Мэр Вишневого Илья Диков в ближайшие год-полтора планировал переехать в новое современное здание городской рады. Но строительство 4-этажного помещения мэрии под предлогом размещения там ЦПАУ за 193 млн грн в г. Вишневом под Киевом отменяется. Интересно, что ЦПАУ в Вишневом открывали в 2016-м и 2017 годах.
После возмущения людей, петиции, обращений в Госаудитслужбу и соответствующего аудита все закончилось расторжением договора с подрядчиком.
На почти 200-миллионной закупке выявили завышение цен, а само строительство нового помещения для мэрии, в то время как существует острая необходимость в восстановлении жилья для людей, сейчас не является приоритетом.
Антикоррупционный центр ИЗИ выявил завышение цен на 7 млн грн, из которых только на арматуре — 4,9 млн и еще более 2 млн грн — на дверях и блоках. О завышении в 5 млн грн сообщают и «Наші гроші».
В частности, почти вдвое дороже планировали заплатить за арматурную сталь, рыночная цена которой — 33 тыс. грн/тонна, а сметная — свыше 53 тыс. грн. Двери для укрытий в смете рассчитали по 336 тыс. грн за штуку, тогда как на рынке они стоят вдвое дешевле — около 149 тыс. грн. Газобетонные блоки планировали закупить по 5,3 тыс. грн, в то время как их настоящая цена — 3,2 тыс. грн. Только на кабеле могли бы переплатить 300 тыс. грн (см. скрин 1 и скрин 2).
Закупки по-богатому
Не только «двойными» ценами отметились в Вишневом. В новом здании вместо старого кинотеатра планировали устроить «центр культурной жизни»: мэрию—ЦПАУ—музей—буфет. Для буфета хотели приобрести профессиональную кофеварку за 167 тыс. грн, грили, микроволновки и вафельницы почти по 20 тыс. грн и другое оборудование.
Шесть модульных кухонь, очевидно, предполагались для кабинетов руководства. Только комплект мебели для одного кабинета руководителя обошелся бы в более чем 250 тыс. грн.
Победителем торгов стало ООО «Максима Буд», предложившее цену всего на 4 тыс. грн ниже ожидаемой. 10 ноября КП «Главное управление коммунального хозяйства» Вишневой городской рады заключило договор с подрядчиком. Раньше ООО «Максима Буд» уже выполняло меньшие подряды в городской раде на ремонт ливневой канализации.
Уже 23 ноября договор расторгли. Формальная причина — техническая ошибка со стороны проектанта ООО «Проектная компания «Инжгруп» при расчете ожидаемой стоимости предмета закупки.
Но обнаружили «техническую» ошибку лишь тогда, когда на запрос Госаудитслужбы в рамках мониторинга закупки распорядитель средств должен был предоставить подтверждающие документы с обоснованием закупки.
«Письмом исх. 01-2311/23 от 23 ноября 2023 года, руководителем проектной организации ООО «Проектная компания «Инжгруп» было сообщено о допущенной технической ошибке во время расчета ожидаемой стоимости предмета закупки. На основании чего дополнительно считаем необходимым сообщить о расторжении Договора подряда №1-АБ от 10.11.2023 года из-за выявленных неточностей (несоответствий) во время проведения процедуры закупки, результатом проведения которой стало заключение договора подряда №1-АБ от 10.11.2023 года. В результате чего было достигнуто между сторонами согласие о расторжении договора подряда №1-АБ от 10.11.2023 года. Соответствующая информация и документы будут обнародованы в электронной системе закупок», — отмечается в объяснении заказчика (см. скрин 3).
Фактически вину за завышение цен переложили на проектанта, разработавшего проект по заказу этого же коммунального предприятия.
Как заказчикам и подрядчикам все сходит с рук
Типичным результатом выявления завышенных цен в неактуальных тендерах или закупках являются всего лишь расторжение договоров и возможный возврат средств. Так было с барабанами, овощерезками, стадионами, так произошло с мэрией в Вишневом. Только «яйца по 17» из-за влияния на политическую репутацию закончились для министра обороны Резникова увольнением. Ведь речь шла о фактических проплатах, а не о плановых.
Несмотря на то, что в подобных закупках выявляют существенные наценки и явные коррупционные сигналы, заказчикам и подрядчикам ответственность не грозит. Конечно, в случае своевременного расторжения договоров с обоснованием «технических» ошибок или отсутствия необходимости в закупке.
Но такие случаи завышений цен и необоснованных закупок вызывают раздражение в обществе, разочарование у военных и бьют по имиджу страны.
Как останавливать неактуальные закупки?
В нашей ситуации, когда фактически все восстановление и ремонты финансируют международные партнеры, более важны предупреждение и остановка необоснованных закупок.
Это будет означать, что в Украине есть общественный контроль и действуют антикоррупционные органы.
Мониторинг тендеров на Prozorro и исследование связей в Youcontrol или других платформах могут стать полезными, особенно если при выявлении нарушений сообщать соответствующим органам.
Это можно сделать непосредственно в закупке на Prozorro, нажав «Інформувати про порушення». Но более действенным способом является информирование о нарушении в закупках напрямую ГАСУ, оставив обращение по обычной гугл-форме.
Ведь, несмотря на то, что строительство мэрии в Вишневом приостановлено, это не означает, что через некоторое время заказчик опять не вернется к этому тендеру. Поэтому общественный контроль за расходами во время войны, а также приоритетностью использования средств восстановления должен быть сильным.