UA / RU
Поддержать ZN.ua

Академик Ярослав Яцкив: без космоса у нас нет будущего

Достижения украинских астрофизиков стоят отдельного разговора. Небольшим отрядом украинских астрономов руководит (если к ученым можно применить это слово) академик Ярослав Яцкив, который объединил настоящих исследователей, нашел за рубежом финансы, чтобы материально поддержать эти исследования в условиях, когда государство на науку выделяет копейки. А тем временем в области астрофизики сегодня разворачиваются незаурядные события.

Автор: Александр Рожен

Прежде чем в Швеции назовут кандидатов на присуждение Нобелевской премии, американские ученые обычно проводят опрос среди коллег: кто на сегодняшний день самый достойный кандидат? Американские физики в этом году среди фаворитов назвали профессора с украинской фамилией, работающего в Иллинойском университете в США, Ника Голоняка. «Американская знаменитость из Закарпатья» - под таким заголовком в «Зеркале недели» три года назад была помещена публикация об открытии, сделанном выдающимся выходцем из Украины.

Это не единственное направление, на котором ученые с украинскими фамилиями внесли достойный вклад в науку, вплотную приблизившись к нобелевским стандартам. В 70-е годы Платон Костюк и Олег Крышталь были буквально на расстоянии вытянутой руки от Нобеля. Все - безумное количество ссылок, публикации в «Сайенс» и «Нейча» - свидетельствовало о том, что мировое сообщество готово признать достижения украинских ученых. И только случайность позволила их коллегам из Германии за такое же исследование, сделанное на немного более совершенном оборудовании, получить премию. Об этом достижении стоит вспомнить сегодня, когда Платона Костюка уже нет среди живых.

Еще об одной неординарной личности, которая «тянет» на Нобеля, - астрофизике с мировым именем, академике Юрии Изотове «ЗН» также писало («Тайна «темной материи» и «темной энергии», 16 августа 2003 г.). Однако он еще молод. Подождем… Впрочем, достижения украинских астрофизиков стоят отдельного разговора. Небольшим отрядом украинских астрономов руководит (если к ученым можно применить это слово) академик Ярослав Яцкив, который объединил настоящих исследователей, нашел за рубежом финансы, чтобы материально поддержать эти исследования в условиях, когда государство на науку выделяет копейки. А тем временем в области астрофизики сегодня разворачиваются незаурядные события.

- Ярослав Степанович, недавно в журнале «Сайентифик Америкен» были названы 12 драматических событий, которые могут изменить судьбу человечества. Среди них - астероидная опасность (падение большого астероида на Землю). Насколько это реальная угроза для людей - повторить судьбу динозавров?

- В космосе есть астероиды, которые вызывают большое беспокойство. Это астероиды группы Амура, Атона, орбиты которых пересекаются с орбитой Земли. Тщательный анализ свидетельствует, что примерно до 2036 года падения на Землю большого астероида из тех, что мы знаем, не будет. Тем не менее сейчас выполняется очень много международных проектов на тему, как научиться противодействовать астероидной угрозе. Даже в КБ «Южное» есть такой проект. Над этим работают в Институте прикладной математики им. Н.Келдыша в России. Есть аналогичный проект у американцев. Правда, разработчики наталкиваются на запрет ООН использовать в космосе ядерные боеголовки. Поэтому пока в большинстве своем рассматриваются проекты по типу солнечного паруса, которыми предусматривается посадить на опасный астероид реактивный двигатель и переместить его с опасной орбиты. Пусть летит себе дальше мимо Земли...

В следующем году будет отмечаться 50-летие первого полета человека в космос. Это было эпохальное событие в развитии цивилизации. Человек впервые смог посмотреть на Землю с космических высот и понять, что наша планета маленькая, красивая и незащищенная. В тоталитарном государстве все было направлено на развитие военного потенциала, в частности космической отрасли. Но после успешного проекта «Вега» ничего выдающегося в научной космической деятельности СССР вспомнить нельзя, как и в России.

