UA / RU
Поддержать ZN.ua

Снова налоговые реформы. Каких ожидать изменений

Автор: Юлия Самаева

Чего бы хотел бизнес? Прозрачных конкурентных условий. Удобного администрирования налогов. Снижения уровня коррупции в контролирующих органах и посадок коррумпированных налоговиков и таможенников. Ну, а если это не по силам, то в наших реалиях и обычный мораторий на изменения в налоговом законодательстве вполне можно считать позитивом. 

Читайте также: В Украине аграриев освободили от налогов на заминированные, загрязненные и оккупированные земли

Да где там, не дождетесь…

Желающих повесить себе на бушлат медаль «За налоговую реформу», как всегда, больше, чем нужно. И бизнес, зависимый от этих, как правило, непродуктивных амбиций в который раз взволнован: как работать дальше, к чему готовиться, что планировать? Как уловить в этой реформаторской какофонии хоть какой-то мотив грядущих изменений? Скажете, что так всегда было, все привыкли, ничего нового. Есть кое-что новое — украинская власть, и в этом как раз ничего плохого, при любой возможности говорит о будущем восстановлении страны, призывает инвесторов не оставаться в стороне, готовить кошельки, разрабатывать совместные проекты, вкладываться в восстановление. Но вместе с тем будущее налоговое регулирование в стране возможных инвестиций — одно сплошное неизвестное, которое лишь отпугивает потенциальных восстановителей.

 С одной стороны, есть Ростислав Шурма, заместитель А. Ермака и один из трех кандидатов на премьерство, который предлагает «все по 10». На самом деле не все, но ключевые налоги — на прибыль предприятий, добавленную стоимость и доходы физлиц — будут иметь ставку 10%. Это существенное снижение: ставка НДС сейчас составляет 20%, а НДФЛ и налога на прибыль — 18%. Вроде бы неплохо, как будто бы есть шанс посоревноваться с соседними странами за частный капитал. Но «10-10-10» — это лишь обертка, внутри — и повышение топливных акцизов «до уровня ЕС», и рост экологического налога, и распространение «военного сбора» на все транзакции (да, именно транзакции), и драконовское ограничение для ФЛП снимать как прибыль более 2% выручки. Да и в целом неясно, что будет с упрощенной системой как таковой.

 Вместе с тем за более чем полгода смакования реформы ее главным идеологом — до сих пор никаких подробностей и расчетов. Каким в конце концов будет налогообложение, даже если реформа состоится, до сих пор трудно представить. Какими будут поступления в центральный и местные бюджеты, неясно и подавно. Пообещать, что бюджетные потери компенсирует детенизация, мало даже для того, чтобы местный налогоплательщик воспринял эти предложения серьезно, не говоря уже о международных донорах (которые традиционно весьма консервативны в своих налоговых взглядах). Но и потенциальных инвесторов многочисленные белые пятна на карте реформы вряд ли устраивают. 

Читайте также: Налоговики получили возможность проверки финансовых счетов украинцев в 110 странах — вступил в силу закон
Читайте также: Руководство налоговой крышевало масштабную схему продажи нелегальных сигарет
Читайте также: Верховная Рада принялась легализовывать домашний труд: право на пенсию и обязанность уплаты налогов

Логика здесь простая: если вдруг детенизация как компенсатор не сработает, государство вынужденно свернет реформу, а масштаб этого сворачивания может быть значительно большим, чем нынешние условия, все же речь идет о стране в кризисе, потерявшей и часть реального сектора, и рабочую силу. Инвестор будет избегать любой неопределенности, потому что это риск рисков. 

Пока налоговая реформа существует лишь в виде неструктурированных тезисов, которые даже в слайды, не говоря уже о законопроекте, до сих пор никто не оформил. Вместе с тем МВФ уже прямо говорит, что Украине надо избегать новаций, «подрывающих налоговые поступления». Да и вообще-то до конца этого года мы обязались подготовить и начать имплементацию Национальной стратегии доходов, которая должна содержать четкие цели по доходам, привести НДС и акцизы в соответствие с законодательством ЕС и пересмотреть упрощенный налоговый режим.

Как все это коррелирует с реформой Шурмы? Никак.

Как это воспринимает инвестор? Как четкий сигнал, что Украина либо будет добросовестно выполнять текущую четырехлетнюю программу МВФ, но тогда никаких налоговых послаблений не будет. Либо все-таки пойдет на налоговые послабления, но тогда вылетит из программы, потеряет МВФовский иммунитет, приумножит долговые риски и вообще может приблизиться к дефолту.

«Ведется сложнейшая дискуссия», как говорит сам господин Шурма...

