Недавно НАНУ пригласила научных журналистов на «круглый стол». В нем приняли участие ведущие ученые нашей страны, озабоченные тем обстоятельством, что освещение науки в СМИ оставляет желать много лучшего. Встретившись лицом к лицу за длинным столом, шеренга ученых поведала шеренге журналистов о том, что давно не является ни для кого из пишущей братии секретом — ученых «достало» буйство лженауки, расцвет оккультизма и вытеснение академической науки на периферию интересов украинского общества...
У ученых, видимо, наболело. Они так желали раскрыть свое видение очевидной проблемы, что только к концу беседы, когда, наконец, журналисты смогли вставить в коллективный монолог академиков «свои пять копеек», выяснилось, что вообще-то для общей пользы следовало бы поговорить о другом. Вдруг стало понятно: проза жизни диктует ученым и журналистам свои суровые законы, пренебрегать которыми не может ни та, ни другая сторона. Под занавес было предложено отмечать лучшую и наихудшую публикации на тему науки в украинской прессе за год. После столь небогатого итога все уже были готовы разойтись, но в этот момент в мирное течение встречи вмешались непрошеные гости — представители той самой лженауки, о которой и шла речь на «круглом столе».
Напор экстрасенсов (работающих под эгидой Национального технического университета) поначалу смял стройные ряды академиков, по-видимому, не привыкших работать в режиме интеллектуального «боя без правил». Ведущий, по традиции нашей «демократии», попытался отключить гостей от микрофона. Но закаленные в битвах за место под солнцем горластые парапсихологические бойцы заставили замершую аудиторию выслушать все, что они имели сказать. А сообщения у них были не для слабонервных: тут и предложение превратить металлы в золото, и защитить неказистой (но запатентованной) шайбой от опасного излучения мониторов, телевизоров и враз той же шайбой излечить от импотенции и всех других напастей, и даже построить вечный двигатель.
Парапсихологи из «КПИ» уже были готовы приступить к изложению того, как зацветет и запахнет Украина, когда на автомобили (по-видимому «Запорожцы»), сделанные из чистого золота, поставим вечные двигатели (благо украинский патентный комитет выдал первый в мире патент на это чудо техники) и начнем лечиться «от всего» с помощью пластмассовых таблеток. Кстати, автор этого великого изобретения мне конфиденциально сообщил, что носит в каждом кармане по таблетке и чувствует себя так, будто помолодел на двадцать лет. А еще группа новаторов собиралась пожаловаться на моральные и материальные притеснения и попросить денег на свои захватывающие исследования...
Но все это парапсихологам уже не удалось сообщить аудитории. Легкая передышка дала возможность академикам перестроить ряды и перейти в контратаку. Наиболее находчивые из представителей НАНУ не без подковыки предложили выскочкам: «Зачем вам деньги, если вы, как сами утверждаете, способны превратить любой металл в золото?» Теперь уже в стане волшебников наступило заметно легкое смятение.
Высокое заседание начало напоминать клуб веселых и находчивых на пенсии. Простые вопросы оппонентов позволили ученым быстро отыграть у парапсихологов все их «фишки». Параученые, видимо, тоже не поднаторели в ведении парламентских дискуссий. Они так напряженно думали, как же продемонстрировать академикам плитку золота, что журналисты уже начали было беспокоиться: не случилось бы у волшебников что-нибудь с головой...
Как выяснилось, настоящую зубодробительную изюминку ученые приберегли напоследок. С любезной улыбкой профессор-хирург Валентин Шумаков вытащил из портфеля сообщение об инициативе известного американского бойца с антинаукой Джеймса Рэнди (www.randi.org) и предложил в качестве утешительного приза бойцам парапсихологического фронта.
Основанный им фонд учредил специальную премию в один миллион долларов тому, кто привселюдно докажет какое-нибудь парапсихологическое явление.
Итак, вызов брошен. Предложение заманчиво простое — продемонстрируй независимой комиссии хоть что-нибудь из джентльменского парапсихологического набора — отправь в полет взглядом ложку или хотя бы футляр от сигары, прочитай текст в запечатанном конверте, ускорь рост растения волнами из своей ладони и, пожалуйста, иди в кассу — миллион долларов твой.
Если у вас есть способ построить вечный двигатель, обнаружить митогенетические лучи, передать мысль на расстояние, тоже годится! Можете наказать американского Фому неверующего и за счет его неверия в экстрасенсорику обогатиться! Как сообщил обозревателю редакции «ЗН» заслуживающий доверия источник, премией Джеймса Рэнди дело не ограничится — за этим последует и Нобелевская премия. Кстати, не раз слышал от адептов резонансной медицины (опять же чисто наше украинское изобретение!) и других ученых подобного типа, что они на грани получения премии.
