UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цифровизация правосудия: больше ни одного шага назад

Государство с помощью Минцифры выполняет стратегию, утвержденную президентом еще в 2021 году

Авторы: Денис Маслов, Роман Маселко

Есть некий парадокс в том, что в то время, как мир высоко оценивает достижения Украины в цифровизации государственных и банковских услуг, нашей системе правосудия до сих пор не удалось полноценно цифровизироваться. То нехватка средств, то недостаток ответственности много лет тормозили этот процесс.

Но российская военная агрессия привлекла особое внимание к необходимости внедрения электронного судопроизводства. Ведь когда половина бюджетных средств идет на обеспечение обороноспособности, государство должно думать рационально и экономить. Мы не можем себе позволить тратить сотни миллионов гривен на бесчисленное количество марок, конвертов и бумаги, используемых судами в процессе своей деятельности. Эти средства следовало бы направить на улучшение обеспечения аппарата судов или другие направления развития правосудия. И в итоге сделать правосудие технологичным, удобным и доступным.

Читайте также: Не «Дією» единой

Что такое удобное и доступное правосудие

Еще пандемия усилила общемировой тренд на электронное судопроизводство. Уже никого не удивляют дистанционное рассмотрение дел или судебные слушания в мобильном приложении. Мир идет намного дальше. Так, на днях колумбийский суд даже провел заседание в виртуальной реальности, где участники появились в виде аватаров в виртуальном зале суда. А до того искусственный интеллект ChatGPT впервые помог суду принять решение, хотя сам он отметил, что «не заменит знания, опыт и суждения человека-судьи». Но что же такое удобное правосудие для Украины?

Это когда для ознакомления с делом достаточно зайти с компьютера или телефона в свой электронный кабинет и листать страницы дела, как вы делаете это в электронной книге.

Когда не надо неделями ждать повестки в суд и процессуальные документы, отправленные по почте, ведь они быстро поступают в тот же электронный кабинет.

Когда судам не нужно направлять массу запросов и долго ожидать ответов, потому что у них есть мгновенный доступ ко всем необходимым электронным реестрам.

Когда материалы дел хранятся в защищенных облачных хранилищах, а не пылятся в массивных бумажных архивах, которые годами накапливаются в помещениях судов. И для сбора статистических данных достаточно нескольких кликов мышки, а не останавливать фактически работу судов в конце каждого года.

Когда само участие в судебном заседании — не бремя, а удобная дистанционная процедура.

Когда вы не идете в суд забирать исполнительные документы, а их по вашему указанию перенаправляют выбранному вами исполнителю.

Наконец, когда война или какие-либо чрезвычайные ситуации не являются препятствием для доступа к правосудию, потому что такой доступ есть всюду, где есть Интернет.

Читайте также: Украинская власть работает над упрощением и ускорением прохождения ВВК

Какова стратегия государства

Внедрение электронного судопроизводства заложено в Стратегии развития системы правосудия на 2021–2023 годы, утвержденной президентом, и этот вопрос является одним из приоритетных в работе комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики.

Новый состав Высшего совета правосудия (ВСП) также понимает чрезвычайную важность полного запуска электронного судопроизводства и предпринимает необходимые для этого шаги. Недавно в ВСП обновили специальный координационный комитет по вопросам реализации и внедрения цифровизации в сфере правосудия, сопредседателями которого стали авторы этой статьи и заместитель министра цифровой трансформации.

На этот момент мы уже подробно проработали вопросы электронного судопроизводства с нашими международными партнерами — USAID и Pravo Justice, а также с Высшим советом правосудия, Государственной судебной администрацией. Важным и принципиальным для нас является приобщение к этому процессу Министерства цифровой трансформации, которому доверяют украинцы и опыт которого высоко оценивают наши международные партнеры.

Мы прекрасно понимаем, что невозможно полноценно внедрять процессы цифровизации судопроизводства, не оценив реальное текущее состояние разработки и функционирования модулей и подсистем, связанных с существующей Единой судебной информационно-телекоммуникационной системой (ЕСИТС). А поскольку в ВСП функционирует постоянная комиссия по вопросам ЕСИТС, в рамках этой комиссии мы создали рабочую группу для проведения технического аудита. Уже утвержден проект технического задания на такой аудит.

Читайте также: В Украине изменят условия взыскания долгов по судебным решениям во время войны

Зачем нужен аудит

Полноценный аудит системы четко покажет проблемы, пробелы и поможет понять возможности и перспективы разработки и внедрения новой системы, построенной на лучшем мировом опыте.