Поскольку же Украина была полностью привязана к российским космическим программам, существенное отставание России от мировой космонавтики потянуло за собой и наше отставание. Теперь Украина - единственное космическое государство, которое не имеет ни одного космического аппарата на орбите. Украина, к сожалению, не имеет даже своей системы широкого использования космической информации для практических потребностей.

- Национальную космическую программу Верховная Рада Украины в свое время приняла, но в бюджете ее финансирование не было предусмотрено.

- Сейчас в науке о космосе нас опережает даже Польша. Она устанавливает свои приборы на космические аппараты в других странах. А мы превратились в «космического перевозчика». И то благодаря старым советским разработкам. «Зениты», «Циклоны», которыми мы запускаем спутники других государств, сегодня не относятся к перспективным носителям. Нужны новые разработки. Правда, есть надежда, что в нынешнем году, возможно, запустим «Січ-2». Это будет наш второй космический аппарат.

- Но он же так долго ждал своего часа, что давно устарел. Зачем его запускать?

- Действительно, его разрешающая способность на порядок ниже современных систем, которые выполняют дистанционное зондирование Земли. Их информацию можно легко купить у других государств. И все же спутник нужно запускать, чтобы иметь опыт. Украина не имеет права перестать быть космическим государством. Понимаю, что, с точки зрения министра финансов любого государства, космическая наука затратная. Но с точки зрения ученого, космос - локомотив высокотехнологичной индустрии. У нас нет будущего без него.

Поэтому отрадно, что В.Янукович поехал в Китай и понял: эта страна нас опережает. Так вот сейчас мы налаживаем отношения с Китаем в авиакосмической отрасли. У нас еще есть кое-что, чего нет в Китае. Но если мы будем вести государственную политику так, как до сих пор, то уйдет поколение, которому сейчас 60-70 лет, а молодое пополнение в эту отрасль не придет. Кто захочет тяжело работать за тысячу гривен? За последние годы 800 молодых специалистов уволилось с «Южмаша» и КБ «Южное».

- …?

- К сожалению, это действительно так. Так что не будем кривить душой. У нас в академии выступал нобелевский лауреат Жорес Алферов. Он говорил: развращенная дорогой нефтью Россия никогда не поймет, что ей следует делать в сегодняшнем высокотехнологичном мире.

Мне представилась возможность побывать в Объединенных Арабских Эмиратах. Меня удивило, что у арабов есть технопарки, что они думают об инновациях. Я спросил: а зачем это вам? Его высочество шейх ответил: «Рано или поздно нефть закончится, а мы должны думать о будущем последующих поколений».

В 1985 году я как вице-президент Международного астрономического союза встречался с Радживом Ганди в Индии. С одной стороны, видел Бангалор, где размещена космическая инфраструктура Индии, а с другой - нищих детей на улицах. Я спросил: «Глубокоуважаемый господин премьер-министр, как можно сочетать высокое стремление Индии к развитию космической отрасли и такой уровень жизни?» Раджив Ганди ответил: «Космос - наше будущее».

- Какие российские программы, связанные с космосом, могли бы быть интересными для Украины?

- После существенного отставания от мирового уровня по спутниковой навигации россияне из года в год наращивают темпы и скоро выведут полное созвездие глонассовских спутников. Международное сообщество, в том числе и Украину, приглашают к наблюдению за этими спутниками. Россия заинтересована, чтобы и Украина вошла в зону использования ГЛОНАСС.

- Мы очутились в интересной ситуации: подписали соглашение с Европейским Союзом, что будем использовать их навигационную систему «Галилео», и совсем недавно подписали новое соглашение, что будем использовать… российскую ГЛОНАСС. К чему это приведет?

- Украина имеет уникальную возможность на своей территории между Востоком и Западом продемонстрировать взаимную согласованность двух систем. Главная астрономическая обсерватория НАН Украины вместе с учреждениями Испании, Польши и Румынии на деньги Европейской комиссии выполняет проект относительно использования системы «Галилео» в Украине. Вместе с тем она приглашает россиян к участию в этой работе. Зачем?