Довожу к сведению претендентов на Нобелевскую премию, что вообще-то все серьезные движения Нобелевского комитета достаточно сильно законспирированы. О степени приближения к Нобелевской премии может говорить разве что количество публикаций на какую-то тему в двух самых солидных в мире научных журналах «The Nature» и «The Science». Причем, впервые о работе будущих нобелевских лауреатов в 85 процентах случаев сообщает журнал «The Nature» и около 15 процентов будущих лауреатов впервые публикуются в «The Science». Обычно шесть и более публикаций в этих журналах говорят о том, что ученый вплотную подходит к нобелевской номинации.
Кстати, кто-нибудь из украинских ученых приблизился к этому барьеру? Да, ближе всего к нему были нейрофизиологи Платон Костюк и Олег Крышталь. У них, насколько я знаю, около пяти публикаций в этих журналах на тему, которая вполне могла стать Нобелевской, но, как видите, не стала... Несколькими публикациями в солидных изданиях могут похвастать наши генетики. Среди блистательных счастливцев есть физики, астроном, химики... Хотя все это еще далеко до эффекта всеобщего мирового признания. О том, что несколько наших ученых стояли у подножия вершины, имя которой — Нобелевская премия, можно судить и по индексу цитирования. У упомянутых украинских ученых он также близок к нобелевскому.
Здесь следует отметить: ни один кандидат из тех, кто сегодня у нас претендует на парапсихологические открытия, никогда не печатался в сколь-нибудь солидном журнале. Исключение составляют разве что первые довоенные работы Александра Гурвича. Многочисленные публикации современных «профессоров от экстрасенсорики» в таблоидах, понятное дело, не в счет!
И все же весь мир признает невероятную активность российских и украинских пионеров в области парапсихологии. Все учебники на эту тему, напечатанные в США, которые мне приходилось видеть, в основном построены на сведениях, почерпнутых из нашего православного региона. Здесь чаще всего встречаются все те же имена: Гурвич, Казначеев, супруги Кирлиан, Адаменко, Наумов, Джуна... И редколлегия международного журнала на английском языке «Парапсихология» в значительной степени состоит из наших «корифеев». Здесь все те же хорошо знакомые фамилии: Адаменко, Наумов...
В общем, не без основания можно считать, что у нас — цитадель и оплот мирового парапсихологизма. И уж если кому-нибудь суждено получить премию Джеймса Рэнди за открытие чего-то паранормального или экстрасенсорного, или уж совсем по-современному — торсионно-полевого, то это произойдет на 90 процентов где-то у нас. Так что, дорогие сограждане, если у кого-то есть что-то серьезное за душой, дерзайте. Начинайте сразу с премии Джеймса Рэнди. После этого и Нобелевская не заставит себя долго ждать. Все остальное: газеты, ТВ, кино сами примчатся. И не придется что-то униженно доказывать закоснелым в научных традициях академикам — после этого они рады будут смахнуть пыль с вашего пиджака.
И все же что-то не верится в то, что Джеймс Рэнди так уж серьезно рискует своим миллионом. Тридцать лет наблюдаю за карнавалом, имя которому — парапсихология. Езжу почти на все соответствующие конференции и съезды. По моим сценариям снято даже несколько фильмов на эту тему еще в те 70-е годы, когда об этом и заикнуться вроде бы было нельзя. За фильм «Шестое чувство» Международная ассоциация научного кино (МАНК) в голландском городе Эйндховене присудила первую премию, затем был Гран-при в Лейпциге и Праге. То есть, пока все это активно запрещали, я вроде бы стоял (хотя и сохранял ироническую дистанцию) на стороне тех, кто был в этой борьбе слабой стороной. Но теперь, когда все дозволено и экстрасенсам можно без оглядки рассовывать мятые пятерки с десятками (общий доход экстрасенсов Украины значительно превосходит бюджет НАНУ, а в России их доходы достигают миллиарда долларов) по карманам брюк, юбок и пиджаков «за снятие сглаза», резонансную терапию и прочие прелести, все-таки хотелось бы, чтобы кто-то умный и честный сделал достойный доверия опыт и объяснил хотя бы самому себе: так есть эти поля или нет? Как-то скучно слышать от этой публики все те же затертые слова, которые мусолятся вот уже добрую сотню лет.