UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пенсионная рулетка. Почему реформа во время войны может оставить украинцев без копейки в старости

Автор: Андрей Павловский

Министерство социальной политики планирует большую пенсионную реформу, в частности внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и новой формулы расчета пенсии в солидарной системе по баллам. Дедлайн — к концу 2025 года.

Риски накопительной системы во время войны

Существуют серьезные предостережения по поводу внедрения обязательной накопительной системы во время войны и экономического кризиса. Опыт других стран и эксперты международных финансовых организаций указывают, что для успешного внедрения накопительной пенсионной системы необходимы устойчивый экономический рост и значительное увеличение доходов населения в течение нескольких лет подряд. Прогнозировать постоянный экономический рост в Украине во время войны сложно.

Читайте также: Накопительная пенсия: в Минсоцполитики опровергли повышение налогов

Инвестиционный доход от пенсионных активов должен превышать уровень инфляции за год хотя бы на 2–3%. По данным НБУ, инфляция в 2022 году была 30%, в 2024-м — 12%. По данным Госстата, в мае 2025 года инфляция в Украине ускорилась до 15,9%. То есть годовая доходность инвестиционных инструментов (депозитов, ОВГЗ или коммерческих ценных бумаг) должна превышать минимум на 3% инфляционные показатели. Однако в Украине легальных отраслей экономики с такой инвестиционной доходностью практически нет. В лучшем случае можно говорить о 8–10% годовых. При этом в Украине очень слабые финансовые институты, неразвитый рынок ценных бумаг и ограниченное количество реальных инвестиционных инструментов. При таких условиях гарантировать людям сохранение средств от инфляции невозможно.

Определяющий риск запуска обязательной накопительной системы в нестабильной экономике — накопление на пенсионных счетах могут стать отрицательными.

Для эффективности необходимы низкие административные расходы — не более 1–1,5%. Опыт Аргентины и Чили показывает, что высокие административные расходы приводят к крайне низким результатам долгосрочного инвестирования и существенному уменьшению пенсионных выплат.

Наибольшей проблемой является отсутствие реальных государственных гарантий сохранности пенсионных накоплений. Нет четкой системы возврата пенсионных активов в случае ликвидации эмитентов ценных бумаг и банков. Существует угроза, что накопительная система при неблагоприятных условиях превратится в большую финансовую пирамиду.

Негативный опыт восточноевропейских стран

Правительство должно учесть негативный опыт стран, где в мирное время и при более благоприятных экономических условиях внедрение обязательной накопительной системы потерпело крах:

Читайте также: Пенсия-2025: какой ей быть?

Условия для внедрения накопительной системы

Перед внедрением правительство должно обеспечить:

Реформа солидарной системы: расчет по баллам

С июля 2025 года планируется новая формула расчета пенсий с делением на две части.

Читайте также: Назначение пенсии: как проверить уплату страховых взносов

Базовая пенсия — 30% от минимальной зарплаты после уплаты налогов. В 2025 году это 1848 грн (меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных в 2361 грн и в три раза меньше фактического прожиточного минимума). Выплачивается всем пенсионерам независимо от стажа и зарплаты.

Страховая пенсия — рассчитывается по баллам в зависимости от лет страхового учета, размера зарплаты и ее соотношения со средней зарплатой по стране, за каждый месяц трудовой деятельности пенсионера.

Преимущества балльной системы:

Недостатки:

Также предлагается в Законе Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» такой социальный показатель, как «минимальный размер пенсии по возрасту», заменить на «размер базовой части пенсии по возрасту». Такая замена необоснована, ведь статья 17 этого закона определяет, что основные государственные социальные гарантии устанавливаются с целью обеспечить конституционное право граждан на достаточный жизненный уровень. При этом определено, что основные государственные социальные гарантии, являющиеся основным источником существования, не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Читайте также: У одних пенсия пять тысяч, у других — двадцать при прочих равных. Как это исправить

Проблемы социальной справедливости

С 2022 года наблюдается резкий рост (в 2,5 раза) количества лиц с зарплатой более 160 тыс. грн (максимальная база начисления ЕСВ), с части которой не платится единый социальный взнос. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет Пенсионного фонда.

Еще одна серьезная проблема заключается в разительной диспропорции в оплате труда между руководителями госпредприятий, членами наблюдательных советов, работниками центральных органов власти и работниками реального сектора. Эта диспропорция имеет отрицательный мультипликативный эффектнеравенство в зарплатах вызывает еще большее неравенство в пенсионном обеспечении.

По данным Минсоцполитики, средний размер пожизненного содержания судей в конце 2024 года достигал 99,74 тыс. грн в месяц — в 17 раз больше средней пенсии и в 42 раза больше минимальной пенсии для неработающих.

Цель реформы должна включать решение следующих главных проблем: создание предпосылок для устойчивого развития экономики и, как следствие, для развития пенсионного обеспечения на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования; усовершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Читайте также: Как выбраться из ловушки минимальных взносов и увеличить свою пенсию

Для усиления социальной защиты граждан необходимо соблюдать единые принципы реализации процесса реформирования пенсионной системы Украины, к которым можно отнести:

Реформирование пенсионной системы возможно лишь при устойчивом развитии экономики и росте доходов населения, потому что проблемы пенсионного обеспечения являются производными от проблем экономики.

Будет экономический рост — станут возможными и настоящие пенсионные реформы, не будет экономического роста — продолжатся упадок и деградация пенсионного обеспечения.

Вывод: пенсионное обеспечение является важной составляющей системы социального страхования и социальной защиты населения, затрагивает интересы практически каждого гражданина Украины, поэтому от того, насколько прозрачными будут схемы пенсионных отчислений и понятным и справедливым порядок начисления пенсий, зависит восприятие или отторжение реформ обществом.

Рекомендации

По накопительной системе: внедрение в условиях войны, кризиса, высокой инфляции без реальных гарантий сохранения накоплений несет большие риски отрицательного результата. На современном этапе целесообразно воздержаться от внедрения обязательной накопительной системы.

Читайте также: В Германии работающих пенсионеров в четыре раза меньше, чем в Украине

По балльной системе: имеет положительные и отрицательные стороны. Позитив — устранение различий между пенсиями разных лет, немного большие пенсии для лиц со средней зарплатой и ниже. Негатив — базовая пенсия меньше прожиточного минимума, более низкие пенсии для высокооплачиваемых работников.

Для усиления действующей системы необходимо:

Главное: пенсионное обеспечение затрагивает интересы каждого гражданина, поэтому от прозрачности схем отчислений и справедливости начисления зависит общественное настроение в отношении реформ. Успешное реформирование возможно лишь при условии стабильного экономического развития и роста доходов населения. Будет экономический рост — станут возможными настоящие пенсионные реформы, не будет — продолжатся упадок и деградация пенсионного обеспечения.