Где-то, очевидно, вне этой дискуссии, существует министр финансов Сергей Марченко, который разворачивает налоговую реформу на 180 градусов, утверждая, что без повышения НДС на 4% и военного сбора в три раза (до 4,5%) даже финансирование 30-тысячных доплат военным будет невозможным. То есть НДС не 20, и тем более не 10, а 24% — уровень Финляндии. И еще военный сбор +4,5% к НДФЛ, то есть из доходов уже будет удерживаться не 19,5% (18+1,5), а 22,5%. Вот это инвестиционные стимулы! Вот это спекуляции! 

Начиналось все, напомним, с того, что Дмитрий Разумков в виде условия возвращения военных доплат протянул ограничение в 67 тыс. грн для зарплат госслужащих. Финансового смысла это требование не имело (объяснить его можно разве что тем, что Разумкова укусила Юлия Тимошенко), но хлопот наделало — подписывать уже принятый закон президент не хотел, и в конце концов все отыграли до момента «доплаты вернем, но…». И нынешнее «но», уже от Марченко, — значительно худшая манипуляция, поскольку затрагивает не только чиновников или руководителей госпредприятий, но и всех граждан, так как повышается налог на потребление, и всех работодателей, поскольку увеличивается налогообложение труда. 

Читайте также: У ГНСУ появился новый сервис "Калькулятор налога на имущество"

Посмотрите на это глазами потенциального инвестора: вот государство Украина, где правила игры меняются чаще, чем погода, и не угадать, кто окажется очередным «крайним» в вечном соревновании популистов с манипуляторами. Надо вкладываться!

Хорошо, предположим, нам удастся обольстить потенциальных инвесторов не столько налоговой реформой, сколько реформой налоговой. В конце концов, если взглянуть на любой опрос западных инвесторов об их тяготах и болях, то налоговых ставок среди основных проблем не будет, в отличие от давления контролирующих органов и коррупции. 

Что ж, и такая реформа на подходе — от профильного налогового комитета парламента. Ее уже даже в законопроект оформили. Основная концентрация — на процессе отбора кадров: конкурсные комиссии с представителями от международных организаций для избрания главы, контракт на пять лет и запрет более двух сроков подряд руководить налоговой, поразительно конкретное требование к кандидату насчет способности «по своим моральным качествам исполнять обязанности», ежегодный аудит самой налоговой и переаттестация работников.

 С коррупцией будут традиционно бороться не уголовными производствами, а высокими зарплатами. Должностной оклад главы — 80,5 тыс. грн в месяц, директоров департаментов — 59 тыс., начальников территориальных подразделений — 52 тыс., начальников управлений — 48 тыс., рядовых инспекторов — 32 тыс. Конечно, к окладам могут приплюсовывать шесть разных надбавок и премии, но... Вспомним «списки желаний», изъятые во время обысков у теперь уже бывшего руководителя столичной налоговой, а на одном из них: «заработаю 1 млн долл.». Для людей, считающих взяточничество работой и имеющих годовую планку в миллион долларов, все эти «достойные зарплаты» — незначительный бонус к основному заработку. А единственный адекватный метод контроля для них — неотвратимое наказание в соответствии со статьями УКУ. Чего, естественно, реформа не предусматривает.

Но самое интересное в этой перезагрузке налоговой, что точно привлечет внимание инвесторов, — пункт о показателях эффективности, «определенных, измеряемых и достижимых». Что это, если не планы налоговых сборов, плановые и внеплановые проверки, размеры налоговой нагрузки, доначисления и штрафы? Вряд ли речь идет о количестве пользователей «Кабинета плательщика» и принятых на «горячую линию» звонках. Итак, фискализация и давление закладываются даже в эту совершенно беззубую реформу.

Читайте также: Детенизация: налоговая получила доступ к информации о банковских счетах предприятий и населения
Читайте также: Налог на недвижимость: освобождаются ли от оплаты владельцы уничтоженного или поврежденного имущества

Можно не один абзац написать о том, что налоговая система — лишь инструмент достижения государством экономических целей, и в идеале следовало бы с этими целями определиться, а уже потом кроить под них налогообложение. Что на ставки соседей нужно смотреть обязательно, потому что от конкуренции не убежишь. А мы вынуждены жестко конкурировать как за деньги, так и за людей. Что диджитализация, улучшение администрирования и борьба с коррупцией — это вообще систематические текущие задачи, а не цели от реформы до реформы. И все это, к сожалению, не имеет ничего общего ни с одной из упомянутых нами налоговых реформ. Как и сам околоналоговый дискурс последних месяцев не имеет ничего общего с привлечением инвестиций…

Буквально на днях налоговик из Львовской области получила подозрение от НАБУ и САП, потому что требовала от предпринимателей 1,5% от сумм налоговых накладных за их разблокирование. Где-то в то же время появились результаты опроса бизнеса «о насущном», и 48% опрошенных предпринимателей сообщили, что сталкиваются с проблемой блокировки накладных. Так, может, если с системным настолько не задается, черт уже с этими глобальными преобразованиями, решим хотя бы эту проблему, и уже половина плательщиков вздохнет с облегчением. Тоже будет реформа.