Накануне большой Конференции по вопросам восстановления Украины у западных партнеров заканчивается терпение. Вместо проведения или хотя бы планирования реформ власть поднимает цены на электроэнергию, чтобы «залатать» дыру в бюджете «Энергоатома» стоимостью в 40 млрд грн, и отказывается внедрять эффективный контроль над другими энергетическими компаниями. Какими бы ни были планы восстановления сектора, в таких условиях они не принесут украинским гражданам ни одного доллара, фунта или евро.
«Теперь наше время поесть», — сказали борцы с режимом апартеида, когда побеждали в борьбе за справедливость. В результате победной перестройки Южно-Африканской Республики весь мир следил за построением «более справедливой страны и экономики», которая получилась не очень справедливой и не слишком успешной.
Накануне Конференции по вопросам восстановления Украины эту фразу напомнили украинской власти. Британский журналист Эдвард Лукас посвятил колонку в воскресной Times вопросам коррупции в Украине. Он четко фиксирует опасения западных экспертов и политиков: не превратится ли восстановление Украины в коррупционную кормушку.
И чтобы ни у кого не возникало сомнений, о чем идет речь, отдельно вспомнил о необходимости навести порядок в государственных энергетических компаниях. Это упоминание нелишним будет перечитать одному из хедлайнеров конференции — заместителю Ермака Ростиславу Шурме, который везет на Запад обещания невероятных, сказочных, эффектных и очень многомиллиардных энергетических проектов. Чтобы не останавливаться на деталях, скажу лишь, что мощностей атомной генерации пан Шурма планирует возвести чуть больше, чем было построено в Украине во времена Советского Союза. А ветряков поставить в сто раз больше, чем сейчас! Ну, а электромобилей у нас с вами будет больше, чем авто на дизеле, газе и бензине, вместе взятых.
В то же время требовательная публика в Лондоне хотела бы услышать несколько иное. Например, в каких условиях все эти проекты будут реализовываться? Я четко понимаю, что хочет сказать Эдвард Лукас. Он пишет прямо: «Коррупция питает скептицизм. Если первоначальные средства, выделенные на восстановление, будут разбазарены или разворованы, лояльность будет уменьшаться, а безопасность — ослабевать. Эти опасности создают угрожающий фон для Конференции по восстановлению Украины, которая пройдет на этой неделе в Лондоне».
Все еще сложно написано? Хорошо, перевожу. Все, как в старом анекдоте.
Муж и жена легли спать. Слышат, как соседи занимаются любовью. Муж жене:
— Давай попрыгаем на кровати, пусть соседи думают, что мы тоже занимаемся любовью.
Попрыгали, легли спать. Утром за завтраком жена ставит перед мужем на стол пустую тарелку с ложкой:
— Ешь, дорогой.
— ... ?!
— А ты постучи ложкой по тарелке, пусть соседи думают, что ты ешь.
Так и с украинскими прожектами. Если мы будем делать вид, что хотим что-то восстанавливать, западные партнеры будут делать вид, что хотят нам давать на это деньги. Но на самом деле финансирование будет лишь в том случае, если мы будем отвечать на давно заданные вопросы, например, следующие.
Вопрос первый: почему вместо реформ на рынке электроэнергии вы подняли цены в интересах отдельной компании?
Поспешное и плохо объясняемое людям повышение тарифов на электроэнергию, которое неожиданно даже для себя вынес на срочное рассмотрение Кабмина министр Галущенко, оставило огромное количество вопросов не только у населения, но и у внешних наблюдателей. Почему повысили именно сейчас? Почему вдвое? Почему вообще просто подняли, а не провели реформу ценообразования, которую обещали много лет? Кабинет министров Украины не стал это обсуждать — правительство не место для дискуссий. Проголосовал, да и все.
В действительности ответ на этот вопрос известен. Поднятие цен — никакая не реформа, а спасение государственного «Энергоатома», который должен был обеспечивать два праздничных стола: низкие цены для граждан и высокие выплаты для производителей «зеленой» энергии. По состоянию на сегодняшний день компания находится на грани банкротства, потому что задолжала по правилам ПСО 40 млрд грн. При этом все намеки на то, что повышение тарифов обусловлено обстрелами россиянами инфраструктуры, — чистая манипуляция. Деньги и оборудование на восстановление сети украинский оператор привлекает за границей, финансовая дыра пробита именно в том предприятии, которому иностранцы денег не дают и не планируют, — в «Энергоатоме».
Частично такая катастрофическая ситуация объясняется оккупацией Запорожской атомной электростанции, которая не производит электроэнергию. Но не только. У национальной компании «Энергоатом» весь год войны хватало денег на целый ряд важных вещей. Например, на биг-бэги по цене в несколько раз выше, чем на рынке. Или на троллейбусы турецкого производства, выдаваемые за «локализованные». Или, наконец, на аферы с компанией ДТЭК, которой «Энергоатом» сливал по миллиарду гривен в месяц. Все это несекретная информация, о ней регулярно пишут журналисты-расследователи, и ZN.UA также рассказывало.
Вопрос второй: а кто контролирует ваши государственные компании?
За тем, как копошатся за влияние на энергетику разные группы в офисе президента и вокруг, уже даже стыдно наблюдать. Государственные и национализированные доли в облэнерго тот же Ростислав Шурма всеми возможными способами пытается объединить в сомнительного, с юридической точки зрения, монстра, у которого нет даже намека на независимость в принятии решений или деятельности. Оператор газотранспортной системы Украины работает в «ручном режиме» и в состоянии только предупреждать о том, что без российского транзита его ждет финансовая катастрофа. Наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины», назначенный по прямому требованию международных партнеров, не в состоянии контролировать Чернышова — друга ОПУ. Команда Андрея Деркача, руководящая «Энергоатомом», имеет полный карт-бланш не только на какие-либо закупки, но и на привлечение лоббистов в США. Поскольку без профессиональных лоббистов с ними никто даже разговаривать не станет, с апреля этого года и за наши с вами 960 тыс. долл. — «Энергоатом» под чутким информационным сопровождением. Помогает очень.
Проблема украинской власти в том, что ее представители не до конца выучили новую историю. Западные партнеры и инвесторы, вспоминая «восстановление», думают не о «плане Маршалла», а на самом деле имеют в виду Афганистан и ЮАР.
Международные доноры хорошо понимают, что в Украине война, и ей надо помогать. Но они не готовы платить 40 млрд грн за «праздничный стол» «Энергоатома» или поддерживать обещания невероятных, сказочных, эффектных и очень многомиллиардных энергетических проектов.
Они ожидают четкого плана завершения рыночных реформ и рыночных способов защиты граждан. И энергетических компаний, которыми руководят прозрачно, с независимым корпоративным управлением и без лиц, с которыми стыдно появляться на людях. И, в отличие от нас, у них есть время.