказали, как в Великобритании пропагандируют науку. Так мы узнали, что еще с первой половины XIX века в разной форме в стране проводят масштабные празднования, посвященные нау­ке.

Борис Патон предложил проводить что-то подобное и у нас, было принято постановление президиума, меня назначили ответственным от академии, и вот уже третий год в Украине проходит фестиваль науки. Мы находили спонсоров, подписывали договоры со СМИ об информационной поддержке, составили программу.

— Какие цели вы ставите перед собой?

— Прежде всего — это пропаганда достижений науки, которые у нас, несомненно, есть — несмотря на все трудности. Сам список участников впечатляет. Главное, интерес нарастает, люди видят, что наука в Украине сохранена (и в Академии наук, и в учебных заведениях), никуда не исчезли научные школы, имеются весомые результаты исследований. В павильоне «Наука» в Национальном выставочном центре мы развернули большую выставку, в которой приняли участие около семидесяти экспонентов — как академических, так и некоторых отраслевых институтов.

Вторая же цель — привлечение молодежи к науке. Откровенно говоря, такая проблема имеется во всем мире, особенно в последнее время, когда упала популярность точных и естественных наук — все бросились в юриспруденцию, экономику, менеджмент. Теперь Запад или, скажем, Япония охотятся за нашими способными молодыми людьми, многие уезжают, хотя, как вы понимаете, нам тоже очень нужны серьезные молодые ученые.

Есть множество проблем, которые ослабляют привлекательность науки. Это отдельная тема. Впрочем, в последние годы выделяются некоторые средства для покупки уникального оборудования. Несколько лет назад начинали с сорока миллионов гривен, позже подошли к цифре 70—80 миллионов… При президиуме НАН Украины работает комиссия, которая рассматривает заявки институтов, тщательно их просеивает, покупает приборы. Создаются коллективные центры использования оборудования, то есть институт, который купил приборы, обязан предоставлять их другим подразделениям Академии наук или неакадемическим научным организациям.

Между тем проблемы омоложения науки никуда не делись — невысокие зарплаты, недостаток оборудования (о полном отсутствии все-таки говорить нельзя), квартирный вопрос. При нынешних зарплатах инженеров или младших научных сотрудников, да и не только младших, нереально накопить нужную сумму для покупки квартиры.

Но как бы то ни было, начинать-то надо с того, чтобы люди заинтересовались наукой. Вот наши фестивали как раз и способствуют тому, чтобы заронить искру в душу.

— Пропаганду науки вообще и привлечение в науку молодежи можно объединить в одну проблему. Но ставите ли вы перед собой задачу привлечь внимание бизнесменов?

— Безусловно. Собственно, и фестиваль был отчасти для этого замыслен, а к бизнесу мы обратились, организовав выставку. Там можно было посмотреть реальные разработки — некоторые экспонаты действующие, другие детально описаны на соответст­вующих стендах.

Но тут одним фестивалем или трехдневной выставкой обойтись невозможно: мы начали бороться с нашим отсутствием в Ин­тернете. Я бы назвал это «Академия наук выходит из тени».

Академик Наумовец тут же провел для нашего корреспондента короткую экскурсию по порталу НАН Украины. Мы обратились к разделу «Исследования и инновации», рубрике «Научно-технические (инновационные) проекты». Все доступно и понятно классифицировано по учреждениям-исполнителям, руководителям проектов, названиям проектов, которые также четко размещены по секциям (в Академии наук их три — физико-технических и математических наук; химических и биологических наук; общественных и гуманитарных наук).

Для примера обратились к Отделению физики и астрономии, в него входит сам академик Наумовец. Рассмотрели проект, который Антон Григорьевич назвал очень благородным: «Разработ­ка технической документации и организации производства аппаратуры для ранней диагностики онкологических заболеваний методом контактной термографии». Государственные клинические испытания завершены, получены выводы о пригодности прибора к использованию.

Как объяснил академик, для диагностики рака можно использовать рентген (но так больные получают излучение) или тепловизор. Последний считается неплохим прибором, вот только стоит он около 20 тыс. долл., поэтому его могут приобрести очень немногие клиники, о районных же поликлиниках и вовсе речь не идет. А вот представленный на академическом портале прибор (разработка донецких ученых), стоит чуть больше 20 тыс. грн. Как выяснилось, он уже работает в клиниках Буденновского района Донецка. Результаты ошеломили: оказывается, впервые к врачу обращаются 50% женщин с запущенной формой рака молочной железы. Внедрение же прибора позволило снизить этот показатель до 5%.

— А интерес к прибору кто-то проявляет?

— Конечно. И не только к этому проекту, но и ко многим другим. Обратите внимание: здесь описано все — вплоть до предложений по практическому внедрению проекта и покупки лицензии на изобретение. Одно из главных требований: описание должно быть составлено доходчиво, чтобы понять могли не только специалисты, но и представители власти, предприниматели, студенты, рядовые налогоплательщики. Это своеобразный отчет академии о расходовании средств, которые она получает от государства.

Мы планируем создать еще один сайт с условным названием «Новости из лабораторий». Это будет сборник оперативных новостей для пользователей, которых больше интересуют новинки фундаментальной науки.

Я всегда возражаю, когда говорят, что мы хотим построить экономику, основанную на знаниях. Это неточная формулировка. Любая экономика построена на знаниях — даже правило рычага, известное в древнем Египте, это тоже знание; процветают же страны, владеющие новыми знаниями. Экономика должна основываться на инновациях.

— Вернемся к фестивалю. Може­те ли вы сейчас подвести итоги?

— Окончательные итоги подвести пока сложно — мы не получили всех отчетов от учреждений-организаторов. Но одно можно сказать точно: несмотря на то что у нас в этом году не было генерального спонсора — у многих банков нынче большие трудности, — фестиваль прошел блестяще. Значительно увеличилось количество мероприятий и участников. Число городов, в которых проходили фестивальные программы, к сожалению, уменьшилось, но посетило нас значительно больше людей, чем в прошлом или позапрошлом году.

Примечательно, что из года в год увеличивается количество иностранных участников. Если в первом фестивале участвовал только Британский совет, в прошлом году присоединился Фран­цуз­ский культурный центр, а в нынешнем — Национальный центр научных исследований Франции, министерство иностранных дел Франции. Французы оказали нам серьезную поддержку — в частности, привезли нобелевского лау­реата, иностранного члена НАН Украины химика Жан-Мари Ле­на. Господин Лен блестяще прочитал замечательную лекцию о зарождении жизни «От вещества к жизни: Химия? Химия!».

В нынешнем году активно подключились и немцы (Немецкая служба академических обменов). Они привезли группу лекторов, которые провели у нас День немецкой науки.

Замечу, что фестиваль прошел при поддержке президента Украины и Кабинета министров. По итогам прошлогоднего фестиваля Виктор Ющенко издал указ, в котором назвал фестиваль ежегодным, так что теперь можно говорить и об обретении определенного солидного статуса.