UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конец одинокой борьбы — государство создает новую систему коллективных исков

Автор: Андрей Сало

Институт классового иска (class action), или его еще называют групповым либо коллективным, зародился в странах общего права. Поначалу групповые иски использовались для защиты большого количества миноритарных акционеров, а позже распространили свой охват на разные категории дел.

Суть группового иска заключается в обращении в суд объединением граждан, определенной общественной организацией в случае нарушения групповых интересов (определенного или неопределенного круга лиц) определенным субъектом хозяйствования.

В качестве примера можно привести групповой иск против Apple о шпионстве Siri. По информации пользователей, при использовании Sirі включалась запись частных разговоров, содержание которых передавалось рекламодателям, после чего пользователи видели рекламу обсуждаемых товаров или услуг. Нужно также вспомнить групповой иск против Apple об умышленном замедлении работы смартфонов, чтобы заставить потребителей покупать последние модели.

Читайте также: Apple достигла мирового соглашения на сумму 490 млн долларов из-за комментариев Тима Кука о спросе в Китае — Financial Times

Введение института группового иска в украинское законодательство неоднократно обсуждалось, но так и не было воплощено. Хотя некоторые элементы концепции группового иска прослеживаются в обращении за защитой экологических прав общественными природоохранными организациями на основе Орхусской конвенции или в обращении профсоюзами для защиты трудовых прав его членов.

В любом случае, согласно общему правилу, основанием для обращения в суд является нарушение прав, интересов конкретного истца. То есть конкретное лицо должно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или интереса. Либо же несколько лиц — за защитой своих нарушенных прав или интересов, создавая процессуальную множественность на стороне истца.

В направлении введения групповых исков Минэкономики разработало проект закона «О защите коллективных интересов потребителей». Среди многочисленных законопроектов, направленных на адаптацию украинского права к стандартам ЕС, указанный законопроект не ограничивается формальной гармонизацией. Он вводит в украинское процессуальное право новый институт — представительский иск (который по своей природе является групповым), направленный на перенесение акцента с защиты индивидуального интереса потребителя на защиту коллективного интереса потребителей.

Цель законопроекта — имплементация положений Директивы (ЕС) 2020/1828, заложившей стандарт представительского иска по защите коллективных интересов потребителей.

Читайте также: Осталось четыре дня: Госэтнополитики готовится к судебному процессу о запрете УПЦ МП

В Евросоюзе в судебной практике немало случаев подачи представительских исков. Одно из последних дел, где применялся институт представительского иска после имплементации Директивы (ЕС) 2020/1828, — это дело по иску Irish Council for Civil Liberties (ирландская квалифицированная организация) против Microsoft Ireland Operations Ltd. Квалифицированная организация утверждает, что Microsoft нарушает правила норм о защите данных, осуществляя вероятный сбор и обработку персональных данных с целью создания таргетированной рекламы.

Необходимо отметить, что законопроект предусматривает возможность подать представительский иск для защиты только потребителя — лица, которое приобретает, заказывает, использует или намерено приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Сохраняя действующие способы защиты (договорные и недоговорные), подчеркивается, что представительский иск не заменяет, а только дополняет способы, доступные потребителям.

Сегодня потребителю приходится защищать себя лично, привлекая адвоката и выступая истцом в деле. Хотя и Закон Украины «О защите прав потребителей» предусматривает возможность создания общественных организаций потребителей, которые могут обращаться с иском в суд о признании действий продавца, производителя, исполнителя противоправными, прекращении этих действий, осуществлять защиту в суде прав потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей, но такие дела единичны.

В законопроект еще будут внесены многие изменения, однако основные концепции останутся. Так, предполагается, что Госпродпотребслужба будет создавать комиссии, которые в свою очередь будут формировать квалифицированные организации по сферам для подачи представительских исков. Именно эти организации становятся центральным субъектом нового механизма. Они должны быть неприбыльными, иметь как минимум годовой опыт в сфере защиты прав потребителей, быть независимыми от коммерческих структур и обеспечивать прозрачность своей деятельности. Таким образом, государство пытается создать фильтр, чтобы в суд обращались не фиктивные структуры, а организации, реально работающие в сфере потребительской защиты.

