UA / RU
Поддержать ZN.ua

Повышение налогов в Украине: как не нанести ущерб экономическому потенциалу страны

Автор: Дмитрий Алексеенко

Принятый Верховной Радой 10 октября закон о повышении налогов (законопроект №11416-д) предусматривает ряд изменений, которые окажут значительное влияние на экономику страны, финансовое положение предприятий и доходы граждан.

Анализ потенциальных последствий повышения налоговой нагрузки, прежде всего военного сбора, указывает на серьезные риски для украинской экономики в средне- и долгосрочной перспективе. Хотя такой шаг может обеспечить краткосрочное увеличение налоговых поступлений, негативные эффекты от замедления экономического роста и расширения теневого сектора могут со временем нивелировать эти первоначальные преимущества.

В частности, законопроектом предусматривается повышение ставки военного сбора с 1,5 до 5% для большинства налогоплательщиков со дня вступления в силу закона. Важно отметить, что для военнослужащих и работников силовых структур (ВСУ, СБУ, СВР, ГУР, Нацгвардии, пограничников, УГО и ГСССЗИ) ставка остается на уровне 1,5%. С 1 января 2025 года 5% военного сбора будут облагаться также другие доходы граждан (кроме зарплаты).

Читайте также: Рада разблокировала подписание закона о повышении налогов

Кроме того, вводится военный сбор для физических лиц-предпринимателей (ФЛП). Для ФЛП І, ІІ и ІV групп ставка устанавливается на уровне 10% от размера минимальной заработной платы, которая пока составит 800 грн ежемесячно. Для ФЛП и юридических лиц ІІІ группы единого налога ставка военного сбора составит 1% от дохода.

Важно заметить, что эти изменения будут носить временный характер — они будут действовать до конца года, в котором будет прекращено или отменено военное положение. После этого ставка военного сбора для физических лиц должна вернуться к 1,5%.

Анализ потенциального влияния на сектора экономики

Повышение ставки военного сбора и расширение базы его плательщиков окажет существенное влияние на разные сектора экономики и группы населения. В наибольшей степени налоговые изменения повлияют на доходы работающих граждан, а также на малый и средний бизнес.

В первую очередь повышение военного сбора повлияет на тех работников, у которых официально оформлены трудовые отношения. Согласно опросу Европейской Бизнес Ассоциации среди членских компаний, проводившемуся в начале октября 2024 года, 55% компаний не смогут компенсировать повышение военного сбора работникам. Возьмем конкретный пример: для работника с месячным доходом в 30 тыс. грн сумма военного сбора вырастет с 450 до 1500 грн.

Столкнувшись с уменьшением реальных доходов, украинцы будут вынуждены пересмотреть свои расходы, отдавая преимущество товарам первой необходимости. Соответственно, в секторах, предлагающих товары и услуги, которые не являются жизненно необходимыми, могут сократиться продажи. Розничная торговля и сфера услуг, вероятно, испытают наибольшее негативное влияние этой тенденции. Кроме того, можно прогнозировать изменения в структуре потребления: домохозяйства переориентируются на более дешевые товары и услуги, что в свою очередь окажет влияние на общую структуру рынка и конкурентную среду. С начала полномасштабного вторжения России украинские потребители уже демонстрировали склонность к экономии и переориентации на более доступные товары и услуги. Повышение военного сбора только углубит эти тенденции, возможно, ускоряя структурные изменения в экономике, которые уже происходят.

Особое внимание нужно обратить на потенциальное увеличение теневой занятости. Высокая налоговая нагрузка будет стимулировать как работников, так и работодателей искать способы уклонения от уплаты налогов, в частности путем неофициального трудоустройства или выплаты части заработной платы в «конверте». Это приведет к массовому уклонению от уплаты налогов и нарушит и без того шаткий социальный договор. Но самые серьезные последствия могут проявиться в долгосрочной перспективе. Рост неформальной занятости будет означать, что все больше работников будут оставаться вне системы социального страхования.

Следует подчеркнуть, что влияние повышения военного сбора будет неравномерным для разных категорий работников. Для низкооплачиваемых работников дополнительная налоговая нагрузка может существенно повлиять на их способность обеспечивать базовые потребности, такие как питание, оплата коммунальных услуг и жилье.

Введение военного сбора для ФЛП также окажет долгосрочный негативный эффект. Для многих ФЛП, особенно тех, кто работает в секторах с низкой маржинальностью, дополнительный налог может существенно повлиять на их рентабельность. Существует риск, что часть ФЛП могут попытаться избежать уплаты нового сбора из-за перехода в «тень».

Хотя новый закон не предусматривает существенных изменений в налогообложении крупного бизнеса, косвенное влияние может быть значительным. Снижение реальных доходов населения может сказаться на объемах продаж, особенно в секторах, ориентированных на внутренний рынок. Для удержания квалифицированных работников компании могут быть вынуждены повышать заработные платы или платить в «конвертах», чтобы компенсировать усиление налоговой нагрузки.