Мы покажем, что дает «Галилео» и что - ГЛОНАСС, сравним две системы и сделаем так, что навигационные приемники будут использовать обе системы, поскольку каждая имеет не только преимущества, но и определенные недостатки. Мы можем воспользоваться тем, что у нас есть предприятие «Орион-навигация» (г. Смела Черкасской области), которое сохранило технологии и производит для разных потребителей неплохие навигационные приемники.

Попытки изменений, которые происходят сейчас, я приветствую. Но денег в государстве, чтобы создать лучшие условия, внедрить инновации, развивать образование и науку, нет. «Мировая линия» Украины была и есть - интеграция в европейский мир, в НАТО, в другие мировые структуры - те, которые могут помочь, поддержать. Мы кое-чего достигли на этом пути в научной сфере.

- Назовите, пожалуйста, конкретные достижения.

- В Главной астрономической обсерватории есть сотрудник, академик НАН Украины Юрий Изотов, у которого самый высокий рейтинг в мире по цитированию в своей области науки. Больше чем по полгода он находится в США и Европе. Работает на самых лучших телескопах мира. Другие наши известные сотрудники - членкор НАНУ Роман Костик и доктор физико-математических наук Наталия Щукина. Они имеют доступ к лучшим европейским солнечным телескопам, изучают строение и эволюцию Солнца, солнечно-земные связи. У них также довольно высокий рейтинг в мире.

Михаил Мищенко, бывший сотрудник обсерватории, сейчас занимает высокую научную должность в Годардском центре космических исследований. Он главенствует в разработке американского спутника исследований изменений климата, обусловленного аэрозольной составляющей атмосферы Земли. Наука до сих пор не может дать окончательный ответ на вопрос, что является причиной изменения климата - антропогенная деятельность, влияние Солнца или влияние аэрозолей в земной атмосфере.

- Украина имела огромный научный потенциал. Но, к сожалению, наделала очень много ерунды в организации науки с самого начала. Не спрашиваю, кто виноват…

- Внесли свой «вклад» все, в том числе и я. Раньше, при В.Ющенко, я возглавлял комиссию по реформированию научной отрасли. Мы подготовили соответствующую концепцию, в которой, в частности, был вопрос: а зачем нам столько государственных (теперь - национальных) академий наук? Я член Польской академии наук. И знаю, что в этой стране нет столько академий, а есть стремление к междисциплинарной интеграции.

Много непонятного и в самой академии. Возьмите хотя бы распределение финансирования между отделениями и институтами в НАНУ. Для меня здесь много странного. Распределяют по традиции, не учитывая, что есть определенные отрасли, которые уже не нужны Украине. Возможно, они нужны кому-то, так пусть он их финансирует…

- Понимаю, вы не можете назвать эти отрасли. Помогу вам - взять хотя бы Институт черной металлургии. Металлургическая отрасль полностью принадлежит олигархам? Пусть они и финансируют... Или не финансируют - это их дело. Причем здесь государство, при чем здесь мои налоги? И еще есть много таких институтов в НАНУ и других академиях. Там такой уровень исследований, такой уровень цитирования работ, что если бы их закрыли, это никто бы (кроме бюджета) и не заметил…

- К сожалению, научное сообщество Украины не отличается требовательностью к себе. На Западе никто тебе не напишет формальный отзыв. Если ученый поставит свою подпись под сомнительным трудом, он знает, что его ожидает, как на него будут смотреть коллеги. А у нас! Я принимаю участие в работе различных комитетов и комиссий и вижу, как там голосуют...

Это нонсенс, когда в государстве продуцируется такое количество кандидатов и докторов наук по экономике, праву, государственному управлению и тому подобному. Кому это нужно? Беда в государстве - деградация научного звания. Это признак деградации всего общества.

- Научная Европа общается и публикуется исключительно на английском языке, поскольку иначе ее не прочитают и не поймут. На каком языке печатают свои труды украинские ученые?

- Научно-издательский совет НАНУ положил начало изданию украинской научной книги на английском языке. Первая книга получила премию Международной академии астронавтики как лучшая в этой отрасли науки среди англоязычных книг. Сегодня нет смысла издавать все книги естественно-научной тематики на украинском языке. Достаточно издавать определенное количество для развития образования и становления терминологии. Если хочешь быть известным в мире, издавай книгу на английском...