UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рахманин: «Самая скандальная норма законопроекта об уточнении подчинения Главкома Залужного появилась до войны. Целый год против нее никто не выступал»

Профильный комитет до сих пор работает над правками к законопроекту и не принимал еще ни одного решения о его дальнейшей судьбе.

Законопроект №4210-д, предлагающий существенно усилить позицию министра обороны, неожиданно оказался одним из наиболее обсуждаемых общественностью, неравнодушной к военным/военным вопросам. Однако подавляющее большинство тех, кто пытается критиковать или анализировать этот документ, явно не знакомы с историей его появления и/или его содержания, отметил Сергей Рахманин в статье «Бьет ли законопроект №4210-д по Главному Залужному?» для ZN.UA. Он объяснил, что на самом деле представляет собой этот документ.

«Указанный законопроект появился не вчера, а еще в 2020 году. Субъектом представления было правительство, а инициатором – Министерство обороны. Первоначальный текст документа не имел практически ничего общего с текущей редакцией. Он состоял, если не ошибаюсь, из нескольких абзацев и больше напоминал набор абстрактных фраз, чем подобие нормативного акта. По вероятной версии, тогдашний глава МО Андрей Таран, чтобы скрыть свое бурное безделье, требовал от подчиненных увеличить количество законодательных инициатив. Документ выглядел бессодержательным и бессмысленным, шансов на принятие Верховной Радой не было», – объясняет Рахманин.

Второе дыхание законопроекту решили дать в 2021 году. В частности, это было сделано по совместной инициативе военных, представителей Министерства обороны и членов парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки.

Зарегистрированный законопроект, как отмечает автор, решили использовать как возможность одновременно решить две проблемы:

«Так законопроект получил индекс «д» (т.е. доработанный). Была создана рабочая группа по его доработке, в заседаниях которой принимали участие представители Минобороны, Главкома, Генштаба, СНБОУ. Доработкой группы стал обновленный проект закона, который предусматривал комплекс изменений в ряд законов, прежде всего к Закону «О национальной безопасности», – добавляет Рахманин.

По его словам, во время заседаний рабочей группы выяснилось определенное различие в подходах со стороны разных актеров, прежде всего со стороны военных и Минобороны, по организации военного планирования, системы подчинения, механизмов применения войск, инструментов гражданского контроля над Вооруженными силами и т.д. Однако, как пишет Рахманин, эти противоречия не выглядели непреодолимыми. Была достигнута совместная договоренность о доработке этого сложного документа после принятия его в первом чтении.

За основу законопроект №4210-д был принят еще до войны – 16 февраля 2022 года. Его поддержало конституционное большинство Верховной Рады, то есть свои голоса «за» отдали 317 народных депутатов. В том числе абсолютное большинство депутатов практически всех фракций и групп. Единственная фракция, которая не дала ни одного голоса «за» этот проект – ОПЗЖ. При этом именно представителям этого парламентского объединения принадлежали все четыре голоса, которые были поданы против документа.

Рахманин подчеркнул, что норма, которую сегодня преподносят как величайшее «предательство», появилась именно в прошлом году. То есть, перед войной, а не сейчас, как утверждают некоторые критики этого законопроекта.

«О чем идет речь? В соответствии с действующим Законом «О национальной безопасности» Главнокомандующий Вооруженными силами подчиняется президенту и министру обороны. Редакция законопроекта №4210-д, проголосованная в первом чтении 16 февраля 2022 года, эту норму изменила: предлагалось, что Главком будет «подчинен, подконтролен и подотчетен министру обороны». Эта новелла сейчас активно критикуется как «мина», закладывающаяся под Главком; рассматривается как существенное ограничение его функциональной самостоятельности; некоторыми даже просто преподносится как «зависимость Залужного от Резникова». Хотя законы пишутся не под фамилии, а под должности, персонификации восприятия никто не отменял. Подчеркиваю – сейчас», – отмечает автор.

Хотя конституционным большинством это положение было поддержано более года назад. И, по словам Рахманина, в течение года против этого активно и публично не выступали военные, активисты или политики.

Автор добавил, что одна из поправок, поданных ко второму чтению, смягчает норму, поддержанную в первом чтении. Слово «подконтрольный», как отметил Рахманин, комитет планирует изъять.

Сейчас никакого решения о дальнейшей судьбе проекта №4210-д (рекомендовать его принять, отклонить или определиться путем голосования в зале) профильный комитет не принимал. То есть ни одна из поданных поправок пока еще не принята или отклонена.

Окончательное количество и содержание «комитетских» поправок еще не определены. При этом ориентировочной даты рассмотрения этого законопроекта в комитете пока нет. В ориентировочной повестке дня, на основании которой Рада принимает законопроекты, он отсутствует.

«Различные скандальные «изменения», якобы готовящиеся к этому законопроекту и горячо обсуждаемые общественностью — запрет военнослужащим баллотироваться, ограничения военных публично выражать свое мнение, создание нового разведывательного органа и т.п., официально никем не подавались. И в тексте известных мне «комитетских» поправок таких новаций нет», – добавил Рахманин.

Читайте также: В начале войны мы были в очень сложной ситуации. В России военная наука развита на высоком уровне — главнокомандующий ВСУ

Напомним, о том, что законопроект №4210-д готовят ко второму чтению, стало известно на фоне скандала вокруг депутата «Слуги народа» Марьяны Безуглой. Она предоставила комитету национальной безопасности, обороны и разведки ВРУ ложную информацию о якобы предварительном согласовании ею с ГУР МОУ редакции законопроекта.