Читайте также: Повышение налогов: Гетманцев допускает повышение НДС, и МВФ не против

Макроэкономические последствия

Увеличение налоговой нагрузки приведет к замедлению экономического восстановления в краткосрочной перспективе из-за уменьшения потребительского спроса и инвестиционной активности. Бизнес может попытаться перевести дополнительную налоговую нагрузку на потребителей путем повышения цен, что может привести к инфляционному давлению.

Следует также учитывать возможное влияние на финансовый сектор. Банки и финансовые учреждения могут столкнуться со снижением спроса на кредитные продукты и увеличением рисков невозврата существующих кредитов, что может повлиять на их прибыльность и политику кредитования. Повышение налога на прибыль банков до 50% также негативно скажется на их способности кредитовать экономику.

По оценкам Министерства финансов, новые налоговые меры должны принести дополнительно около 58 млрд грн в бюджет в 2024 году и 137 млрд — в следующем. Но фактический эффект может быть меньше как раз из-за потенциального снижения экономической активности и возможного увеличения теневого сектора.

Вместе с тем снижение внутреннего спроса может привести к сокращению импорта, что может оказывать положительное влияние на торговый баланс Украины. Согласно данным Государственной таможенной службы, за девять месяцев 2024 года товарооборот Украины составил 81,9 млрд долл., при этом импортировали товаров на сумму 51,2 млрд долл., а экспортировали — на 30,7 млрд. Но повышение налогов может привести к снижению конкурентоспособности украинских производителей на мировых рынках.

Как наполнить бюджет?

Сейчас закон о повышении военного сбора ждет подписи президента Украины. Учитывая, что его действие ограничено во времени, а финансовые проблемы государства — нет, даже после введения его в действие имеет смысл рассматривать альтернативные подходы к наполнению бюджета и стимулированию экономического развития. Учитывая потенциальные риски и негативные последствия предложенных изменений, целесообразно рассмотреть следующие меры:

  1. Вместо высокой ставки военного сбора можно вернуться к идее повышения НДС, что позволит более равномерно распределить налоговое бремя между всеми категориями населения. Стоит также рассмотреть возможность введения прогрессивной шкалы, где более высокие доходы будут облагаться налогами по более высокой ставке. Это позволит снизить налоговое давление на низкооплачиваемых работников и малый бизнес.
  2. Продолжение борьбы с теневой экономикой. Согласно информации, предоставленной главой налогового комитета Верховной Рады, автором законопроекта №11416-д Даниилом Гетманцевым, на начало 2024 года около 50% экономики находилось в «тени», то есть вне официальной статистики и системы налогообложения. Сумма в 500 млрд грн незадекларированных налогов является колоссальной и свидетельствует о серьезных проблемах в системе налогового администрирования и экономической политики в целом.
  3. Соответственно, фундаментальной задачей является повышения эффективности налогового администрирования, которое нуждается в комплексном подходе, сосредоточенном на устранении политического влияния на Государственную налоговую службу и минимизации человеческого фактора путем диджитализации и автоматизации процессов. Критическим шагом является прекращение практики блокирования налоговых накладных, создающей значительные препятствия для бизнеса. Ситуация, когда ключевой государственный орган на протяжении 3,5 года возглавляет временно исполняющий обязанности, приводит к отсутствию долгосрочного стратегического планирования и внедрения необходимых реформ.
  4. Тщательный аудит и оптимизация государственных расходов могли бы выявить резервы для экономии средств и уменьшить потребность в дополнительных налоговых поступлениях. Ярким примером необходимости такого аудита служит вопиющая история о массовой инвалидности прокуроров Хмельницкой области.
  5. Новый налоговый пакет фактически не задевает большой бизнес, в частности вопрос выведения прибыли за границу крупными компаниями. Усиление контроля в частности над трансфертным ценообразованием могло бы принести дополнительные поступления в бюджет.

Оптимальным подходом в этой ситуации было бы сочетание умеренного повышения налогов с комплексными мерами по стимулированию экономики, улучшению инвестиционного климата и активной борьбе с теневым сектором. Такой сбалансированный подход мог бы обеспечить необходимые фискальные поступления, не подрывая при этом долгосрочных перспектив экономического развития.

Но, похоже, правительство склоняется к более простому решению — перекладыванию налогового бремени на население вместо решения глубинных структурных проблем экономической политики государства. Вместо борьбы с коррупцией, теневой экономикой и налогообложения крупного бизнеса правительство максимально перекладывает финансовое бремя войны на рядовых работников и малый бизнес. С учетом последних коррупционных скандалов с главами МСЭК, прокурорами-пенсионерами и многого другого это выглядит не просто нецелесообразно, но и аморально.