Этот важный шаг является предпосылкой для дальнейшего развития в Украине полноценного и удобного электронного судопроизводства. Мы очень признательны нашим партнерам, согласившимся взять на себя финансовое обеспечение этого процесса. Правовой комитет выступил одним из его основных драйверов, а после формирования полномочного состава ВСП к этому процессу присоединился и главный орган судейского управления.

Напомним, еще с 2018 года началась разработка части подсистем и модулей: Электронного кабинета, Электронного суда, веб-портала «Судебная власть Украины», Контакт-центра судебной власти, видеоконференцсвязи и т.п.

Государственной судебной администрации за это время удалось запустить некоторые модули, но на сегодняшний день это лишь три из восемнадцати запланированных. Более того, существующая система очень устарела и содержит ряд неудобств, что является причиной справедливой критики пользователей. Члены комитета имели возможность убедиться в этом, обрабатывая один из законопроектов, связанных с функционированием электронного кабинета. Есть проблема в том, что одни модули конфликтуют с другими, а некоторые модули вообще невозможно обновить. Почему так случилось, тема отдельного разговора.

Однако, принимая во внимание все это, мы столкнулись с рядом вопросов, среди которых основным является следующий: спасать старую электронную систему или разрабатывать и внедрять новую?

В первом варианте речь идет о дополнении существующей системы, внедрении других подсистем, замене некоторых модулей и расширении ее функциональных возможностей. Во втором — о современном управлении е-делами, е-архиве, оцифровывании материалов дел, дополнительных е-инструментах и платформах для общения и обмена документами между сторонами судебного процесса.

Насколько каждый вариант будет финансово оправданным и целесообразным, как раз и должен определить аудит.

Читайте также: Совет Европы опубликовал аудит систем правосудия европейских стран

Как должен проходить аудит

Речь о двух этапах аудита техническом и функциональном. Уже на первом этапе нам важно иметь полную картину о существующих услугах; их качестве и эффективности для пользователей; возможных недостатках и рисках; удобстве пользования, хранения и перенесения данных и т.п. Очень важны также моменты, связанные с кибербезопасностью, безопасностью и конфиденциальностью данных.

Нам надо получить выводы и рекомендации по каждому из уже существующих модулей ЕСИТС, чтобы понимать, что целесообразнее — дальнейшая доработка или замена соответствующего модуля.

А уже на втором этапе функционального аудита, с пониманием проблем и технических требований, будут проведены специальные фокус-группы с представителями целевой аудитории, по 8–15 участников. Это будут судьи разных инстанций, секретари судебных заседаний, практикующие юристы. Так сказать, получим оценку из первых уст.

Для нас крайне важны удобство в использовании, производительность, экономическая целесообразность. Имея анализ всех пробелов, мы сможем найти максимально эффективное решение и планировать следующие шаги.

На самом деле мы уже их планируем, ведь проведение аудита займет не так много времени. Ориентировочно месяц-два понадобятся нашим партнерам для выполнения формальных процедур. Сам аудит должен занять до четырех месяцев. Принимая во внимание то, сколько лет вопрос цифровизации украинского правосудия висит в воздухе, это вполне адекватные сроки.

Проведение такого аудита станет реальной отправной точкой для внедрения в Украине полноценного электронного судопроизводства. Это обеспечит нам дальнейшее видение реальных потребностей всех пользователей судебных услуг, в том числе и в плоскости оптимизации ресурсов судебной системы — модернизации материально-технической базы судов, без которой электронный суд не заработает. Поэтому сейчас мы уверенно движемся по этому пути, но впереди еще много шагов. Часть из них делаются уже сегодня.

Что уже сделано

Благодаря совместным усилиям Минцифры и Государственной судебной администрации сейчас в приложении «Дія» всего в несколько кликов можно получить электронное судебное решение, весь перечень судебных дел, в которых вы принимаете или принимали участие, и информацию о будущих судебных заседаниях. Все это быстро и удобно, без лишних поездок в суд и долгого ожидания в очередях.

Со своей стороны парламент на пороге принятия законопроекта, который будет стимулировать многих участников судебных процессов пользоваться электронным кабинетом.

Не один год у нас ушел на то, чтобы суды имели доступ к Демографическому реестру. Наконец, уже в марте они получат такую возможность, что обеспечит в среднем две-три недели экономии времени на решение вопроса об открытии производства в деле.

Есть и хорошие новости из Минюста о внедрении электронных исполнительных листов, а это также ускорит процесс исполнения судебных решений.

Мы понимаем, что цифровизация правосудия означает удобство и ускорение рассмотрения дел для граждан, экономию средств для государства. Наконец, речь идет о современном подходе к работе системы правосудия, отвечающем мировому опыту. Поэтому мы твердо намерены воплотить это в жизнь.