Результаты отбора комиссией кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей являются следствием ситуации в судебной системе Украины. Именно поэтому комиссия смогла отобрать только десять кандидатов в члены ВККС среди судей, а не 16, как ожидали в Высшем совете правосудия, заявил в материале «Эффект плацебо. Что не так с судебной реформой» председатель комиссии, судья Верховного суда Иван Мищенко.
«Комиссия проработала полтора года. И можно сказать, что наш результат — 10, а не 16 судей — это объективная оценка того, что происходит в судебной системе. И в том числе индикатор проблем, которые есть в судебной системе. И они есть. К сожалению, пока я лично от ВСП не слышал системного и публичного взгляда на них», - прокомментировал он высказанное членами Высшего совета правосудия недоверие к результатам конкурса.
Мищенко добавил, что комиссия заранее сообщила ВСП о соотношении кандидатов и несоблюдении квотного принципа.
«То есть у них было время это проанализировать. И мы сразу же предложили ВСП продолжить диалог с комиссией, чтобы ответить на все их вопросы. В какой-то форме этот диалог продолжается до сих пор. Однако реакция ВСП лично меня разочаровала. Высший совет правосудия отреагировал крайне эмоционально и даже не поблагодарил комиссию за полтора года работы», - рассказал глава комиссии.
Он добавил, что члены комиссии открыты для диалога, однако ВСП уже начала внутренний процесс оценивания кандидатов, и, вероятно, будут двигаться дальше они самостоятельно.
В то же время, член комиссии, международный эксперт и бывший прокурор из Нидерландов Роберт Брукхейсен отметил, что возможности принять другое решение фактически у комиссии и не было.
«То, что мы отобрали десять судей, говорит лишь о том, что мы не могли отобрать больше. Решение комиссии было принято на основе наших регламентов, процедур и методологии. Все. Точка. У нас есть обоснование, почему мы поступали именно так, а не иначе. Любой, кому это не нравится, может жаловаться на это. Мы просмотрели тысячи документов, и такой результат, какой у нас есть, таков он и есть. Каждый может меня раскритиковать, каждый кандидат может раскритиковать, сказать, что я суперспециалист, суперчеловек, я очень честный, но меня не отобрали, а должны это сделать. Но, значит, у нас были на это причины. Для этого и работала комиссия, в которой были очень высококвалифицированные люди. И именно поэтому мы могли принимать решения без внешнего вмешательства. Мы это и сделали», – заявил он.
Напомним, что Высший совет правосудия уже принял все материалы от конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должности членов ВККС. В частности начались собеседования с 32 кандидатами, из которых согласно законодательству именно ВСП должна назначить 16 членов ВККС. Однако после окончания конкурса выяснилась проблема в трактовке закона конкурсной комиссией и ВСП.
Из 32 отобранных кандидатов только 10 судей, а 22 – представители смежных профессий: ученые, адвокаты и другие. В то время как будто должно быть пропорционально — 16 на 16. Это расхождение подняло волну возмущения у части судейского сообщества с ключевым выводом: конкурсная комиссия унизила судей, не найдя во всей системе 16 достойных. А еще якобы лишила вновь созданную и реформированную ВСП возможность выбора, о чем осторожно, но заявил на брифинге председатель ВСП Григорий Усик.