Читайте также: Европейские потребители готовы отказаться от американских товаров — опрос ЕЦБ

Иски могут охватывать разные категории: от дел, касающихся системной недобросовестной рекламы или распространения ложной информации о товарах и услугах, до случаев массового нанесения вреда здоровью, как, например, недавнее массовое отравление в львовском ресторане. В первом случае достаточно доказать сам факт нарушения коллективного интереса, тогда как во втором случае суд должен четко определить круг потерпевших потребителей и размер вреда, нанесенного каждому.

Можно ожидать, что квалификационные организации должны быть активными, инициировать представительские иски по обращениям потребителей или по собственной инициативе.

Под представительским иском понимают любой иск квалифицированной организации, выступающей как истец от лица потребителей, по защите коллективных интересов потребителей с требованием прекратить нарушение прав и/или возместить ущерб.

Представительские иски подают для защиты интересов и в интересах как идентифицированных, так и неидентифицированных потребителей, а также могут быть как неимущественного характера (например, о прекращении нарушения прав), так и имущественного (требования о возмещении ущерба).

Подача заявления о согласии быть представленным в представительском иске о возмещении обязательна для потребителя для получения соответствующего возмещения по решению суда или мировому соглашению.

Представительские иски подают исключительно квалифицированные организации. Право подавать иск сохраняется также за коллегиальным государственным органом, который осуществляет/реализует/обеспечивает защиту прав потребителей в соответствующей сфере.

Читайте также: Украинцы и бизнес выиграют иски против РФ, но компенсаций не получают

Положительно то, что такие иски финансируются за счет привлеченных средств и бесплатны для потребителей. В случае подачи представительского иска о возмещении может взиматься номинальная плата.

Законопроект предусматривает, что потребитель может подать квалифицированной организации/суду заявление о своем согласии быть представленным в иске (opt-in) или об отказе от такого представительства на любой стадии процесса (opt-out), оставляя за собой право обратиться в суд самостоятельно.

Учитывая, что происходит имплементация положений Директивы (ЕС) 2020/1828, создание единого рынка, законопроект предусматривает возможность подать трансграничный представительский иск. Его суть сводится к тому, что несколько квалифицированных организаций из разных государств-членов могут совместно подать представительский иск, если нарушение влияет на потребителей в нескольких государствах-членах. Планируется, что Минэкономики будет выполнять функции национального контактного центра с целью взаимодействия с Европейской комиссией и государствами — членами Европейского Союза по обмену информацией о трансграничных спорах.

Кабинет министров Украины должен утвердить перечень нормативно-правовых актов в сфере защиты прав потребителей, нарушение которых будет служить основанием подачи представительского иска.

Согласно законопроекту на квалифицированные организации возлагается обязанность информировать потребителей обо всех стадиях коллективных процессов: обеспечивать открытый доступ к информации о поданных исках, их ходе и результатах. Такой подход отвечает европейской практике, где эффективность коллективной защиты прямо зависит от уровня осведомленности граждан, ведь только тогда они смогут присоединяться к искам и требовать компенсацию.

Читайте также: Изменим мир вместе с ООН. Анкара потребовала масштабного реформирования организации

Безусловно, законопроект приближает Украину к европейским стандартам. В нем заложены гарантии прозрачности, информационной открытости и предотвращения конфликта интересов. Введение этого института облегчит защиту прав потребителя на европейском рынке, сэкономит ему средства на представительство, время на судебную волокиту, обеспечит получение квалифицированного представительства, снизит нагрузку на судебную систему (ведь сейчас каждый потребитель подает отдельный иск).

В любом случае успех новообразованного инструмента будет зависеть от того, смогут ли государство и общество обеспечить условия для появления независимых профессиональных и ресурсно состоятельных квалифицированных организаций. Иначе мы получим не средство коллективной защиты, а еще одну правовую формальность.