UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ценное сырье с фронта: что изменилось с начала войны

Автор: Александр Шейко

С начала войны государственная промышленная политика по переработке уничтоженной военной техники отсутствовала. Вопросы обращения с такой техникой решались несистемно и не были законодательно урегулированы. Довоенные механизмы обращения с металлоломом, образовавшимся в воинских формированиях, которые применялись к уничтоженной трофейной технике, стали недейственными. Конъюнктура украинского рынка не позволяла даже рассчитывать на коммерческий успех при переработке уничтоженных танков и транспортеров.

На протяжении 2023 года ситуация начала меняться. Перезагрузка ответственных за реализацию «военного» металлолома подразделений Минобороны Украины после серии коррупционных скандалов, понимание коммерческих возможностей в случае правильного обращения с ценным сырьем, а также значительный интерес к процессу переработки со стороны иностранных компаний существенно изменили подходы к проблеме такого металлолома.

Читайте также: Для развития зеленой металлургии в Украине нужна доступная зеленая э/энергия и наличие в стране металлолома — эксперты

Рабочая группа по вопросам обращения с «военным» металлоломом, созданная при ТПП Украины, объединила ведущих специалистов, ученых и представителей бизнеса с соответствующими компетенциями. Была разработана технологическая карта, четко регламентирующая порядок обращения с уничтоженной техникой — от первичной обработки и ее порезки до изготовления технологической продукции военного назначения. При этом технологическая карта включает важные социальную и научную составляющие. Первая составляющая — это рабочие места для ветеранов, вторая — проведение научных исследований с использованием образцов вражеской техники и снаряжения.

Следует отметить активность по участию в процессе создания системы переработки «военного» металлолома специалистов Минобороны Украины. В первую очередь были разработаны и поданы на утверждение предложения по изменению действующего законодательства. Эти инициативы направлены на упрощение и прозрачность операций с таким металлоломом. Главное в этих предложениях — реализация такого металлолома через систему Prozorro, возможность доступа к потенциальному сырью частных компаний, изменения в законодательство в вопросах снятия экспортных ограничений и т.д.

Так какова ситуация на украинском рынке лома черных и цветных металлов, что может образоваться от утилизации уничтоженной военной техники по состоянию на август 2023 года?

Бронированная военная техника на 75–80% состоит из высоколегированных марок стали, имеющих свою специфику производства и переработки. До начала войны лом таких сталей в Украине перерабатывался ограниченно — на одном металлургическом заводе и в нескольких литейных цехах предприятий ВПК. На сегодняшний день украинские предприятия не имеют возможности перерабатывать такой лом — всего 5% от общего количества. Вместе с тем иностранные компании готовы предоставить технологии и организовать переработку, инвестировав в создание таких производств около 3,5–4,0 млрд евро.

Читайте также: При получении сертификатов Euro.1 для вывоза металлолома в ЕС компании-экспортеры используют недостоверные данные – СМИ

Подтвержденные общие объемы военной техники, которые могут быть переведены в категорию металлолома, оцениваются в 1,0–1,2 млн тонн. При этом значительные объемы такой техники находятся в разных регионах Украины — в основном в Херсонской, Донецкой, Луганской, Сумской, Черниговской, Николаевской и других областях (расчеты по состоянию на 20.08.2023). Такие объемы уже достаточны для организации отдельного перерабатывающего предприятия или серьезного технического переоснащения существующих литейных предприятий.

Приблизительная структура образования металлолома от возможной утилизации уничтоженной военной техники по физическому весу: танки (до 30%), бронированная техника для перевозки пехоты (до 40%), автомобильный транспорт разного назначения (до 15%) и другая специальная техника (до 15%). Авиационная техника, остатки боеприпасов и стрелкового оружия или снаряжения не учитывались.

Для получения товарного металлолома из уничтоженной военной техники необходимо выполнить ряд технологических операций. При этом оказывает существенное влияние на ситуацию именно логистика — много уничтоженной техники находится в местах, удаленных от населенных пунктов, в полях, лесах и т.д. Таким образом, общая стоимость таких подготовительных операций довольно высокая и в некоторых случаях может превышать себестоимость металлолома, образовавшегося в процессе утилизации.

Читайте также: Экспорт металлолома из Украины в ЕС обновил исторический пик – СМИ

По подсчетам, основанным на данных ремонтных подразделений, средняя стоимость разделки уничтоженного танка Т-72 составляет около 7500–7600 грн/тонна металлолома (185–190 евро/тонна), БМД 1 — 7200–7300 грн/тонна (180–185 евро/тонна), БТР 80 — 6500–6700 грн/тонна лома (160–170 евро/тонна). При этом приведенные показатели рассчитаны при условии простой логистики и достаточного технического обеспечения перерабатывающих подразделений.

Средние рыночные цены на лом черных металлов в Украине по состоянию на конец августа 2023 года составляли 6200–6500 грн/тонна, или 155–160 евро/тонна, тогда как при экспорте — 280–300 евро/тонна. «Военный» лом легированных сталей практически не пользуется спросом в Украине, хотя его аналоги по химическому составу на внешних рынках предлагают по 2500–3000 евро/тонна.

В целом для организации эффективной системы переработки и реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате утилизации военной техники, необходимо продлить целый ряд инициатив.

Во-первых, возобновление и активное применение государственной системы баланса образования и потребления лома черных и цветных металлов с дальнейшим распределением направлений поставок, включая экспорт и давальческие формы переработки.

Во-вторых, создание условий для строительства новых металлургических минипредприятий и/или модернизация существующих литейных предприятий, чтобы наладить переработку лома легированных сталей с дальнейшим изготовлением продукции военного или двойного назначения.

В-третьих, корректировка и пересмотр действующего законодательства, регулирующего операции с металлоломом. Действующие законодательные ограничения не содействуют развитию рынка и не отображают зеркальное упрощение торговых отношений со странами, отменившими импортные пошлины на время действия военного положения в Украине.

И, наконец, упрощение выдачи сертификатов происхождения товаров EUR.1 и расширение возможностей для экспорта лома легированных сталей, в том числе образованного в результате утилизации военной техники. Именно экспортные возможности украинских компаний станут гарантией возобновления деловой активности на рынке и налаживания эффективного процесса переработки «военного» лома.